От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К WFKH
Дата 26.09.2006 10:44:26 Найти в дереве
Рубрики Идеология; Версия для печати

Немножко о чистой и нечистой науке.

На ньюхроно у меня серия постингов на тему возникновения науки и о противостоянии практической монастырской науки и университетского гуманитарного словоблудия.

Мне кажется, что это реальная находка.
Переношу фрагмент:
http://civ.icelord.net/read.php?f=3&i=101164&t=101076
________________________________

Совершенно ясна и психология научной увлеченности монахов. Когда нет цели материальной, она нуждается в замене целью духовной. И важнейшая из этих целей, не искусственная, а природная - интерес, попытка понять окружающий мир и мир человека. Одиночество келий способствует размышлению, а совместные трапезы, совместный труд, чтение общих для всех книг, общение в коллективе таких же - условие активизации мышления, его систематизации. Учеников физмат-интернатов, кадетов в военных училищах, - учат не столько профессора, сколько сама среда, в которой они находятся.

И, разумеется, монахи, самообучающиеся, занимающиеся размышлениями о мире, систематическим наблюдениями и экспериментами, - для окружающего народа гораздо симпатичнее малограмотных, ищущих только подношений, - мирских попов. Мирская церковь резко теряет авторитет. И фактически становится в подчиненное положение при системе монастырей.

А мирская церковь не собирается себе ни в чем отказывать. Ни во власти, ни в богатстве. И ей позарез нужно средство общественной реабилитации, преламывания ситуации в свою пользу. Из церковных школ, обучающих азам, - вырастают первые университеты, выпускники которых, натаскавшись на диспутах, способны не столько быть умнее монахов, сколько убедительнее. Не то, чтобы много знать, но уметь любое утверждение оппонента обратить в свою пользу. Именно в этом заключается искусство риторики, именно этому обучают юристов - будущих адвокатов и прокуроров. Для прокуроров: обвинить при отсутствии убедительных доказательств вины, если за это хорошо платит заинтересованный истец. Для адвокатов - вытащить из петли откровенного головореза, представив его невинным ангелочком.

Возникновение университетов тоже оказывается вполне естественной реакцией на торжество монастырской морали, на торжество монастырского знания, на безусловный авторитет монастырей и монахов.
Ответ ассиммметричный. Церкви начхать на навыки агротехники, начхать на алхимические навыки, на строительные, металлургические и прочие знания, нужные в практической деятельности. - Этим занимаются в монастырях.

Ей нужен только перехват человеческих мозгов, обращение их себе на пользу. Ей нужна литература. Ей нужна теология - да посложнее, с премудростями, в которых сам черт ногу сломит: сколько все-таки чертей поместится на кончике иглы? Ей нужно право. Ей нужно искусство, без слов воздействующее на людей. И нужна медицина. Потребность во враче - важнейшая, всеобщая. И - допущение любой лжи. Даже в медицине. Таблетки из козьих какашек - тоже лечат. Известный эффект психотерапии.

А вот монахи врать не могут. Не имеют права. Это одно из центральных требований устава св. Бенедикта. И - основа монашеской морали. Они безусловно честны. Монашеская правда все-равно еще столетиями переигрывает церковно-университетскую ложь. Сами студенты в университетах восстают против церковной лжи. Если папа римский стремится держать университеты под контролем, то император Священной Римской империи просто объявляет студентам и профессорам, что они могут свободно учить и учиться.

Но ложь - мягко окутывает. Риторические умения, теологические изыски - приводят к смещению моральных ценностей. Уставы монастырей мягчают: многими орденами принимается устав отказавшегося от манихейства св. Августина. Вместо смирения - якобы любовь, вместо имущественного равенства в бедности, - неравенство из любви к товарищу по монастырю, который пришел из знатной семьи и ему трудно сразу так отказаться от всего. Типа несправедливо. Бедный, приходя в монастырь не теряет ничего, а богатый теряет слишком много. И обязанность трудиться исчезает. Типа - Богу ведь служим. Необходимо возносить молитвы - с бесконечной любовью в сердце к Творцу и страдальцу за людей его Сыну. Подчинившиеся этому словоблудию ордена - теряют свои преимущества. И превращаются в коллективных феодалов. Ну и еще исчезает выбор аббата. Этот коллективный феодал оказывается под контролем короля, епископа, кардинала и т.д. И уже превращается в источник их личных доходов. А монахи - только менеджерами, специалистами при этой собственности.

Вот как срабатывает университетский навык словоблудия!

Мы не сеем, не пашем, не строим - мы гордимся общественным строем!