>>>Возникает такая гипотеза... : есть ли у реформаторов шанс устроить приемлемый образ жизни одной половине населения, превратив другую половину населения в деградирующее и угасающее «нацменьшинство», вроде аборигенов Австралии? Ведь если такой шанс маячит, то, имея в руках власть, собственность, школу и СМИ, это «креативное господствующее меньшинство» сможет достаточно долго доминировать над всей массой...Если этот культурный сдвиг, который вошел в кооперативное взаимодействие очень разных культур, продлится долго (это и есть гипотеза), то надо разрабатывать долгосрочную программу, прогнозируя состояние сознания хоть в паре поколений. Для этого надо организоваться как сообщество, вроде тайных обществ Китая, которые и вырабатывали философию революции начала ХХ века (как выражался Сунь ятсен, только эти общества отверженных «сохранили сокровище национализма», точнее, "народнизма", которое отбросила интеллигенция).>
>> Эта особенность с моей точки зрения состоит в том, что тексты СГКМ принадлежат к так называемой "примордиальной школе"
>Почему вдруг?
Потому что формат задаваемой работами СГКМ рациональности неразрывно связан с нравственными ценностями и направлен, явно или неявно, на защиту нравственных ценностей от внешних угроз. Это, имхо, "родовой признак" примордиального взгляда на мир. Так или иначе, посредством примордиального метода идет апелляция к представлениям о Добре и Зле. СГКМ особенно ярко это делает на литературном поприще, обосновывая рациональность нравственных устоев.
Такой метод, имхо, позволяет описать явление и "накопить импульс перемен", но с моей точки зрения, примордиальный метод будет беспомощен при попытках сознательно направить этот импульс в "нужный коридор". Возьмите, например, ключевые идеи СГКМ - мобилизация интеллигенции, создание Цивилизационной партии и выработка Нового советского проекта. Гениальные и перспективнейшие идеи, а в примордиальной трактовке выглядят как "мертворожденные дети". Имхо, причина - в отсутствии рациональности такого типа, которая не нуждается в апелляции к Добру и Злу.
>>Вот первое, например, что бросается в глаза и не находит выражения в мыслях при каждом упминании о Гипотезе: примордиальный подход "работает" уже с некой данностью, говоря о большинстве и меньшинстве. Кто такое большинство? - Это те, которые не меньшинство. Убери меньшинство из этого сравнения, и все, примордиализму о большинстве без меньшинства и сказать нечего.
>Меньшинство действует вполне сознательно. Это не СГ его выделил. Оно творит свои мифы именно на противопоставлении себя большинству. Они сами активно и постоянно работают над самовыделением. Миф и комплекс мифов тут вполне заменяем.
>>>Если же есть надежда на скорые политические изменения, надо вести срочную разработку дискурса, логики, художественных средств. Вот почему хотелось бы взвесить шансы попасть в тот или иной коридор. А пока мы вынуждены действовать поодиночке – кто что умеет.>
Именно эти два абзаца, - Ваш и СГКМ, - я хотел бы сопоставить и высказать свои самые серьезные опасения при их суммировании. С моей точки зрения, выносить данное предложение СГКМ на обсуждение можно после того, как будет произведено публичное "размежевание" с тезисом, Вами только что озвученным. Тезис о хорошем большинстве и плохом и враждебном меньшинстве примордиален. Это значит, что - с одной стороны, - он имеет право на существование для формирования первых поверхностных представлений, с другой стороны, поверхностные представления не должны отвлекать от того обстоятельства, что дальнейшее развитие представлений о вездесущем и враждебном меньшинстве уведет рассуждения в зону этнонационализма.
Если приступить к разработке "дискурса, логики, художественных средств", не оговорив четко и категорично, что на этом этапе развития общественного знания представления о злобном меньшинстве теряют свою познавательную силу, то на практике очень вероятно может оказаться, что заявленные "дискурс, логика, художественные средства" созданы не будут. Зато наверняка будет создан, - а главное, осознан - социальный заказ на этнонационализм. Тогда-то и появятся в обществе "катакомбы", в которых незримо и непереставаемо будут вынашиваться и вызревать образы этнонационализма.