От K Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 08.09.2010 18:04:45 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Полный Талибан или традиционная мораль

http://www.bbc.co.uk/russian/life/2010/09/100908_afghan_dancing_boys.shtml

На ночном свадебном пиршестве в маленьком афганском кишлаке недалеко от
туркменской границы меня ожидало много сюрпризов.

Не было видно ни жениха, ни невесты. Кругом - одни мужчины, пьяные от
контрабандной узбекской водки, одуревшие от местного опиума, они развлекали себя
как могли.

Неожиданно на середину вышел мальчик лет 15. Одетый в сверкающее женское платье,
с фальшивой грудью, он начал танцевать традиционный женский танец. С каждым его
движением звенели колокольчики на его щиколотках. Кто-то показал доллар, и
танцор взял его в зубы.

Это - мальчик-плясун, или, как его тут называют, бача. Порой после пиршеств
полевые командиры, влиятельные и богатые люди уводят детей в укромные места. Для
чего? На этот счет ни у кого нет сомнений.

Традиция "бачабазе", или использования мальчиков-плясунов для развлечения мужчин
в обществе, где женщинам запрещено танцевать на публике, имеет многовековые
корни.

Плясуны - это, как правило, сироты или дети из очень бедных семей. Танцуя на
свадьбах и других праздниках, они зарабатывают на хлеб.

Многие влиятельные люди в Афганистане гордятся тем, что у них есть малолетние
секс-рабы. На севере Афганистана это даже считается признаком достатка и силы.

Традиция "бачабазе" существовала и в Центральной Азии до установления Советской
власти. Она была так распространена, что положила основу особому музыкальному
жанру.

Давно забытая на постсоветском пространстве, эта традиция все еще жива в
Афганистане. Более того, там они приобретает все более уродливые формы.

История Умида

На ячменном поле в одном из населенных узбеками районов северного Афганистана я
встретил такого мальчика-плясуна. Ему 15 лет. Чтобы не раскрывать его настоящего
имени, назовем его Умидом.

Пять лет тому назад его отец подорвался на мине, когда работал в поле.

"Мне было 10 лет, когда умер отец. Мама попрошайничала, но это не помогало, мы
все время были голодны, - вспоминает он. - Тогда я начал танцевать на свадьбах.
Обычно мне дают плов или 2-3 доллара за танцы".

Иногда дело не ограничивается одними танцами. Когда я спросил его, что же
происходит на самом деле, Умид долго не решался открыть мне правду.

"Они спят со мной, иногда их бывает несколько", - шепотом признался он в итоге.
Умид никогда не жаловался на своих обидчиков.

"Это очень богатые и сильные люди. У них много друзей, и полиция не в силах
наказать их", - объясняет мальчик.

Он вместе с матерью и двумя маленькими братьями живет в однокомнатном
глинобитном домике в далеком кишлаке. Все, что у них есть - это старый коврик и
несколько ободранных матрасов. На ужин - немного риса и лук, даже растительного
масла в доме не осталось.

Мать Умида знает, что её сын ходит на свадьбы танцевать, но говорит, что у них
нет другого выбора. Её больше пугает то, что вся семья может остаться голодной.

Позорная традиция

Местные власти отрицают, что традиция "бачабазе" процветает в Афганистане, но
шила в мешке не утаишь.

"Наши чиновники стесняются говорит об этом, хотя эта практика распространена по
всей стране", - говорит депутат афганского парламента Абдулхабир Учкун.

По его мнению, остановить эту практику могли бы влиятельные религиозные деятели.

Однако мулла мавзолея Али в Мазари-Шарифе перекладывает вину на власти и во всем
винит беззаконие.

"Все это происходит потому, что ответственные организации не могут защитить
детей", - считает мулла Мухаммад Касим.

Потенциальных мальчиков-плясунов отбирают прямо на улицах. Многие дети готовы
взяться за любую работу ради куска хлеба.

Как утверждает глава независимой комиссии по правам человека в Кабуле Муса
Махмуди, никто не изучал, сколько детей сейчас используется в качестве
секс-рабов.

"Уличные дети, за которыми некому присмотреть, очень уязвимы в этом
отношении", - объясняет он.

Все, с кем я встречался во время моего расследования в Афганистане, знали о
старой традиции "бачабазе". Ни для кого в стране это не тайна.

Ничего зазорного?

В последнюю ночь перед моим отъездом мы пошли на свадьбу в старом Кабуле. Она
ничем не отличалась от пиршеств в отдаленных селах Афганистана: кругом сидело
несколько десятков хмельных от опиума мужчин, которых развлекал юноша-плясун.

40-летний Заби (имя, разумеется, не настоящее) похвастался мне, что имеет трех
мальчиков-плясунов, которые в любое время готовы танцевать для него и его
друзей.

Заби не видит в этой традиции ничего плохого. Когда я прямо спросил его, доходит
ли дело до секса, Заби долго думал и сказал: " Я их иногда обнимаю или целую -
это все".

Когда мы покидали вечеринку, было уже 2 часа утра, а юноша все еще танцевал для
мужчин и раздавал им опиум.

Заби - не самый богатый или влиятельный человек, но если даже у него есть три
мальчика-плясуна, то что же говорить о более состоятельных и могущественных
людях, а их в Афганистане немало.

Афганское правительство не в силах остановить их, Запад не оказывает на власти
достаточного давления. А без этого на почве нынешнего беззакония, войны и нищеты
традиция "бачабазе" может только все больше распространяться по Афганистану.