Короткий обзор механизмов инноваций. Реконструкция его социальной среды
Пассионарии это люди способные изменять поведение других людей, способные преодолевать давление инстинкта самосохранения. Творческие люди тоже являются пассионариями..
Особенностями человека является то, что благодаря обладанию/использованию материальных ресурсов/социального положения фокус борьбы/конкуренции смещается с физических данных на волевые, интеллектуальные и творческие, к примеру военачальники, руководящие огромными материальными и человеческими ресурсами сами конкурируют между собой отнюдь не в физической плоскости, скажем Наполеон не был гигантом с точки зрения физических данных.
Поэтому можно доказать, что западная модель инноваций сводиться к поиску пассионарных людей, и благодаря наделению их материальными ресурсами/социальным статусом, организации их конкуренции в виде конкуренции идей, а не их физических данных, и управлению использованием их потенциала в результате этой конкуренции. Затем рождённые в результате конкуренции пассионариев идеи переходят в рыночную среду и используются.
Соответственно задача исследования конструирования механизма инноваций социализма в наиболее общих чертах сводиться рассмотрению возможного аналога этой модели.
Здесь надо отметить, что в рамках теории пассионарности в разные исторические периоды у каждого этноса существует разная плотность пассионарных людей, и изменяются господствующие способы проявления пассионарности, т.е существуют исторические периоды способствующие научной активности, и наоборот - это надо помнить всегда.
Поиск и использование пассинариев было под силу даже турецкой империи. Следующая часть механизма инноваций западного общества - наделение пассионариев социальным статусом для организация конкуренции между ними при помощи идей, реализуем в любом обществе, которое не переживает периода упадка и разложения, обладает некоторым количеством материальных ресурсов, которые надо выделить для этого процесса в масштабе общества, и готово создать некую среду для этих людей.
Однако разобранные/предложенные методы создания "локального коммунизма" очевидным образом предполагают использование пассионариев, т.к это следует из самой постановки задачи, которую решает этот метод. И этот метод предполагает универсальность применения, и в научных и в инженерных коллективах, и более того, этот метод предполагает не только конкуренцию, но и всемерное сотрудничество, т.е методика использования пассионариев при социализме явно сложнее, чем в западных обществах.
Остаётся последняя часть механизма - рынок и его аналог в социалистическом обществе.
Что такое рынок с точки зрения экономики ? Это система оценки всех ресурсов общества и некая свобода экономических движений/действий. Очевидно, что для оценки ресурсов рынок не обязателен, трудовая теория стоимости вполне позволяет вычислить себестоимость всех объектов. Возникает вопрос, а что может заменить или что является аналогом свободы экономической деятельности для социалистической экономики ? Этот вопрос подробно обсуждался в "система инноваций как органическая часть процесса планирования" - фактически процесс планирования включает в себя и конкуренцию, и свободу неких действий, и то и другое в виде проектов.
Можно добавить, что кооперативы/артели были органичной частью хозяйственной жизни СССР вплоть до смерти Сталина, т.о эта система допускает и высокоуровневые меры организации и развёртывания альтернативной активности, и меры самого низкого уровня организации и развёртывания альтернативной активности.
собственно как нетрудно заметить все составляющие организации процесса инноваций в западных обществах у нас налицо, хотя многое и в существенно иной форме.
Реконструкция и обзор социальной среды, осуществляющей механизм инноваций
В общем то говоря, речь идёт о организации целой социальной среды, в которой будут жить, обучаться, работать, конкурировать и уходить в отставку/на пенсию пассионарии, их дети и семьи. Из этой среды должны черпаться в основном кадры подходящих пассионариев и здесь же должны находить себе прописку пассионарии из других слоёв общества, проявивших нужные способности. Но из этой среды не все будут потом находить себе работу в качестве учёного или деятеля искусств, какая то часть этой среды должна находить адекватную работу в смежных средах - в госаппарате и прочих местах, где требуется квалификация, ведь все члены этой среды будут от рождения обладать преимуществом в качественном образовании и воспитании. Теория пассионарности утверждает, что это качество наследственно, и это говорит о том, что эта среда станет чем то вроде аристократии, но в этой среде должна обеспечиваться мобильность - и вертикальная и горизонтальная, для того, что бы она всегда могла вместить в себе пассионариев извне самой среды, которых должно быть совсем не мало, и это и есть основная общественная проблема, возникающая с средой, которая генерирует, поддерживает и воплощает механизм инноваций.
Общественные затраты на организацию и поддержание социальной среды, в которой будут жить и конкурировать друг с другом творческие пассионарии, по видимому, не так уж и малы, т.к в России и в СССР наблюдалось устойчивое желание уменьшения общих масштабов этой среды и компенсация этого увеличением роли статусных механизмов при помощи организации различных Академий.
Но в данном случае следует принять во внимание и желание элит каким то образом ограничивать влияние новой социальной среды, в которой живут и работают эти пассионарии.