На протяжении всей своей истории Россия была крупной аграрной державой, вывозившей свою продукцию на мировые рынки. В последние годы советской власти СССР активно импортировал продовольствие. И не потому, что своего не хватало. Было выгоднее купить некоторые продукты, чем производить их самим. В конце 1980-х годов импорт агропродовольственной продукции составлял около 23% от всего объема импорта страны . Казалось бы это уже было на грани продовольственной безопасности. На самом деле основная часть импорта шла из стран народной демократии, которые были в обшей в СССР хозяйственной системе.
Практически сегодня страна живёт по принципу «Нефть в обмен на продовольствие». В самом деле, Россия усиленно выкачивает нефть, газ, продаёт лес, металл, бриллианты и золото, чтобы купить в Австралии масло, в Аргентине — свинину и говядину, в Турции — яблоки, помидоры, картошку, в Голландии — капусту… Обратно ввозится в основном бытовая электроника, остромодные товары и продовольствие. Нынешняя Россия не только является нетто-импортером агропродовольственной продукции, но и зависимость от импорта постоянно нарастает. Экспорт устойчиво превышает импорт только по одному товару - подсолнечнику, хотя в 1998 году Россия впервые за многие десятилетия стала также нетто-экспортером пшеницы. Но это не значит, что зерна в России в избытке.
Одновременно с экспортом имеется сушественный ввоз зерна (внимание: Росия не только экспортирует, но и импортирует зерно!), который вырос в 2, 2 раза, составив 457, 6 млн. долл. Импорт пшеницы и меслина (ржано-пшеничная смесь) вырос в физических показателях в 2, 1 раза до 1, 36 млн. т, в денежном выражении ввоз пшеницы вырос в 3 раза до 210, 7 млн. долл. Импорт ячменя увеличился на 72 % до 438, 9 тыс. т, в денежном выражении - на 81 % до 66, 6 млн. долл.
Россия импортирует 41 % мяса, 37 % рыбы, 54 % растительного масла, 91 % сахара. Импорт мяса птицы в Россию увеличился в четыре раза, а собственное производство сократилось втрое. Россия экспортирует мясо из 27 стран мира, в том числе, одних только "ножек Буша" на 1,2 млрд долларов в год, при том, что собственные "рекордные урожаи" гниют на элеваторах. (Журнал "Торгпред", спецвыпуск). Рост импорта продовольствия составил 19%, что в 3 раза больше, чем рост собственного производства. Наиболее существенно возросла зависимость от импорта по такому ключевому для страны товару, как мясо.
Несмотря на введенные недавно и действующие квоты на ввоз говядины, свинины и мяса птицы, Россия по-прежнему остается крупнейшим мировым импортером мясопродуктов, сообщает «СовЭкон». По прогнозу МСХ США, российский импорт мяса птицы в 2005 г. составит 960 тыс.т. Далее, со значительным отставанием следуют Япония (595 тыс.т ) и Китай (450 тыс.т). Импорт говядины в Россию в 2005 г. составит 750 тыс. т, тогда как в Японию – 625 тыс.т. На третьем месте идет ЕС-25 (550 тыс.т). Лишь по импорту свинины Россия уступает первое место в мире Японии (Россия... portal.minagri.kz/ExternalNews/default.aspx - 126k).
Даже резко упавшая "платежеспособная" потребность жителей России в таких ценных видах продовольствия, как мясные и молочные продукты, покрывается преимущественно импортными поставками. К 2002 году доля импортного растительного масла на российском рынке продовольствия достигла 50 %, мясных и колбасных изделий - 40-60 %, а мясного сырья - 80 %. Объем импорта продовольствия в 2003 году, по данным Государственного таможенного комитета РФ (то есть без учета "серого" и "черного" импорта), вырос на 8, 1 % - до $9, 3 млрд. , а по данным Минсельхоза РФ, рост импорта сельхозсырья и продуктов питания составил 8, 7 % - до $11, 2 млрд. Согласно заявлению министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева, за 2001-2004 годы темпы роста импорта продовольствия в 3 раза превысили темпы роста отечественного сельхозпроизводства.
За последние восемь лет доля импорта мяса увеличилось втрое. Импорт в РФ основного ввозного продукта пищевого сегмента - сырого и мороженого мяса - составил, по итогам 2004 года, 970 тыс. т, что на 6 % меньше, чем в 2003 году. В денежном выражении поставки увеличились на 5 % - до 1, 3 млрд. долл. Импорт мяса птицы сократился на 4 % до 1, 101 млн. т с 1, 148 млн. т, в денежном выражении - снизился на 1 % до 663, 5 млн. долл. Ввоз сгущенного молока и сливок вырос до 35, 9 тыс. т с 26, 5 тыс. т, в денежном выражении - до 47, 6 млн. долл. с 27, 5 млн. долл. Объемы импорта сливочного масла сократились до 101, 3 тыс. т с 133 тыс. т в 2003 году, в денежном выражении - до 162, 4 млн. долл. с 182, 9 млн. долл.
Но импортируется не только мясопродукты. Сейчас в Россию завозится 6 миллионов тонн молока в виде различной молочной продукции, это и сыр, и йогурты и все это по объему 20 белгородских областей производства молока в год. Другой вопрос – насколько безопасна эта завозимая продукция? ( http://www.nakanune.ru/articles/jekonomika/nenavizhu_gordeeva)
К ЧЕМУ МОЖЕТ ВЕСТИ ЗАВИСИМОСТЬ OT ИМПОРТА
Зависимость от импорта ведет к резкому перекосу распределения инвестиций и часто заканчивается огромными убытками. Так, в Калининградской области во время массового заражения скота в Европе, цены на мясо, ввозимое из-за границы, резко упали, и было принято решение об увеличении количества квот на ввоз мясного сырья. Основной аргументацией было то, что зараженность мяса определить все равно не возможно, а для Калининградской экономики это будет реальным шансом, получить прибыль за счет продажи мясной продукции на территории России. Эффектом от такого решения стало увеличение количества мясоперерабатывающих предприятий всего за год с 2 до 180.
Однако, сразу же после окончания кризиса, цены на мясное сырье стали увеличиваться. Вновь созданным предприятиям стало не хватать местного сырья, т.к. сельхозпредприятия Калининградской области не способны столь резко увеличить поголовье скота. Оказалось, что мяса местных производителей хватает для работы только одного крупного мясоперерабатывающего предприятия. Технологии переработки новых предприятий не могут обеспечить безотходную переработку туши, что также накладывает ограничения на оптовую цену местных поставщиков сырья, делая, его приобретение у них не выгодным. Простейшим решением было бы, сохранив квоты на ввоз мясопродукции на территорию Калининградской области, ждать эффекта от увеличения местного поголовья скота. Однако, никто из переработчиков не согласен вкладывать деньги в выращивание местного скота, чтобы обеспечить свое производство необходимым сырьем. Европа для России становится мощной производственной машиной, перерабатывающей наше сырье и продающей его нам же. Евросоюз добивается не только контроля над ресурсами, поступающими из России, о чем свидетельствует возросший в последние годы грузооборот транзитных грузов, проходящих через Калининградскую область, но и над ценами на конечные продукты производства, что в конечном итоге позволяет повысить уровень социальной защиты в странах-кандидатах (Хромов Д. В., Муров В. М. 2003).
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Пока Россия в основном справляется с продовольственным самообеспечением: с небольшим избытком производится зерно, достаточно своего картофеля, молока, яиц, растет производство птицы. Правда, недостает овощей (большую их часть выращивает частный сектор) и совсем плохо с мясом: производить его очень нерентабельно, гораздо выгоднее закупать импортное. Также из-за чрезмерной трудоемкости и дороговизны почти прекращено и вряд ли будет возобновлено выращивание льна.
В товарной структуре нынешнего российского импорта сельхозпродукция и продовольствие по объемам импортных поставок занимают второе место после машин, оборудования и транспортных средств (Карлова и др. 2001.). Некоторые даже считают, что сейчас Россия производит примерно 45% потребляемой сельхозпродукции. По крайней мере продукции, потребляемой крупными городами. Один из самых крупных городов России – Петербург, по данным питерских учёных, 80 % продуктов питания получает из-за рубежа (Антонов, 2003. www.lgz.ru). Зависимость от иностранной продукции с каждым годом всё растёт и растёт и вовсе не из-за того, что наши крестьяне не хотят трудиться.
По мировым стандартам продовольственная безопасность страны обеспечивается в том случае, если в стране производится порядка 80% потребляемых продуктов питания. Или же в том случае, когда страна специализируется на производстве того или иного вида продовольствия, экспорт которого позволяет ей получать положительное сальдо внешнеторгового баланса по, опять же, продуктам питания (т.е. объемы мировой торговли в существенной степени зависят от реализации данного товара на рынке, и страна, таким образом, может влиять на мировой рынок).
Россия уже не может прокормить себя без западной помощи и по международной классификации относится к странам-импортерам продовольствия" (Журнал "Торгпред", спецвыпуск). Следовательно, по сути Россия уже потеряла суверенитет.
Да, существуют страны, которые значительную долю продовольствия закупают за рубежом и при этом не сталкиваются с проблемой обеспечения продовольственной безопасности. Но эти страны имеют широкий набор экспортных товаров. Действительно, в соответствии с законом сравнительного преимущества стране выгоднее сосредоточить усилия в производстве тех товаров, где она добилась относительно большей эффективности, и экспортировать их в обмен на товары, по которым ее относительное преимущество минимально.
Для государства, импортирующего продовольствие, надежность продовольственной безопасности государства достигается не только достаточным самообеспечением продуктами питания, но и наличием средств для его импорта в нужных количествах. Главной проблемой Россией может стать невозможность оплачивать импорт необходимых продуктов. Поэтому спасение российского села - это не только экономическая и политическая задача. Это условие сохранения России как независимого государства.
Российское государство, решительно не желая помогать отечественному крестьянству, фактически дотирует сельскохозяйственное производство других стран, импортируя у них продукты питания по завышенным ценам. Отдельным хозяйствам удается сохранить уровень производства даже в нынешних тяжелейших условиях. Например, в хозяйстве "Бужарово" в Истре надои молока за последние годы даже увеличились и превысили 5 тыс. литров в год. В колхозе им. Кирова в Лотошине животноводческое стадо возросло до 10 тыс. голов. Но все это происходит не благодаря политике правительства, а вопреки ей, исключительно благодаря сверхусилиям руководства и самоотверженности коллективов этих хозяйств.
Крупные западные сельскохозяйственные корпорации уже прорвались на российский рынок, скупили отечественные торговые марки и, как всякие монополии, диктуют теперь свои условия, в том числе уровень закупочных и розничных цен. Прослеживаются намерения к скупке земель, так как это прописходит в Прибалтике. Но если иностранный «чистый» капитал скупит российскую землю, то надо бы задуматься: а что будет с миллионами людей старшего поколения, живущих на селе. А заодно неплохо бы задуматься тем 70% горожан, которые сейчас выживают во многом благодаря родственным связям с селянами...