От Мак Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 05.04.2013 18:49:10 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Спартак Никаноров. Уроки СССР. В чем заключалась трагедия К.Маркса

http://www.zavtra.ru/content/view/spartak-nikanorov-nash-parovoz-vpered-letit/

«Наш паровоз вперед летит...»

Спартак Никаноров

4 апреля 2013

Выдающийся отечественный мыслитель отвечает на вопросы «Завтра»

В газете "Завтра" (2012, № 42) уже публиковались отрывки из книги "Уро­ки СССР" Спартака Петровича Никанорова (р. 30.08.1923), одного из созда­телей систем ПВО и ПРО нашей страны, методов "управления управлени­ем", высокооцененных и востребованных — к сожалению, преимуществен­но за рубежом. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей беседу c С.П. Никаноровым, в которой патриарх отечественной концептуалисти­ки оценивает развитие событий в нашей стране с системно-динамичес­кой точки зрения.

"ЗАВТРА". Спартак Петрович, как у вас появилась идея написать книгу "Уроки СССР"? Вы же — не политик, не историк, вы практически всю жизнь прорабо­тали в "оборонке", на высших этажах советской технократии.

Спартак НИКАНОРОВ. Именно поэтому. Любой думающий человек хочет понимать, что происходит с ним и вокруг него. На разных уровнях понимания.
Когда вокруг заговорили, что СССР — несчастье, ошибка человечества и так далее, у меня внутри что-то вспыхнуло, я воспринял это как оскорбление. Не потому, что подобные утверждения как-то задевали меня лично, а потому, что дважды два — всегда четыре, а не пять или шестнадцать, и белое не может быть черным. И я ре­шил написать текст со своим пониманием этой проблемы.

"ЗАВТРА". Системным пониманием?

С.Н. Да. Советский Союз был сложнейшей системой, системой нового, ранее неизве­стного, нигде и никогда не существовавшего типа.
верждением, указывая на то, что попытки социалистического устройства обществ известны с глубокой древности, чуть ли не со времен фараонов и пирамид.

"ЗАВТРА". Многие могут не согласиться с этим вашим утверждением, указы­вая на то, что попытки социалистического устройства обществ известны с глу­бокой древности, чуть ли не со времен фараонов и пирамид.

С.Н. На мой взгляд, это упрощенный подход, программирующий неверное решение задачи. Вернее, подгонку решения под заранее заданный ответ. Оно может выгля­деть красиво, казаться убедительным, но от этого не становится верным и не помо­гает двигаться дальше. Удаляет нас от ясного понимания происходящих в реальнос­ти процессов, а не приближает к нему.
Надеюсь, вы знаете, что такое сливочное масло? Покупали его в магазинах? Зна­чит, вы видели и импортное сливочное масло, поскольку часть его ввозится из-за рубежа. Так вот. Существует Всемирная торговая организация (ВТО) и вся мировая торговля находится под контролем ее стандартов. Поэтому Польша или Германия, или Новая Зеландия в Россию "просто так" продать сливочное масло не могут. Они получат разрешение на это лишь после того, как соответствующие наши органы ус­тановят соответствие продаваемого сливочного масла этим стандартам. А сколь­ко параметров устанавливают их стандарты на сливочное масло? Знаете? Нет. Так вот, их примерно 20: сливочное масло не должно таять при таких-то температу­рах, жиров в нем должно быть столько-то, витаминов — столько-то, время хране­ния у него допускается такое-то, а наличие примесей и бактерий — такое-то и та­кое-то. Если вы продаете сливочное масло, не соответствующее стандартам ВТО, то формально становитесь преступником. И от того, как организована реальная торговля, от того, кто и чем торгует, стандарт не меняется. К чему я веду и при чем здесь сливочное масло? Вы знаете, что такое общество?

"ЗАВТРА". Общество — это совокупность жителей на определенной террито­рии…

С.Н. То есть вы указали только два взаимосвязанных признака? Значит, у сливочно­го масла — 20 признаков, а у общества — всего два? Вот эта ситуация является об­щераспространенной. Поэтому люди, пытаясь ответить на такие вопросы: что же такое социализм, коммунизм, капитализм и общество, — все дают ответ на уровне понимания в сотни раз хуже уровня понимания сливочного масла.

"ЗАВТРА". Но, может быть, не стоит и чересчур усложнять? Ведь зачем рассма­тривать общество через взаимосвязи и взаимодействие тысяч или миллио­нов присущих ему параметров, если можно выделить всего лишь несколько главных, но четко определяющих его развитие? Ведь как-то человечество двигалось и движется без полного, всеобъемлющего описания социальных процессов — к тому же, невозможного в принципе? Ведь пока вы будете описывать то, что есть, это самое "есть" уже изменится, станет другим?

С.Н. Задачи создать "абсолютную теорию всего", как вы понимаете, я перед собой не ставил и не ставлю. Но некий оптимальный уровень системного понимания про­цессов, происходящих в обществе, все-таки необходимо определить. И если сопос­тавить его с тем уровнем, который наличествует сегодня, то до такого оптимума нам очень далеко.

"ЗАВТРА". Из чего это следует?

С.Н. Да из всего, что мы можем видеть вокруг. Господствующий дискурс, который почему-то называют "либеральным", представляет собой, по сути, очень сильно ре­дуцированный и приспособленный к нуждам крупного капитала марксизм. Куда он приведет — уже сейчас все понимают. Но важно, что никто ничего в плане реаль­ной альтернативы так до сих пор и не предложил. Поэтому весь шум о том, что, вот, коммунисты — или дураки, или негодяи, а капиталисты — умницы и во всем правы, — это всё дымовая завеса. Никакого сакрального, высшего или тайного зна­ния о сегодняшнем человеческом обществе нигде в мире нет. Так что марксизм, к которому лично я отношусь более чем критически, — это вершина или пик теорети­ческого понимания в данном направлении. Но как раз сам Маркс не питал иллюзий по поводу того, чего ему удалось достичь. И это была его личная трагедия.

ЗАВТРА". Трагедия? В чем она заключалась?

С.Н. Маркс, еще живя в Германии, под влиянием Энгельса составил план своих тру­дов. В нём было 20 пунктов, каждый из которых соответствовал тем политичес­ким, экономическим, философским проблемам, которые он намеревался исследо­вать. Первым пунктом в списке стоял анализ и детальное рассмотрение капиталис­тического общества. То есть Маркс видел свою задачу в точном научном разъясне­нии того, что такое, прежде всего, европейский капитализм и как он устроен. Как возникла эпоха капитализма, сколько она будет продолжаться, какие формы будет приобретать и так далее. Он пунктуально начал свой план выполнять и закончил ра­боту над первым томом "Капитала", который, при поддержке Энгельса, был издан на немецком языке. По сравнению с замыслом Маркса, с тем списком из 20 пунк­тов, том, который он издал, представлял собой только четверть первого пункта. По­этому после выхода первого тома "Капитала" он занялся его вторым томом, а по­том третьим и четвертым. Собрал огромный фактологический материал. Но поче­му-то уже полностью готовые второй и третий тома "Капитала" в печать он не сдал. По четвертому тому у него был только собран материал — целая кипа заме­ток и набросков, которая к изданию не годилась.
А марксистов в те годы по всему миру после выхода первого тома "Капитала", осо­бенно в Европе и в России, появилось очень много. Они приезжали к нему в Лондон и требовали объяснить, что же такое социализм и, главное, как его строить. Они го­ворили: "Мы же коммунисты! А первый том — только про капитализм! Вы нам про ка­питализм-то объяснили, но объясните еще и про социализм".
А Маркс вместо всего этого вдруг неожиданно стал заниматься математикой. У нас в МГУ была профессор Софья Александровна Яновская, которая выпустила кни­гу "Математические рукописи Маркса". В ней последовательно вскрыта любопытная и странная вещь: идеолог, экономист, исследователь социальных наук, философ — и вдруг занимается математикой! Очень серьезно занимается. Но и это еще не все. Он параллельно занимался в это время геологией, биологией, строением Вселен­ной.
А коммунисты и социалисты всего мира приезжали к нему и требовали, чтобы вы­шли следующие тома "Капитала". Что его, видимо, очень напрягало. А он уже понял, что тогдашняя экономическая система Европы сложнее чем он думал, что инстру­ментов для адекватного описания этой системы у него нет. И математикой он стал заниматься потому, что надеялся найти в ней мощный инструмент, с помощью кото­рого можно проводить соответствующие исследования. Но эти его ожидания не оп­равдались, поскольку инструментом он выбрал дифференциально-интегральные вы­числения, которые были совершенно не приспособлены для описания экономичес­ких явлений. Во всяком случае, в то время — в конце ХIХ века. Более того, он ут­вердился в мысли, что человека нельзя представлять только как homo economicus. Что экономика, социология, психология, геология, биология и все это взаимосвязано в феномене человека, это всё нужно обязательно учитывать. Именно поэтому он считал написанный им второй том "Капитала" несостоятельным. Не то, что он не мог его издать, — просто считал невозможным это делать по соображениям науч­ной добросовестности. Но для Энгельса, как человека действия, жизнелюба, доста­точно крупного бизнесмена, известного политика и самобытного мыслителя, на пер­вом месте стояли соображения политической целесообразности. Правда, на уро­вень понимания Маркса он никогда не поднимался. Потому что это было для него не­возможно.
Так вот, когда он узнал о смерти Маркса, то сразу пришел к нему домой, и увидел у окна связки рукописей. Спросил, что это такое? И дочь Маркса рассказала ему: это том такой-то, это — такой-то… Он попросил ее разрешения взять эти связки. Она ему разрешила. Таким образом, лично К.Марксом никакого завещания, никакой прось­бы издать после его смерти его рукописи или доработать их, или принять во внима­ние, не было. Настолько он ненавидел свои рукописи. Но Ф.Энгельс решил их издать под именем К.Маркса и тем самым создал нужный идейно-политический взгляд для тогдашних уже многочисленных социалистическо-коммунистических деятелей. А внутренней и скрытой трагедии Маркса, о которой он знал, придал законченный и глубокий характер. Поэтому сегодня очевидно, что метод, с которым Маркс исследо­вал эту огромную и гиперсложную предметную область, был неадекватен. И он, ви­димо, это ясно понял уже после завершения своего первого тома, что с помощью того аппарата мышления, который он использовал, ничего нельзя было сделать.
Кстати, когда в нынешней ФРГ стали смотреть его архив, то выяснилось, что опуб­ликована половина из написанного им и его корреспондентами, а другая половина не публиковалась никогда. Одна моя воспитанница и помощница, которая живет сей­час в Германии, рассказывает, что там идет подготовка к изданию полного архива К.Маркса.

"ЗАВТРА". Спартак Петрович, но как эти ваши слова согласуются с вашим же утверждением о том, что пока "старый" марксизм в советском изложении — предел нашего понимания мироустройства и развития человеческого общест­ва, что его теорию использовали и в Советском Союзе, и — в "либеральной" интерпретации — на Западе?

С.Н. Я, как и вы, не раз слышал слова У.Черчилля о том, что демократия — это от­вратительная форма правления, но ничего лучшего человечество пока не придума­ло. Точно так же и с Марксом. Но он и коммунисты исходили всё-таки из того, что именно человек — мера всех вещей. А либералы-монетаристы и рыночные фунда­менталисты исходили и исходят из того, что мера всех вещей — это деньги. Чело­век для них значит ровно столько, сколько он (или его труд) стоит. Стоит — в чем? В долларах США?

"ЗАВТРА". Но, несмотря на это, либеральная западная идеология и практика оказались более эффективными и устойчивыми в ХХ веке, чем коммунистиче­ская идеология и основанный на ней пионерский и рискованный (имея в ви­ду высочайшую социальную цену миллионов людских жизней), но, видимо, до конца так и не подготовленный советский социалистический социально-экономический эксперимент?

С.Н. Ну, так вершиной биологической эволюции можно признать сине-зеленые водо­росли, которые в своем первозданном виде существуют вот уже сотни миллионов, если не миллиарды, лет и спокойно пережили те катаклизмы, которые уничтожали более высокоорганизованные формы жизни. Я сейчас намеренно перешёл на про­стой, аналогический уровень мышления, чтобы изложить свои идеи в максимально доступной форме.

"ЗАВТРА". И как же тогда, по-вашему, можно сформулировать уроки СССР — хотя бы самые главные, на самом простом и доступном для нашего понима­ния уровне?

С.Н. Главный исторический урок СССР заключается прежде всего в том, что его воз­никновение, расцвет, постепенное угасание и быстрая гибель поставили человече­ство перед необходимостью спокойно и глубоко исследовать все различные соци­альные формы, а не дуть в прогнившую трубу про замечательный капитализм, бур­жуазию, демократию и т.д. Это уже все закончилось. С возникновением СССР нача­лась новая историческая эпоха, человечество перешло на качественно иной уро­вень своего развития. И этот факт никуда уже не денешь. Моя работа "Уроки СССР" адресована тем неравнодушным людям, у которых есть уверенность в том, что со­ветский проект был не ошибкой истории, а наоборот — очень важным шагом на пу­ти развития человечества.
Известно, что любой эксперимент — особенно такой масштабный и длительный — даже в случае неудачи — даёт множество данных, которые могут быть использова­ны для дальнейшего продвижения вперед. Те проблемы, с которыми столкнулся и успешно решал СССР за годы своего существования в постоянной борьбе за выжи­вание в жесточайших экстремальных условиях и ограничениях исторического вре­мени под руководством русского гения И.В. Сталина, и те задачи, которые он попы­тался, но не успел решить (или ему не дали?), сегодня уже становятся актуальны­ми для всего человечества. Мир опять зачитывается Марксом. Какой напрашивает­ся вывод? Срочно нужны новые подходы, и их должно быть много. Много должно быть теорий и идеологий. Главное — научиться работать всем вместе и понимать общую цель и объективную реальность, ее законы и требования. И, конечно, долж­на быть ясно выражена и понятна всему народу (а не т.н. "элите" в Кремле) осо­знанная политическая воля верховного руководства страны, четкое понимание им как процессов складывания сложнейшей и фактически чрезвычайной ситуации в стране (я не буду здесь говорить об опасных проявлениях внутреннего системного кризиса — это опять отдельный вопрос), а, главное, твердое желание вырваться, наконец, из лукавых объятий США и "западнизма". По Марксу: настоящая история че­ловечества еще и не начиналась. Ведь, наверное, не зря и с какой-то целью зате­вался весь этот прекрасный мир, это разумное и пока еще не совсем зависимое и пропащее человечество. Видимо, не для того же, чтобы так глупо и примитивно все профукать и скатиться в лапы международных финансовых спекулянтов и их ТНК — людоедской диктатуре (тирании) либеральных рыночных фундаменталистов. Яс­но, что не все они сегодня могут сделать, так как захотят "избранные" и "посвящен­ные" в тайны Владыки мира сего, их сценаристы и мыслители-аналитики.
Так, будем же мы — думающие россияне, русские люди и ответственные граждане РФ(России), независимо от национальности, вероисповедания и политических при­страстий, — реалистами-оптимистами и мыслителями-делателями нового и спра­ведливого будущего для нашего Отечества. Как говорили советские люди: "У нас еще есть порох в пороховницах…", и "наш паровоз вперед летит…

Беседовала Наталья МАКЕЕВА