религиозно(ценностно) мотивированный, осознанный труд
>>Просто это замалчивается. В 90-е годы в США четыре группы аналитиков просчитывали варианты развития с/х СССР без коллективизации. Потом было обсуждение в Москве, в Институте отечественной истории РАН. Моделирование показало, что коллективизация - не просто лучший, а единственно возможный вариант. Без нее не перешли бы к травопольным севооборотам.
>
>Все-таки я акцентирую на другом.
>Коллективизация была не просто выгодным и даже единственно возможным вариантом изменения тенденции.
>Самой тенденции ухудшения уже не было.
>Был крах деревни - хозяйственный и моральный.
>И даже демографический. К началу 30-х потеряли трудоспособность недавно еще крепкие старики до 1870-1874 годов рождения - последнего массового возраста, не сильно потрепанного невзгодами 1914-20 годов.
>А молодежи, входящей в трудоспособный возраст было катастрофически мало - из-за провала 1915-18 года.
>Я указываю на фактически абсолютно новое видение ситуации начала 1930-х.
Вообще то ваша точка зрения логична, если исходить из того, что крестьян в общине людьми делал не труд на земле, а религиозно(ценностно) мотивированный, осознанный труд. По моему еще в школьном курсе литературы мы проходили Чеховского "Ионыч"-а, как пример разложения человека, в результате не освещенного ценностями труда.
По существу эта ситуация уже разобранна русской литературой, и её вердикт вынесен.
Т.е реакция на ваше утверждение она в определенном смысле тестовая, если кто видит фундамент человека в труде (даже не осмысленном ценностями) и возможности зарабатывать, тот ваш аргумент просто не поймёт.
На гибель общины, именно на примере коллективизации, указывала и С.Лурье, вы помните наш диалог об этом. Но ход ваших мыслей разный конечно - она говорит о том, что неспособность сопротивляться коллективизации говорит о состоявшейся уже к этому моменту смерти общины(что конечно правильно, так как неспособность сопротивляться есть признак смерти), вы же просто даёте очевидное объяснение знакомой всем картине. Но это объяснение очевидно только тому, кто не хочет пользоваться мифологическими объяснениями, и не хочет считать что бессмысленный труд может служить моральной опорой человеку.
По сути, ваш тезис говорит о том, что конец разложения старой России, и рождение новой отделяются именно коллективизацией. Это и есть общественный рубеж того развала, в котором оказалось русское общество, лишенное всех своих моральных скреп к концу ПМВ, одним из признаков которого и стало падение Империи.
>Коллективизация оказывается не просто позитивным изменением, условием подготовки к войне и т.д.
>Коллективизация, похоже, была экстренным спасением деревни от уже происходившего развала всего и вся, от того самого голода и массового вымирания, причину которых с легкой руки Троцкого с 1930-х привыкли валить на коллективизацию.