>«Гипотеза была такая: коммунистические экономические принципы были, как это не странно звучит, не так уж важны для существования советского строя. Главным параметром порядка, который определил советский образ жизни всю внешнюю и внутреннюю политику СССР, "была партия-церковь-орден-школа" под названием КПСС, то есть институт реализации этих самых коммунистических принципов, а не сами эти принципы».
>Вполне согласен с Вами, что механизм реализации идей очень важен. Но, все-таки, я бы не стал говорить, что он важнее самих идей. Если бы это было так, то сначала бы возникали эти механизмы, а потом подыскивалась более или менее годная идея, которая бы вдалбливалась в сознание людей. Но, почему-то, происходит наоборот: сначала появляется идея, а под нее уже создается механизм. Поэтому сама идея является главным нервом, центром, сердцем этого механизма. Смена идеи ведет к изменению или гибели механизма.
только я сначала неудачно и не вполне точно выразился "механизм реализации". Это слишклм расплывчато. Ниже я уточнил - механизм распространения идей. Политическая партия -- инструмент распространения идей. Как и церковь.
Но я все чувствую, что не смог донести существо. Говоря о "реализации", мы говорим о чем то очень примитивном, не главном. Это моя вина, признаю.
Попробую сказать так. Капитализм предполагает вполне определенную схему циркуляции информации в обществе. И даже ИТ - революция мало что поменяла. Возможно даже усугубила. А социализм\коммунизм, в свою очередь, также предполагает качественно другую схему этой циркуляции. Причем, вне зависимости от того что называют ИТ. Ну, простой пример, совсем простой и потому возможно, очень даже фундаментальный: в СССР был реализован важнейший социальный принцип -- равная оплата за равный труд. Это величайшее достижение трудящихся за всю историю человечества.
Вот и задумайтесь, как (технически) это в принципе могла быть возможно. Это возможно только при типе циркуляции информации, свойственной коммунизму. Это не просто плановые органы, это в том числе наличие правящий КПСС, стоящей вне государственной машины и потому способный выполнять огромное число демократических контрольных функций.
Модель циркуляции информации, в свою очередь, основана на модели взаимоотношений между людьми. Но она же -- модель циркуляции информации, и способствует воспроизводству этой модели отношений.
Просекаете? Нельзя быть последовательным верующим вне церкви. Грубо, почти ничего не выйдет из попытки применять свои правила игры в среде, которые эти правила не поддерживает.
Можно сказать и так: нельзя создать новый тип взаимоотношений между людьми без УЖЕ существующего достаточно замкнутого зародыша, в котором эти равила УЖЕ действуют -- братства, церкви, партии.
Помедитируйте над этим.
>Например, коммунистические партии стали возникать, когда оформилась в достаточно явном виде коммунистическая идея. И эти же партии стали рассыпаться или превращаться в коммунистические только по названию, когда идея коммунистическая была отброшена, когда возникли непреодолимые сомнения в ее силе, в ее верности, в ее реальности.
>Думаю, что Ваше и Зиновьева мнение о приоритете механизма над идеей возникло потому, что иногда один и тот же механизм может использоваться для реализации разных идей.
>Вот так я «обкуриваю» эту мысль. И сидя в «дыму», как злостный некурильщик, прихожу к выводу, что мысль Ваша здравая в том смысле, что обращает внимание на механизм реализации идеи. А эта вещь у нас, русских, как известно, всегда хромает. Голова работает хорошо, а вот как дело доходит до реализации, то у нас руки не всегда растут из того места, что нужно.