От А.А.Чистяков Ответить на сообщение
К Monk
Дата 03.01.2008 17:06:53 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Любопытная аналогия

Из немецкого интернета: заметка Й.Янке на его сайте http://www.jjahnke.net/gedanken19.html#besch

„Предновогодний обзор прессы: в Германии кладбищенский покой?

Такие мысли приходят сегодня мне в голову при просмотре Бильда, Зюддойчер Цайтунг и Боннер Генераланцайгер с их статьями по поводу итогов года.
Генераланцайгер цитирует данные опроса населения (Фокуса), указывая, что удовлетворённость канцлерши 2007 годом сочетается с удовлетворённостью граждан (74%) самой канцлершей. Итак, все всем довольны? Но разве не жалуется подавляющее большинство бундесбюргеров, что подъём (экономики) не отражается на их кошельке? Шизофрения или ожидали ещё худшего?

Зюддойче рассуждает о мире с „меньшими рисками“. „Мир стал безопаснее, экономически во всяком случае“. И это ввиду многих знаков кризиса просто невероятная оценка, какую вряд ли встретишь в анализах ведущих газет других стран. Или опять же ожидали худшего, ведь по традиции в Германии будущее рисуют беспросветнее, чем в других странах?

Всех переплюнул опять Бильд: “2008 должен стать Годом Ребёнка!... В этом году более 150 детей погибли от рук собственных родителей... Помогите одинокой матери рядом с вами...“. Но ни единого слова об убогом материальном положении одиноких матерей в Германии, в большинстве без места в детсаду и очень часто поэтому и без работы. Ни единого слова о том, как Харц IV (социальное пособие) обрекает миллионы детей и их матерей на бедность.

Всё это я не могу обозначить иначе, как кладбищенский покой в Германии. При значительно большем, чем в большинстве других стран, числе людей, которым в могилу скоро, этот кладбищенский покой, излучаемый немецкими политиками и СМИ, собственно не удивляет. Удивляет, с какой лёгкостью население удовлетворяется такими условиями, которые в большинстве стран со сходным уровнем развития привели бы к массовому длительному протесту, способному любое правительство принудить к уступкам.

Ведь Германия чисто статистически – невероятно богатая страна, в которой все, или практическм все, должны бы быть счастливы, но таковыми не являются.

Это напоминает мне немного ситуацию одной гораздо более бедной страны, а именно советской России во времена позднего Брежнева. Темпы роста упали тогда у них примерно на нынешний немецкий уровень. Достаток большинства людей перестал расти, и они потеряли свой оптимизм. Весь промышленный рост шёл только на благо вооружения, как в Германии сейчас практически только на благо имущим. Но люди с унылым смирением удовлетворялись существовавшим порядком вещей.

Андерс Аслунд писал, в своей известной книге про российскую капиталистическую революцию, что, при широко распространённом глухом недовольстве масс, даже диссиденты перестали быть опасными для брежневского режима. Ситуации, как в Польше, в России можно было не опасаться.
Везде кладбищенский покой."