>>>Но, Чернобыль яркий пример ряда случайно синхронизировавшихся отклонений. И о его реальности сомневаться не приходится.
>
>>Насчет Чернобыля и всех этих "отклонений" нам по ТВ рассказали. А как там было на самом деле...
>
>В каком-то номере "Науке и жизни" за 1989 год, кажется, были полностью расписаны события на ЧАЭС по секундам. Я в этом плохо разбираюсь, но мои друзья, которые учились в МИФИ и обладают знаниями в этой области, говорят, что там чисто вина операторов, которые спешили на выходные и не стали глушить реактор (как написано по инструкции) и запускать заново, а решили, что "и так сойдёт". И жахнуло.
>С уважением, Денис Лобко.
Это была страшная неправда.
Реактор должен был останавливаться на перезагрузку топлива. Он и так проработал на одни сутки дольше того, что положено - по настоятельной просьбе Киевэнерго.
А заглушить реактор и снова запустить эта смена принципиально не могла. При работе реактора на мощности образуется йод-135. Далее через бета-распад он преобразуется в ксенон-135, который серьезно поглощает нейтроны. В ходе реакции имеется равновесие между имеющимся запасом нераспавшихся осколков иода-135, количеством образующегося и количеством "выгорающего"(при поглощении нейтрона) ксенона-135. При сильном падении мощности равновесие нарушается. Выгорание уменьшается, а запас иода остается большим. Период полураспада йода-135 довольно длинный - около 7 часов. В итоге, если реактор заглушить, запустить его становится реально только часов через 15-16. Если бы операторы торопились домой, им как раз и следовало бы заглушить реактор. И на этом закончить смену.
А поскольку речь шла о плановом останове реактора на перзагрузку топлива, то у операторов начались бы не выходные, а отпуска.