|
От
|
IGA
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
03.09.2007 00:50:52
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
"Четыре приципа" // ответ Вахитову
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1344
<<<
ЧЕТЫРЕ ПРИНЦИПА
После публикации письма десяти выдающихся академиков развернулась острая полемика между сторонниками и противниками религии и церкви. Судя по публикациям, наш народ оказался на высоте. Несмотря на тоталитарную религиозную пропаганду, большинство авторов писем резко осуждает попытки церкви превратить светское общество в религиозное. Сразу же подчеркну, что я разделяю озабоченность уважаемых академиков.
Однако у религиозных деятелей нашелся союзник в лице кандидата философских наук Р.Р. Вахитова. В своей статье «Основы «симфонии»(«Советская Россия», 23 августа 2007 г., №116) автор, считающий себя левым патриотом, по существу выступает против академиков, озабоченных клерикализацией российского общества. Я остановлюсь на этой статье, поскольку ее автор претендует на некую научную объективность. Но вначале хотел бы развести понятия «вера» — «религиозная вера», «знание» — «научное знание». Нередко можно встретить утверждение, что вера и знание не антагонисты. С этим утверждением нельзя не согласиться, если уточнить понятия «вера» и «знание». В широком смысле слова вера есть определенная уверенность в чем-либо или в ком-либо. Она базируется на жизненном опыте и соответствующих знаниях. Без такой веры человек не сможет ориентироваться в природной и социальной действительности. Поэтому, конечно, такая вера нужна человеку. Что касается знания, то оно тоже в широком смысле слова представляет собой совокупность сведений об окружающем мире, полученных человеком в процессе его жизнедеятельности. Эти знания связаны с жизненным опытом. Они являются своего рода фундаментом веры в широком смысле слова. Поэтому в данном случае вера и знание не существуют друг без друга.
Что касается религиозной веры, то она предполагает слепую веру в некие сверхъестественные силы, обозначенные словом Бог. Религиозная вера антагонистична научным знаниям, базирующимся на признании объективного характера мира и законов его развития и функционирования. Научные знания отражают сущность исследуемых объектов.
Академики выступили против теологии как научной дисциплины. Вахитов им возражает: «У меня вызывают глубокое сомнение слова авторов письма, что теология не может называться научной дисциплиной, ибо «любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой»(цитата из письма академиков. — И.Г.). Если бы уважаемые авторы заглянули в книги древних богословов — Василия Великого, Августина Блаженного, Дионисия Ареопагита или современных Марселя, Жильсона, Лосского, Зеньковского (что физики делают крайне редко, а философы, изучающие историю своей дисциплины, регулярно), то они обнаружили бы, например, что теология как раз и опирается на факты, то есть является дисциплиной опытной, как, скажем, литературоведение. Теология — это комментирование священных книг. И любое утверждение теолога можно проверить, обратившись к тексту той или иной книги Ветхого или Нового Завета».
Хочу напомнить уважаемому Вахитову некоторые принципы построения науки, абсолютно несовместимые с теологией. Первый принцип — это признание объективности окружающей природной среды. Наука исходит из того, что природа (шире — Вселенная) никем не сотворена. Наука полагает, что природа познаваема, что открытие ее законов дает возможность человеку использовать их для улучшения своих жизненных условий. Поэтому наука призывает человека к активной деятельности. С точки зрения теологии, Бог сотворил мир, в том числе самого человека. Иначе говоря, теология не признает объективного характера природы. Она все познание сводит к истолкованию священных книг. Второй принцип — принцип сомнения. Наука все подвергает сомнению, потому что без сомнения нет научного прогресса. Теология отвергает принцип сомнения. Для нее библейские тексты священны и в них нельзя сомневаться. А библейские тексты не есть факты, с помощью которых можно проверить утверждения теологов. Третий принцип — поиск истины. Наука ищет истину. Путей нахождения истины много. Отсюда ясно, что в науке абсолютно необходим плюрализм мнений. Но истина одна. Поэтому одно из мнений может оказаться истинным, а все остальные — ложными. Истинность научных результатов подтверждается практикой в самом широком смысле слова. Теология не ищет истину. Для нее истинны священные тексты. Четвертый принцип — принцип доказательности и аргументированности. Теология ничего не доказывает. Она базируется на вере, поэтому она не нуждается в доказательности.
Таким образом, наука и теология несовместимы, и я полностью поддерживаю мнение уважаемых академиков о том, что не надо вводить в список научных дисциплин ВАК теологию. Повторяю, теология — это вера, а не наука.
Вахитов делает экскурс в историю философии, приводит имена религиозных философов, внесших якобы огромный вклад в науку. На самом деле религиозные философы никакого вклада не внесли в науку, потому что исходные методологические принципы религиозной философии, базирующиеся на вере в Бога, ложны и несостоятельны. Другой вопрос, что некоторые религиозные философы высказывали интересные мысли нерелигиозного характера. Я, например, с огромным интересом читаю работы Н.А. Бердяева, посвященные русской идее.
Автор, как и многие другие, утверждает, что «религия несет в себе тысячелетние культурные ценности». Это утверждение глубоко ошибочно. Культурные ценности создает народ, а не религия. Нет религиозной культуры, нет ни христианской культуры, ни исламской культуры, ни иудейской культуры и т.д. А есть французская, русская, арабская, татарская, греческая и др. культуры. У всех народов до принятия той или иной мировой религии была культура. Это подтверждается историческими фактами. Но после принятия той или иной мировой религии культура народа получает религиозную окраску. Это связано с доминированием в обществе религиозного мировоззрения.
Вахитов сочинил какой-то «космополитический атеизм». Он пишет, что на Западе во многих странах церковь не отделена от государства. Это действительно так. Но, во-первых, там церковь не вмешивается в государственные дела, во-вторых, на Западе веками существует капитализм, научивший людей к рациональной жизни. Западный человек знает, что он должен действовать разумно, соблюдать правовые нормы, защищать свои интересы любой ценой. В личной жизни он может быть верующим, но в общественной он исходит не из религиозных догм, а из реалий. Вообще современное западное общество — это атеистическое общество. Вахитов, конечно, знает, что в XVIII веке французские философы как идеологи прогрессивной буржуазии выступили с резким осуждением религиозного мировоззрения, сковывающего личную инициативу человека. Во времена буржуазных революций церковь была отделена от государства, а школа от церкви. Иначе говоря, государства стали светскими.
Вахитов хочет Сталина сделать верующим. А он им даже во время учебы в духовной семинарии не был. Сталин как политик правильно действовал. И любой политик должен учитывать интересы всех слоев общества. Но Сталин как коммунист руководствовался коммунистическим мировоззрением, а не религиозным. Вахитов пишет, что левый патриот должен выступать «за сближение православия и других традиционных религий России и государства». Но если под левым патриотом подразумеваются и коммунисты, придерживающиеся коммунистических воззрений, то им не по пути с религией, проповедующей смирение и веру в сверхъестественные силы.
В заключение хочу подчеркнуть, что сейчас многие отечественные философы забыли о материализме, о марксизме, о рационализме и начали заигрывать с религией. Они утверждают, что возрождение России произойдет только с помощью религии, прежде всего православия. Эти философы, в том числе Вахитов, забывают о том, что в век высоких технологий религия как иррациональная форма общественного сознания не может помочь людям ориентироваться в сложной сети общественной жизни, в современных сложных и противоречивых глобализационных процессах. Только научные, в том числе гуманитарные, знания могут служить исходным методологическим и жизненным принципом деятельности людей по созданию материальных и духовных ценностей. Что касается религии, то ее не надо ни запрещать, ни пропагандировать. Религиозная вера — это нечто личностное, и надо уважать религиозные чувства верующих. Вместе с тем надо уважать и чувства атеистов, к числу которых принадлежу и я.
И.А. ГОБОЗОВ,
доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, главный редактор
журнала «Философия и общество».
Москва.
<<<
- Обсуждение романа Ю.Ивановой о советских православных на форуме Кураева - Семен 08.09.2007 01:47:16 (53, 464 b)
- Вне лимита на корневые сообщения (-) - Администрация (И.Т.) 07.09.2007 19:49:11 (17, 0 b)
- Религиозная пропаганда в школе: здесь и сейчас - IGA 03.09.2007 15:29:42 (65, 7410 b)
- Начало учебного года. Духовное возрождение - IGA 03.09.2007 15:18:00 (40, 4881 b)
- Основная функция религии - IGA 06.09.2007 17:38:11 (46, 6048 b)
- Открытое письмо академиков президенту: некоторые размышления - IGA 07.09.2007 12:34:16 (55, 13878 b)
- Православная биология - IGA 03.09.2007 15:23:46 (71, 7235 b)
- РАЕН - это клиника - Денис Лобко 03.09.2007 17:49:19 (63, 371 b)
- Еще один абсолютчик, но теперь уже «типа от науки». - Вячеслав 03.09.2007 14:57:12 (52, 10667 b)
- Я далеко не поклонник Вахитова - Дм. Ниткин 03.09.2007 10:10:34 (72, 3131 b)
- Странный спор "слепых с глухими"... - WFKH 03.09.2007 02:33:07 (46, 1780 b)