От Антон Совет Ответить на сообщение
К Антон Совет
Дата 15.02.2009 13:23:55 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Хозяйство; Версия для печати

П.44. Мой приход к философии взаимодействия

ФКМ.СН.П.44
15.02.2009 10:39

1. Окончательно решил делать Продолжения темы короткими. Без рубрикации внутри. Чтобы можно было сразу, по заголовкам, определять их полное внутреннее содержание. И, кроме того, это упрощает работу. Да, еще одно: если придется в будущем из этих наработок компоновать отдельные сочинения, по темам, то это легче сделать, если каждый пост представляет собой микротему, свободную, такую, чтобы можно без особых переделок включить его в другой состав. То есть, эти «кванты» советизма будут, как бы, элементами мозаики, или конструктора, из которых можно составлять разные фигуры.

2. Поднялся сегодня с сильнейшей головной болью в правом виске. Но работать продолжаю. Выпив таблетку «Цитрамона». Трудоголизм и фанатизм в работе не одобряю, но сейчас вынужден действовать так. Таковы обстоятельства. И они – оправданы. У меня есть всего полтора месяца работы, а это бесконечно мало для того объема, что я должен выполнить. Прошу лишь одного: учитывать указанные обстоятельства. И видеть главное, к чему я стремлюсь. А не выискивать ошибки, ляпы и недостатки в моем образовании.

***

В теме «Госкапитализм» ( https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/261896.htm ) я написал, как-то, что являюсь, прежде всего, философом. Но это так, если видеть то, что находится НАД, за философией. Если же посмотреть еще глубже, то главное во мне – это социальное творчество. Социальное изобретательство, новаторство. А еще глубже – неравнодушие к тому, что происходит вокруг меня.

Я не могу спокойно смотреть на то, что творится вокруг. И на то, что творится вокруг сейчас, и на то не мог смотреть, что происходило в Союзе в период моего интеллектуального взросления. В институтские годы и, особенно, сразу после них. Когда проходил действительную в лейтенантском звании в Москве.

Именно это неравнодушие привело меня к идее заработного права. Которая перевернула мою жизнь и совершенно изменила планы, витавшие передо мной до ее возникновения. «Витавшие» потому, что жил еще, как выразился Лесков, «на фу-фу». Как всякий обычный русский в этом возрасте.

И только после возникновения идеи самооценки моя жизнь начала определяться, принимать определенные формы. Планы становились конкретными. Идея руководила мною, определяла мои поступки. Просто, потому, что крепко, глубоко запала в мою душу.

Я пытался от нее освободиться, хотел отбросить. Она мне мешала. Осуществлять другие желания. Мешала делать карьеру в Москве, мешала крутить любовь с девчонками, от которых не было отбоя (:-). Стояла на дороге моего желания получить квартиру, жениться, завести детей и жить так, «как живут все нормальные люди».

Я пытался, хотел, но не мог. Она заставила действовать по-другому. Она заставила меня пробовать поступить в МГУ, она принудила меня составить план самообразования и методично его выполнять, она побудила меня заниматься и философией, и политэкономией, и другими предметам. Потому что без них, как стало выясняться, я ничего другим людям доказать не мог.

Естественно, всем этим мне приходилось заниматься самоуком. И я понимал, что отсутствие специального философского или экономического образования всегда будут моим слабым местом. Поэтому и пытался поступить в МГУ на экономический факультет. Но не смог из-за необходимости иметь членство в КПСС, рекомендаций и прочих бюрократических условий, которыми советские лицемеры-коммунисты обставляли дорогу в их корпорацию.

Что ж, решил тогда, раз другие пути закрыты, есть только один – самостоятельные действия. И пошел по нему. Конкретно, в отношении философии. Достал литературу, какую мог. Что тогда было нелегко. Основная – вывешена в моем Уклите ( http://sovet14.narod.ru/UKLIT/UKLIT.htm ). Но, разумеется, это далеко не вся. Это та, которую я ПРОРАБАТЫВАЛ, а не просто читал. То есть, составлял предметные указатели в конце книг, исчеркивал сами книги и исписывал стенознаками горы бумаги, обдумывая прочитанное.

Я искренне искал то, что могло бы мне помочь разработать свою идею так, как это положено в инженерных разработках – точно, строго, определенно. Без всей этой философской мути и болтовни. Потому что я – технарь, инженер, изобретатель. И мне нужно четко и ясно оформить свое изобретение. Дать такие «чертежи», чтобы по ним можно было «изготовить» предлагаемое устройство.

Да, у меня не было специальное философского образования, но, зато, у меня было инженерное. Которое требовало ответственности за то, что я предлагаю. Ибо я знал, что раньше инженеров ставили под мостами, которые они строили. И себе я взял такой же принцип – «Собственной шкурой отвечать за все, что предлагаю». Поэтому меня мутило от философского словоблудия, которое я находил всюду. От той неопределенности, нечеткости, расплывчатости.

Мол, можно и так, можно и этак, а можно и еще вот как… Бумага все стерпит. Ответственности – никакой. В то время как практическое действие требует: так и только так. Без всяких вариантов. Если решение принято. Варианты допустимы только на стадии поиска, разработки, но не когда решение принято. Оно должно быть одно. Иначе невозможно действовать практически. Я должен своим подчиненным перед практическим выполнением работы указать один и только один вариант. А не метаться, как овечий хвост, не имея сил выбрать что-то одно из множества вариантов. Не руководитель тот, кто не может принять твердое решение и взять ответственность за последствия на себя. Не будет он никогда иметь авторитета у подчиненных.

А в философии я находил только такую расплывчатость. Хотя и первоисточники пристрастно изучал, и все тома ее «Истории» проработал досконально. Мне, как конструктору, конструктору, теперь уже идеальных вещей, не хватало четкого и ясного представления, одного, однозначного, из которого можно было бы выстроить все остальные. И которое позволило бы все многообразие мира, явлений свести в единую систему. Я перебрал все, что попадалось мне в период изучения филы, что ставили в основание мира другие, но ничего подходящего не нашел.

Пробовал это все на роль «первокирпичика» мироздания, пытался из того, что было, строить свою модель мира, но не смог это сделать. И тогда я применил свой излюбленный прием: стал использовать собственный ум для поиска этого «первокирпичика». «А что, - подумал я, - чем я хуже того же Аристотеля или Гегеля? Они что? Две головы имели? Или русский ум хуже, чем греческий или немецкий? Не боги горшки обжигают. Авось, и я что-то смогу». (Опять русское «авось»…)

Да, они имели гораздо лучшие условия для занятий любомудрием, но что из этого? Аристотеля десятка два лет натаскивал Платон. Гегель, вообще, лет до 40 ничем другим, кроме филы, не занимался. Но разве в этом деле главное условие? Главное – способности. А вдруг у меня они выше, чем и у того, и у другого? Откуда мне знать? И почему не попробовать? Выхода-то другого все равно нет.

Мною были перепробованы многие кандидаты на исходное представление, но, в конце концов, я как инженер, как технарь, как приверженец точных наук, остановился на представлении о ВЗАИМОДЕЙСТВИИ. И потому, что оно было очень удобно при конструировании других представлений, и потому, что позволяло все связать воедино. Да и потому, что такие четкие и строгие науки, как физика (механика) и химия, построены на этом представлении. Оно всегда – в начале.

А возьмите советскую политэкономию! Она же тоже начинается со взаимодействия человека с природой. А потом же вводится все остальное. Но об этом – после. Сейчас же – о методе.

А.С.
15.02.2009 12:10
http://www.sovet14.narod.ru