От Miguel Ответить на сообщение
К Alexandre Putt Ответить по почте
Дата 28.05.2006 02:57:28 Найти в дереве
Рубрики Ссылки; Тексты; Версия для печати

Это называется полное презрение к теоретическому мышлению и моделированию

>> Любой закон, в том числе закон спроса, справедлив только при выполнении ряда условий. Нет условий (нет рынка) - не действует закон спроса.
>
>Но Вы будете утверждать универсальность человеческой природы. Я же утверждаю противоположное: люди все разные и (это была бы банальность без добавления), их различие обусловлено культурой, которой они принадлежат.

Это тоже банальность. Действительно, все люди разные. Речь идёт о другом: можно ли формулировать в рамках экономических моделей "законы", основанные на наблюдении за экономическим поведением людей, или вообще не имеют? Можно ли использовать формулировки этих законов в качестве рабочего инструмента?

Моя позиция состоит в том, что можно. Иванов привёл пример закона спроса, который (по крайней мере, для товаров-вещей) наблюдается и в Индии тоже. Насмотря на то, что культура в Англии, России и Индии разная, данный закон соблюдается... Естественно, за самим исследователем в конкретной ситуации должна оставаться обязанность тестирования реальности на возможность применения подобного закона в конкретной ситуации. Очень дорогостоящего полевого исследования при этом проводить не надо - достаточно нарыть пару ссылок по влиянию урожая лука на цены в Индии и проч., чтобы использовать "закон спроса" в качестве рабочего инструмента при торговле продовольствием на индийском рынке.

Конечно же, как только пойдут более хитромудрые товары и микрорынки, то результат может измениться, в том числе по причине другой "институциональной структуры общества". Известно, например, что даже в России зарплата работников одинаковой квалификации и тяжести работы не выравнивается по отраслям, и разница составляет разы. То есть, рынок рабочей силы работает очень "плохо", с очень несовершенной конкуренцией. Но в таких случаях я и не пытаюсь применить при исследовании российской экономики модели, предполагающие конкуренцию, близкую к совершенной. Потому что провожу (возможно, неявно) проверку, можно ли применить в данном случае ту или иную модель, или нельзя. Причём, как я уже говорил, выписать в явной форме _все_ условия, которые надо проверять, заведомо невозможно. Многое остаётся за кадром.

Скажем, из Вашего требования досконально исследовать сначала институциональную структуру общества прежде чем применить любую модель следует, что даже при переезде из одного штата Индии в другой надо проводить дорогостоящее исследование "институциональной структуры" чтобы спрогнозировать последствия неурожая лука на цены. Это абсурдное требование, потому что всему есть мера.

Итак, никто не утверждает универсальность человеческой природы "вообще". То, что все люди разные, и все сосуды с газом разные, признаёт и Иванов. Но я утверждаю, что, несмотря на то, что люди разные, можно осторожно использовать "законы", сформулированные в рамках экономических моделей, например, "закон спроса". Причём для разных обществ. Потому что если "прочие равные" условия нарушаются, и общество совсем-совсем другое, то это, в большинстве случаев, бросится в глаза. Например, приезжаю в страну обезьян - и сразу вижу, что там торговля идёт совсем не так. Или, например, я знаю, что доходы или численность потребителей растут со скоростью, превышающей планируемое мной повышение цены. В этих двух случаях, согласен, нужно проводить много дополнительных исследований на применимость "закона спроса". А вот при практическом моделировании в "обычной ситуации" (повторяю, требование перечислить все параметры "обычной ситуации" нереально) можно смело использовать "закон спроса", потому что подвид обезьян, для которого закон, быть может, не наблюдается, скорее всего, не участвует на том рынке, который нас интересует в части применения закона спроса, а доходы потребителей растут с меньшей скоростью, чем планируемое повышение цен. Все люди разные, но "закон спроса" почти всегда соблюдается.

Конечно же, никто не может нам гарантировать, что следование однажды сформулированным "законам" не приведёт нас рано или поздно к практической ошибке по причине неверности или неуниверсальности "закона". Но это и в естествтенных науках точно так же. В обоих случаях надо пересматривать модель, более формально и строго описывать границы её применимости и т.д.

Ваша позиция по принципиальному отвержению всяких "законов" крайне неконструктивна и закрывает дорогу ко всякому моделированию общественных процессов. Ведь на чём основано моделирование? Поясняю на примере. На том, что наблюдаем во многих ситуациях поведение потребителя с совершенно разными товарами - и формулируем закон, что при более высокой цене абстрактного товара больше потребителей отказываются от покупки. Тавтологически переформулируя этот результат, получаем макромодель: при росте цены абстрактного товара спрос падает. Вот модель, закон спроса... называйте, как хотите. Потом эту общую модель или закон (какая разница, как называть) применяем в конкретной ситуации к рынку... мяса. Хотим спрогнозировать, как изменится спрос при повышении цены. "Закон" говорит, что величина спроса упадёт.

Если же принципиально отказываться от моделирования, то тогда мы вообще не можем предсказать реакцию потребителей на повышение цены мяса из общей модели для разных товаров. Тогда нам останется только одно - проводить тысячи и тысячи исследований с реакцией данного рынка на повышение цены именно мяса и только тогда обобщать это в "закон". Совершенно ясно, что в подавляющем большинстве случаев это требование тоже невозможно. Это всё равно, как вместо расчёта прочности моста математическими методами строить сотню мостов такой конструкции и проводить опыты.

Мало того, Ваше пристрастие к статистике как обобщающим данным полевых исследований может даже с большей вероятностью привести к ошибке, чем моделирование на основе "универсальных законов". Потому что статистика может быть собрана в условиях, когда какой-то ключевой параметр имел другое значение. Статистика его не знает, то есть, она не знает, что надо вообще исследовать ситуацию при разных значениях потерянного параметра. Его знают универсальные модели, подсказывающие, что данный параметр влияет на результат данного круга явлений.

Например, принципиально антитеоретическую позицию занимает Мирон: он как-то заявлял на форуме, что есть только "страховой опыт", на который и надо ориентироваться. Вот, была в Германии и Корее ситуация, когда высокий уровень инвестиций сопровождался низкой безработицей - следовательно, по Мирону, высокий уровень инвестирования влечёт низкую безработицу. Он требовал от меня включить в книгу это утверждение на основании "статистики" (примеров нескольких стран). Мои возражения сводились к тому, что примеров слишком мало для того чтобы делать такой вывод. Вот если бы он предъявил модель, выводящую низкий уровень безработицы при высоком уровне инвестирования из "универсальных законов" Экономикса и "универсальных" предположений об экономическом поведении человека, я бы согласился включить такое утверждение в книгу.

Так что моделирование и построение теорий - штука полезная.