>Т.е. если реактор в «йодную яму»попал (а он туда попал), то разгонять его уменьшая число стержней ниже критического уровня (как операторы 4-ого блока ЧАЭС поступили после этого катастрофа была фактически предопределена) было запрещено, а реактор по инструкции надо было погасить и запустить вновь через те же 15-16 часов.
Тут есть некоторое недоразумение. Уж коли в йодную яму реактор попал, то его оттуда уже не вытащишь. Ситуация на ЧАЭС называлась иначе: операторы стремились удержать реактор на мощности, не давая ему "свалиться" в йодную яму. Небольшим манипулированием стержнями
Это несколько отличается от того, что Вы имеете в виду. Инструкциями запрещены именно попытки вытаскивания из практиччески заглохшего положения сильными изменениями количества стержней.
Ребята ничего сильно не выводили, а играли СУЗ в рамках нормальных регулирующих отклонений от среднего положения.
А высокий подъем стержней СУЗ уже имелся - за счет того, что реактор полностью выработал свою кампанию да плюс простоял на мощности еще сутки. Это означало, что реактор уже фактически вышел за пределы управляемости.
Во всяком случае, после ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ попытки все списать на стрелочников, государственная комиссия при разборе аварии не нашла в действиях операторов НИ ОДНОЙ ошибки. Кроме принципиальной - не послали на фиг начальство и не заглушили реактор на свой страх и риск. С угрозой увольнения из отрасли.