|
От
|
Ищущий
|
|
К
|
Miguel
|
|
Дата
|
13.07.2006 20:05:05
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Цель чего? – Ввода новых сущностей? – Так это не цель, а необходимость
Надо же понять, как устроен «черный ящик» - экономика. Это, вероятно, позволит скомпоновать представления о возможностях современной экономики и о возможностях общества в настоящее время влиять на экономику.
>>Но тем не менее я вынужден отметить, что рациональная часть замечаний Мирона по Вашим рассуждениям мне близка. То, как я понимаю взгляды Мирона, имхо, лучше выразить словами СГКМ, касающихся оценки работ Гумилева. СГКМ сказал, что методология науки включает в себя такое явление, как научная идеология, допускающее одновременное существование противоположных научных теорий. Имхо, марксизм – именно научная идеология. Поэтому оценки ее на основе критериев оценки той или иной научной теории будут неадекватны.
>Я обсуждаю правильность научных моделей Маркса. Тех, со ссылками на которые марксисты предлагают "отнять и поделить".
Я не марксист, но справедливости ради надо сказать, что только определенный подвид марксистов, – Вы их называете шарико-марксисты, - ставят вопрос о том, чтобы отнимать и делить имущество. Основная масса марксистов ставит вопрос о равном переделе возможностей развития личности в обществе. Они требуют общества равных возможностей. Мне близка такая позиция.
>Применять к этим моделям какие-то смягчённые критерии я не готов, потому что тогда читатели не увидят опасностей, которые несут практические рекомендации марксистов-шариковцев. Ведь именно на это всё и завязано – на практические рекомендации шарико-марксистов. А не на отвлечённые рассуждения о смысле истории, как у гумилёвцев.
Увидеть опасности – пол-дела. Вторая половина – их преодолеть. Вы совершенствуетесь на критике, но этого недостаточно.
>>Но я вижу по-другому цель, для достижения которой Маркс взялся за Капитал – формализовать угнетение масс западного общества 19 века и преодолеть его через эту формализацию.
>Вы путаете формализацию верного знания и наукообразное обоснование пьяного бреда, наскоро состряпанного двумя молодыми философами на заказ организаторов новой партии (это я про коммунистический манифест).
Основоположники ведь не только Манифест «состряпали». 25 лет работы над Капиталом – тоже стряпня на скорую руку?
>>Было ли угнетение? – безусловно было. Верно ли поставлена цель? – Имхо, верно.
>Я не приёмлю этой безусловности, хотя бы потому, что не знаю, что такое угнетение.
Ваша оговорка на первый взгляд выглядит разумной. Как Вы цитировали, то, что кажется откровением для одного поколения, выглядит банальностью для другого. Но не в данном случае. Термины «угнетение» и «рабство» не являются терминами специальных абстрактных теорий. Вот типичный «штрих к портрету» того времени: «Г-н Бротон, мировой судья графства, заявил как председатель митинга, состоявшегося в ноттингемском городском доме 14 января 1860 г., что среди той части городского населения, которая занята в кружевном производстве, царят такие нищета и лишения, которых не знает остальной цивилизованный мир... В 2, 3, 4 часа утра 9 —10-летних детей отрывают от их грязных постелей и принуждают за одно жалкое пропитание работать до 10, 11, 12 часов ночи, в результате чего конечности их отказываются служить, тело сохнет, черты лица приобретают тупое выражение, и все существо цепенеет в немой неподвижности, один вид которой приводит в ужас. Мы не удивлены, что г-н Маллетт и другие фабриканты выступили с протестом против каких бы то ни было прений... Система, подобная той, которую описал его преподобие Монтегю Валпи, это — система неограниченного рабства, рабства в социальном, физическом, моральном и интеллектуальном отношениях... Что сказать о городе, созывающем публичный митинг с целью ходатайствовать о том, чтобы рабочее время мужчин было ограничено 18 часами в сутки!.. Мы изливаемся в декламациях против виргинских и каролинских плантаторов. Но разве их торговля неграми со всеми ужасами кнута и торга человеческим мясом отвратительнее, чем это медленное человекоубийство, которое совершается изо дня в день для того, чтобы к выгоде капиталистов фабриковались вуали и воротнички?».
Неужели здесь что-то неясно написано об угнетении и рабстве, об их признаках проявления в обществе, об их тяжести для общества?..
>> Интересна оценка Ленина научной новизны экономических рассуждений Маркса. Вот что, например, Ленин относит к заслугам Маркса: «В высшей степени важным и новым является у Маркса анализ накопления капитала, т. е. превращения части прибавочной стоимости в капитал, употребление ее не на личные нужды или причуды капиталиста, а на новое производство. Маркс показал ошибку всей прежней классической политической экономии (начиная с Адама Смита), которая полагала, что вся прибавочная стоимость, превращаемая в капитал, идет на переменный капитал. На самом же деле она распадается на средства производства плюс переменный капитал…
>Я бы не рекомендовал формировать представления о классической политэкономии по трудам Ленина или, тем более, Мирона.
Это – запрещенный прием, хотя и ставящий на одну линию Ленина и Мирона. :-))
>Рассуждения Рикардо о росте капиталовооружённости действительно очень мутные и содержат много ошибок (как и вся вторая половина его книги), но такой глупости он сказать не мог. Конечно же, он говорил и об увеличении количества «постоянного капитала» (в терминологии Маркса), тех же машин.
Связывал ли Риккардо тенденции развития общества с критериями социальной справедливости?
>Скорее всего, Ленин неправильно проинтерпретировал рассуждения Рикардо о том, что сдвиг траты денег с переменного на постоянный капитал вызывает и отраслевые сдвиги в распределении рабочей силы между отраслями. А деньги, идущие на закупку машин, идут на содержание рабочих, занятых в производстве машин («переменный капитал»). Я сейчас не могу найти это место у Рикардо, но посмотрите две цитаты – из XX и XXI глав его труда, из которых видно, что, несмотря на особенную мутность изложения в первой цитате, всё он прекрасно понимал в накоплении не хуже Маркса:
Цитаты неплохие. Из них видно, что Риккардо говорит о тех же явлениях, что и Маркс. Но из них не видно, как Риккардо советует обществу распорядиться полученными знаниями.
><…> [Далее Рикардо развивает ошибочную теорию о том, что рабочие не выигрывают от технологического прогресса, по меньшей мере, в продуктах питания, а выигрывают только капиталисты и землевладельцы. Ошибка обусловленная всё тем же «железным законом заработной платы», которого придерживаются и Паршев с Мироном.]
Пока мысль не понятна.
>Я отметил уже прежде, что рост чистого дохода, измеряемого в товарах, всегда является следствием усовершенствования машин и влечёт за собой новые сбережения и накопления. Следует помнить, что эти сбережения имеют место ежегодно и что они должны скоро создать фонд более значительный, чем валовой доход, первоначально потерянный вследствие изобретения машин. Тогда спрос на труд будет так же велик, как и прежде,…
Пожалуй, да
>…и положение народа будет и дальше улучшаться благодаря увеличению сбережений, которые позволит делать возросший чистый доход.
А этот вывод – под большим вопросом. Откуда следует, что богатство будет аккумулироваться и распределяться там, где оно производится? Скорее всего оно будет вливаться в международную финансовую систему и там «крутиться». Богатые при этом будут богатеть, бедные – беднеть. Бедных-то большинство – на всех Канар не хватит. Кто-то останется у измочаленных систем жизнеобеспечения…
>Введению машин нельзя безнаказанно чинить препятствия ни в одном государстве; если бы капиталу мешали получить наибольший чистый доход, который может доставить применение машин на родине, он переместился бы за границу, а это ослабило бы спрос на труд в более серьёзной степени, чем самое широкое применение машин. Пока капитал применяется внутри страны, он должен создавать спрос на некоторое количество труда. Машины не могут применяться без содействия людей и могут быть произведены только при помощи их труда. Вкладывая часть капитала в усовершенствованные машины, мы только задерживаем прогрессивное возрастание спроса на труд; вывозя капитал в другую страну, мы совершенно уничтожаем этот спрос.
Или я что-то не понимаю в своей позиции, или Вы считаете, что марксисты своей трудовой теорией стоимости ставят барьер введению машин?
>Притом же цены товаров регулируются издержками их производства.
Это с одной стороны. С другой стороны – они регулируются спросом. СГКМ на примере с дефицитом это показал. Дефицит был потому, что требовалось всего и много. Сейчас такого массового спроса нет. Ни в продуктах питания, ни в образовании, ни в медицине, ни в правопорядке, ни в безопасности государства.
>Применяя усовершенствованные машины, вы уменьшаете издержки производства товаров, и вследствие этого вы можете продавать их на внешних рынках по более дешёвой цене. Но если бы вы отказались от применения машин, в то время как другие страны поощряли бы его, вы были бы вынуждены вывозить ваши деньги в обмен на иностранные товары до тех пор, пока вы не снизите естественные цены ваших товаров до уровня цен других стран. Вступая в обмен с этими странами, вы можете отдавать товар, стоящий здесь двух дней труда, за товар, стоящий за границей одного дня труда. Этот невыгодный обмен был бы следствием вашего собственного образа действия, ибо товар, вывозимый вами и стоящий вам двух дней труда, стоил бы вам не больше одного дня труда, если бы вы не отказались от применения машин, услугами которых благоразумно воспользовались ваши соседи».
Риккардо апеллирует к выгоде. Но ведь «не хлебом единым жив человек»…
>>В III томе «Капитала» разрешен вопрос об образовании средней нормы прибыли на основе закона стоимости. Великим шагом вперед экономической науки, в лице Маркса, является то, что анализ ведется с точки зрения массовых экономических явлений, всей совокупности общественного хозяйства, а не с точки зрения отдельных казусов или внешней поверхности конкуренции, чем ограничивается часто вульгарная политическая экономия или современная «теория предельной полезности»…
>Это идиотизм с марксовыми усреднениями разобран ещё Бём-Баверком задолго до Ленина. Я уже приводил цитату Бём-Баверка и популярный пример про кряканья.
Вы просто вынуждаете меня почитать Капитал. :-)) Редкая птица долетит до середины Днепра, редкому солидаристу Капитал будет по зубам…
>>и глубокой ошибкой, взваливанием на природу недостатков, ограниченностей и противоречий капитализма является пресловутый «закон убывающего плодородия почвы»».
>Так Ленин считал, что при коммунизме закона убывающей отдачи не будет? Гагагага! :)
Верили люди в светлое будущее. Зачем смеяться?..
>Мой Вам совет: не учите политэкономию по текстам Ленина и, тем более, Мирона. Неужели до сих пор не прояснился уровень последнего?
Без комменариев.
>>Капитал создавался для формализации освобождения от угнетения трудом…Имхо.
>Для оправдания хотенчиков отдельных личностей, то есть.
Для обоснования хотенчиков масс.
>Но теории создаются не для оправдания хотенчиков, а для указания пути, как достичь их удовлетворения.
Думаю, не для указания пути, а для указания требований в достижении удовлетворений массовых хотенчиков.
>А ценности-хотенчики должны быть явно вынесены за пределы теории,…
Верно. Ценности-хотенчики должны быть явно сформулированы за пределами теорий. В мета-теории, охватывающей перечень узких теорий и задающей функцию целеполагания для этих теорий.
>… они сказываются на постановке конечных целей, а не путей их достижения.
Так задачи должны быть адекватны цели, а не наоборот…