От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Дм. Ниткин
Дата 08.07.2007 11:46:34 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Идеология; Программа; Теоремы, доктрины; Версия для печати

В Османской империи

>Не очень разбираюсь в древней военной истории, но могу предположить следующее. Любой профессиональный воин, естественно, рассчитывает не только на оплату своих расходов в течение срока службы, но и на обеспечение в старости (если удастся до нее дожить), когда силы уже не те. Самой распространенной формой такого обеспечения во всем мире и во все времена, вплоть до Нового времени, было обеспечение земельным участком. Участок мог даваться не только по окончанию службы, но и на период службы, на покрытие текущих расходов.

>Почему? Да просто потому, что земля у монархов была, а с деньгами всегда были проблемы. В денежной форме собрать налоги было очень трудно, поскольку денежный оборот был мизерным, доминировало натуральное хозяйство. Реально получить что-то с земледельца можно было только натурой - продуктами его труда или самим трудом.

В Османской империи, ставшей сильнейшим военным государством своего времени, обеспечение служивых осуществлялось следующим образом.
На вновь завоеванных землях осуществлялась земельная реформа. Вся земля изымалась в собственность султана, прежние землевладельцы ссылались во внутренние области империи.
Затем султан наделял крестьянские общины земельными угодьями, с которых община должна была обеспечивать денежное содержание такому-то конкретному солдату или офицеру султанской армии или государственному чиновнику.

Тем самым крестьяне принуждались к выращиванию товарного избытка продуктов и продаже их купцам, доставлявшим продукты в города. А военные были избавлены от необходимости отвлекаться на заботы об урожае, его сохранности. И не становились собственниками, стремящимися увеличить собственность, сделать ее не зависящей от исполнения военного долга(как это произошло с русскими дворянами при Екатерине).

Но османское завоевание было именно социальной революцией, создавшей в свое время государство, не нуждавшееся в юриспруденции. В 17 веке о нем писали как о государстве, в котором люди живут по-правде.

А самая боеспособная часть османской армии янычары - были просто монахами такого-то мусульманского ордена(можете легко найти в Сети).
Их послушничество заключалось в военном служении.
_______________________________________________

Собственно в Европе практиковалось воинское монашеское служение или содержание воинов при монастырях(мирские монахи).
Служба при монастыре на его кошт сохранилась и в Российской армии. В частности, известны документы, свидетельствующие о пожизненной службе солдат при Соловецком монастыре в 18 веке.
На Соловках солдат получал от монастыря хлебное и денежное довольствие для семьи, одежду, и... оружие. Под расписку. Солдатские дети обучались в монастырской школе.

А в 1854-55 году инвалидная команда, служившая при Соловецком монастыре успешно отразила англо-французскую попытку высадки и захвата островов.
____________________________________________

А во времена Каролингов каролингские капитулярии просто требовали от монахов военной службы. Т.е. монастыри становились своеобразными казармами. В мирное время монахи занимались трудом и военной подготовкой, а в военное - становились бесстрашными воинами. Этому способствовали первоначальные, практически манихейские уставы монастырей. Монахи-аскеты считали телесную оболочку души - имеющей происхождение от Сатаны. И собственная смерть в бою означала не только вознесение к Богу, но и уменьшение Зла за счет гибели его порождения - тела.

Позже, в 11-12 веках монахи были опорой императоров Священной римской империи. Юридические права князей были выше, чем у императора("Саксонское зерцало"), но сеть монастырей обеспечивала императора легко мобилизуемыми военными отрядами, которые ко всему прочему еще и шли в бой без страха смерти.

Поэтому Западную Европу в то время можно было рассматривать как социалистическую матрицу из сети коллективных монастырских хозяйств, несших воинскую службу, строивших дороги, мосты, каналы, осуществлявших торговлю и строивших сложные кооперативные ремесленные цепочки. А внутри этой матрицы существовали феодальные лены, в которых феодал потреблял произведенное крестьянами. Феодалы свои дружины опять таки не нанимали. У них в качестве воинов служили собственные крестьяне.

Особый случай Польши. В ней возникло шляхетное сословие, составившее 8-10% населения. Экономической основой шляхетства стал бандитский захват хозяйственных организмов, сложившихся вокруг православных(или, возможно, арианских, главное,- не связанных с Римом) монастырей. Разумеется, с подачи опутывавших Польшу католических миссионеров(прежде всего ордена цистерцианцев-идеолога "дранг нах остен"). На управление этими хозяйствами приглашались евреи. А на доходы от этих хозяйств шляхта могла размахивать саблями в пользу государства. Именно за это на захват монастырей смотрели сквозь пальцы.
Замечательным следствием такой формы профессионализма стало безразличие польской короны к потере земель на Западе(немцы) и на юге(Чехия). Шляхте было безразлично, под чьей короной находись уже принадлежащие ей земли. А на Украине(к которой шляхта получила доступ после создания Речи Посполитой) свободные, никем не захваченные монастырские владения были. И документальные свидетельства шляхетных захватов земель православных монастырей имеются до середины 18 века - до восстания гайдамаков, подчистую вырезавших евреев и поляков, а по сути - до кончины Речи Посполитой.

Ну а воинское сословие Ливонского ордена прекратило выполнять свои военные функции немедленно после ливонской Реформации и превращения в собственников ранее государственных, орденских земель.