|
От
|
Alexandre Putt
|
|
К
|
Miguel
|
|
Дата
|
28.05.2006 18:16:09
|
|
Рубрики
|
Ссылки; Тексты;
|
|
Это всё противоречит реальной практике (*)
>>Но Вы будете утверждать универсальность человеческой природы. Я же утверждаю противоположное: люди все разные и (это была бы банальность без добавления), их различие обусловлено культурой, которой они принадлежат.
>
>Это тоже банальность. Действительно, все люди разные.
Вы читать до конца предложения умеете?
> Речь идёт о другом: можно ли формулировать в рамках экономических моделей "законы", основанные на наблюдении за экономическим поведением людей, или вообще не имеют? Можно ли использовать формулировки этих законов в качестве рабочего инструмента?
Смотря какие "законы" (на основе какой методологии) и для чего.
>Моя позиция состоит в том, что можно. Иванов привёл пример закона спроса,
Это не закон, а поведенческая модель, построенная на весьма специфичных допущениях
> который (по крайней мере, для товаров-вещей) наблюдается и в Индии тоже.
Докажите
> Насмотря на то, что культура в Англии, России и Индии разная, данный закон соблюдается...
С чего Вы взяли? Закон спроса - это не закон, а модель поведения рационального агента (атома) на совершенном рынке. Всё, больше там ничего нет. Какой закон Вы там усмотрели?
> Естественно, за самим исследователем в конкретной ситуации должна оставаться обязанность тестирования реальности на возможность применения подобного закона в конкретной ситуации.
Т.е. контекст
> Очень дорогостоящего полевого исследования при этом проводить не надо - достаточно нарыть пару ссылок по влиянию урожая лука на цены в Индии и проч., чтобы использовать "закон спроса" в качестве рабочего инструмента при торговле продовольствием на индийском рынке.
В каждом конктретном исследовании должна проводиться методологическая работа.
>Конечно же, как только пойдут более хитромудрые товары и микрорынки, то результат может измениться, в том числе по причине другой "институциональной структуры общества". Известно, например, что даже в России зарплата работников одинаковой квалификации и тяжести работы не выравнивается по отраслям, и разница составляет разы. То есть, рынок рабочей силы работает очень "плохо", с очень несовершенной конкуренцией.
Так
> Но в таких случаях я и не пытаюсь применить при исследовании российской экономики модели, предполагающие конкуренцию, близкую к совершенной. Потому что провожу (возможно, неявно) проверку, можно ли применить в данном случае ту или иную модель, или нельзя. Причём, как я уже говорил, выписать в явной форме _все_ условия, которые надо проверять, заведомо невозможно. Многое остаётся за кадром.
Так для этого служит методология. Она указывает то, что важно и что неважно.
>Скажем, из Вашего требования досконально исследовать сначала институциональную структуру общества прежде чем применить любую модель следует, что даже при переезде из одного штата Индии в другой надо проводить дорогостоящее исследование "институциональной структуры" чтобы спрогнозировать последствия неурожая лука на цены. Это абсурдное требование, потому что всему есть мера.
При каждом социальном исследовании следует учитывать контекст. Строить модель всего невозможно.
>Итак, никто не утверждает универсальность человеческой природы "вообще". То, что все люди разные, и все сосуды с газом разные, признаёт и Иванов.
Сосуды с газом идентичные.
> Но я утверждаю, что, несмотря на то, что люди разные, можно осторожно использовать "законы", сформулированные в рамках экономических моделей, например, "закон спроса". Причём для разных обществ. Потому что если "прочие равные" условия нарушаются, и общество совсем-совсем другое, то это, в большинстве случаев, бросится в глаза.
Культурные ценности сразу в глаза не бросаются.
> Например, приезжаю в страну обезьян - и сразу вижу, что там торговля идёт совсем не так. Или, например, я знаю, что доходы или численность потребителей растут со скоростью, превышающей планируемое мной повышение цены. В этих двух случаях, согласен, нужно проводить много дополнительных исследований на применимость "закона спроса".
Вот, есть люди, которые занимаются программами по развивающимся странам. Например, строят ирригационные системы по всему миру. Однако будучи технически выполнены совершенно, эти системы претерпевают фиаско при использовании людьми, для которых они предназначались. Почему? Потому что не разрабатывают систему пользования водой с учётом культурных особенностей. Например, игнорируют кастовую систему в Индии.
(о стимулах и организации)
"Designing institutions involves creating new forms of relationships between individuals. The process of institutional design is quite different from that of engineering design. As experience with organizing farmers over the last several decades has shown, simply giving individuals organizational blueprints is not equivalent to changing the incentives and behavior of those individuals. Nor is the problem simply that of organizing farmers. Many perverse incentives face design engineers, construction firms, and the officials responsible for operating and maintaining irrigation systems. Both the failure to achieve project sustainability and the failure to organize farmers illustrate a pervasive lack of understanding as to how effective institutions are crafted over time", p.14
"Создание институтов включает в себя установление новых форм отношений между индивидами. Процесс создания институтов значительно отличается от инженерного проектирования. Как показал опыт организации фермеров за последние десятилетия, простое предоставление индивидам организационных шаблонов не эквивалентно изменению стимулов и поведения этих индивидов. Также проблема не заключается всего-навсего в организации фермеров. Инженеры-конструкторы, строительные фирмы и чиновники, ответственные за управление и поддержку ирригационных систем, сталкиваются со множеством противоречащих стимулов. Как провалы достичь устойчивость проектов, так и неспособность организовать фермеров иллюстрируют распространяющийся недостаток понимания того, как создаются эффективные институты во времени."
Это, кстати, актуально по отношению к Вашим неудержимым стремлениям взвинтить цены за проезд и некоторым другим предложениям.
(о провале проектов в Индии)
"William Ascher and Robert Healy (1990) document the lack of investment in institutional arrangements in two major irrigation projects in India... In both cases, planning focused entirely on the construction of major physical works and presumed that the farmers would automatically organize to construct, operate, and maintain field channels to get water from the system in their fields... Five years later, less than a third of the planned service area was receiving irrigation water. An ex post evaluation discovered that the root of the problem was the refusal of the farmers to constuct field canals... In other words, a project whose physical works cost close to $9 million was producing a small proportion of its projected benefits as a result of a lack of investment in crafting institutional arrangements among farmers to construct (and eventually operate and maintain) the simplest type of water conveyance channels. Social capital is not automatically or spontaneously produced. It must be crafted", pp. 37-38
"Вильям Эшер (William Ascher) и Роберт Хили (Robert Healy) (1990) документируют недостаток инвестиций в институциональные структуры в двух важных ирригационных проектах в Индии... В обоих случаях планирование было целиком сфокусировано на возведении основных физических объектов и подразумевало, что фермеры автоматически возьмут на себя возведение, использование и поддержку полевых каналов для получения воды из системы на свои поля... Пятью годами спустя менее чем треть запланированной обслуживаемой площади получала ирригационную воду. Оценка ex post обнаружила, что корнем проблемы был отказ фермеров возводить полевые каналы... Другими словами, проект, физические работы которого обошлись в $9 млн., обеспечивал незначительную долю запланированных выгод в результате недостатка инвестиций в создание институциональных структур среди фермеров, чтобы создавать (и в конечном итоге использовать и поддерживать) наипростейшие водоканалы. Социальный капитал не создаётся автоматически или спонтанно. Он должен быть целенаправленно создан."
А вот ещё важная цитата
(типичные ошибки)
"The difficulty of observing institutions frequently results in two errors. The first is the assumption that rules-in-use are always the same as formal laws or procedures. The second is the assumption that no institutions exist except for those that have been formally created through governmental actions. Both errors reflect a lack of understanding of how to create, maintain, and use social capital.
The first error--assuming that institutions are equivalent in practice to what has been written in formal legislation--leads to misplaced confidence in the effectivenes of changing behavior by changing formal law. In a polity characterized by a high conformance to legal prescription, working rules will fill in the details of general legislation. In a system where a rule of law does not prevail, working rules may vary substantially from legislation--particularly legislation drafted by officials located in distant capital cities...
The second error--assuming that no institutions exits unless created by governmental action--may lead to actions that destroy existing institutions", pp. 23-24
"Трудности осознания институтов постоянно порождают две ошибки. Первая заключается в допущении того, что правила-в-использовании - тоже самое, что и формальные законы и процедуры. Вторая заключается в допущении, что никаких других институтов, кроме тех, что созданы формально государственными действиями, не существует. Обе ошибки отражают недостаток понимания того, как создавать, поддерживать и использовать социальный капитал.
Первая ошибка - подразумевание того, что институты эквивалентны на практике тому, что было записано в формальном законодательстве, - ведёт к неуместной уверенности в эффективности изменения поведения через изменение формальных законов. В общественном строе, характеризуемом тщательным следованием букве закона, действующие правила встроятся в элементы общего законодательства. В той системе, где власть закона не является доминирующей, действующие правила могут значительно отличаться от законодательства - в особенности от законодательства, разработанного чиновниками из удалённых столиц...
Вторая ошибка - подразумевать, что никаких институтов не существует, кроме созданных государственными действиями, - может привести к действиям, которые разрушают действующие институты."
Все цитаты по
Ostrom, E. (1992).Crafting Institutions for Self-Governing Irrigation Systems. ICS Press, San Francisco.
ISBN 1-55815-168-0
> А вот при практическом моделировании в "обычной ситуации" (повторяю, требование перечислить все параметры "обычной ситуации" нереально) можно смело использовать "закон спроса", потому что подвид обезьян, для которого закон, быть может, не наблюдается, скорее всего, не участвует на том рынке, который нас интересует в части применения закона спроса, а доходы потребителей растут с меньшей скоростью, чем планируемое повышение цен. Все люди разные, но "закон спроса" почти всегда соблюдается.
Как видим, ""закон спроса"" не соблюдается в реально действующих ирригационных системах по всему миру.
>Ваша позиция по принципиальному отвержению всяких "законов" крайне неконструктивна и закрывает дорогу ко всякому моделированию общественных процессов. Ведь на чём основано моделирование?
С чего Вы взяли? Я не отрицаю законы вообще, я утверждаю, что это модели, которые могут быть применимы и неприменимы.
> Поясняю на примере. На том, что наблюдаем во многих ситуациях поведение потребителя с совершенно разными товарами - и формулируем закон, что при более высокой цене абстрактного товара больше потребителей отказываются от покупки.
Это неверно хотя бы из-за товаров Гиффена.
> Тавтологически переформулируя этот результат, получаем макромодель: при росте цены абстрактного товара спрос падает.
За это Вам бы влепили двойку на экзамене по экономикс.
>Если же принципиально отказываться от моделирования, то тогда мы вообще не можем предсказать реакцию потребителей на повышение цены мяса из общей модели для разных товаров. Тогда нам останется только одно - проводить тысячи и тысячи исследований с реакцией данного рынка на повышение цены именно мяса и только тогда обобщать это в "закон". Совершенно ясно, что в подавляющем большинстве случаев это требование тоже невозможно. Это всё равно, как вместо расчёта прочности моста математическими методами строить сотню мостов такой конструкции и проводить опыты.
Расчитывать всё равно надо. Иначе Вы не сможете предсказать реакцию на политику (а она должна быть показана на наборе индикаторов). Ваши заявления о том, что "цена повысится, покупатели станут покупать меньше редиски" - это пустой звук, не наука. Нужны точные оценки.
>Мало того, Ваше пристрастие к статистике как обобщающим данным полевых исследований может даже с большей вероятностью привести к ошибке, чем моделирование на основе "универсальных законов".
Это неверно. Статистика - отдельно, полевые исследования - отдельно. Хотя бы потому, что их собирают разные люди.
> Потому что статистика может быть собрана в условиях, когда какой-то ключевой параметр имел другое значение. Статистика его не знает, то есть, она не знает, что надо вообще исследовать ситуацию при разных значениях потерянного параметра. Его знают универсальные модели, подсказывающие, что данный параметр влияет на результат данного круга явлений.
Без эмпирики нет науки.
>Например, принципиально антитеоретическую позицию занимает Мирон: он как-то заявлял на форуме, что есть только "страховой опыт", на который и надо ориентироваться. Вот, была в Германии и Корее ситуация, когда высокий уровень инвестиций сопровождался низкой безработицей - следовательно, по Мирону, высокий уровень инвестирования влечёт низкую безработицу. Он требовал от меня включить в книгу это утверждение на основании "статистики" (примеров нескольких стран). Мои возражения сводились к тому, что примеров слишком мало для того чтобы делать такой вывод. Вот если бы он предъявил модель, выводящую низкий уровень безработицы при высоком уровне инвестирования из "универсальных законов" Экономикса и "универсальных" предположений об экономическом поведении человека, я бы согласился включить такое утверждение в книгу.
Теория предшествует эмпирике, согласен.
>Так что моделирование и построение теорий - штука полезная.
Если делать правильно.