От Scavenger Ответить на сообщение
К Вячеслав
Дата 01.06.2007 21:31:11 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; Идеология; Катастрофа; Версия для печати

Re: Объясню точнее.

>> Так почему же
> 1. "Материализм в коммунизме всё губит"?

>А вот уяснить, понять или поверить, что те же чувства можно и при других соображениях испытывать они не могут. Да и иерархи с догматами им этого понимать не велят.

Да не иерархи с догматами, а сама жизнь доказывает, что люди могут испытывать те же чувства при иных соображениях, только эти чувства не прочны, не постоянны и их не передашь потомкам. Поэтому цепочка поколений видится так:

1 этап. церковный религиозный, социально активный. Этот человек ходит в Церковь, знает догматы и старается жить по правде Божией. Он хочет активного преображения мира по заветам Христа. Множество людей такого типа было в Московской Руси. Ярчайшим примером людей такого типа был царь Иоанн Грозный.

2 этап. церковный религиозный, социально пассивный. Это первый этап секуляризации, то есть отрыва от Церкви и церковности. На этом этапе человек отрывает социальные и политические аспекты бытия от сакрально-ритуальных аспектов в жизни Церкви. Иными словами, он в храме является примерным христианином, в личной жизни - тоже, а в социальной и политической жизни придерживается светских доктрин, далеких от церковной нравственности. Люди этого типа в большом количестве появляются в России в ХVIII-XIX веке. Сначала это происходит в слоях высшего света, а затем проникает и в народ. Толчком послужил церковный раскол и падение авторитета Церкви при Никоне, а потом реформы Петра завершили переход ко второму этапу.

3-й этап. религиозный атеист, социально активный. Люди этого типа появляются в России после в кон. ХIХ-нач. ХХ века. Социальная активность пробуждают в русском народе конец крепостного права и постепенное развитие новых отношений. Также интеллигенция первой обращается в этот новый тип людей. Суть этого социокультурного типа в том, что в людях постепенно пробуждается желание социальной активности, преображения мира, но Церковь уже в большинстве своем состоит из религиозно-пассивных людей, людей второго типа. Под воздействием нарастающего конфликта между потребностью в активности и консерватизмом Церкви происходит антиклерикальный бунт ("Церковь плоха, т.к. мешает социальному прогрессу"). Так рождается своеобразный тип русского атеиста-социального активиста, который переносит сферу сакрального в ценности социального протеста против несправедливостей жизни. Все это вызывает острую войну с Церковью в 20-е и даже 30-е годы.

4-й этап. религиозный атеист, социально пассивный. Это этап угасания социальной активности уже в религиозном атеисте, когда в нем возникает обратное противоречие между картиной мира без Бога и сакральности и его социальным активизмом. Он начинает тяготиться идеями справедливости, милосердия и проч., считает их социальными идолами, которые ведь в реальности представляют собой только общественные условия. Идеи социального преображения мира вдохновляют его только "по долгу службы", он начинает тяготиться и таким государством, которое мешает ему "пожить спокойно в свое удовольствие" и время от времени напоминает об интернациональном долге. Это удовольствие пока очень скромное: машина, дача, квартира и т.д. Так он и живет, спокойный обыватель, "гармоник" в терминологии Гумилева. Большинство таких людей появилось в послевоенном поколении в СССР, да они и сегодня еще составляют большинство населения.

5-этап. Атеист-гедонист, активный. Переход социально пассивного религиозного атеиста в активное состояние неизбежно оборачивается появлением нового социокультурного типа. Отбрасывая религиозные ценности он открыто ставит на место значимого для себя - земные удовольствия, но в максимальном масштабе - секс, деньги, власть. Более того, такой тип агрессивен, он стремится и всех остальных заставить преображаться в этом направлении. Этот тип начал появляться в узкогрупповом виде в среде советской номенклатуры и диссидентов, а потом вышел на "массовый простор" в 90-е годы.

Данная иллюстрация показывает, что религиозный атеист, то есть Вы, является переходной стадией социокультурного типа либо в сторону полной десакрализации, либо в сторону полной церковности. Исторический процесс движется к десакрализации общества и в России, и на Западе, но в принципе фазы этого процесса "освобождения" от Церковности, сначала в сфере социально-политического, затем - мировоззренческого, затем - в сфере активного преображения мира и затем - в морали, налицо.

С уважением, Александр