Партийная информационная структура как пример безмасштабной (scale-free) сети.
Многие сложные системы, рост которых происходит в теперешнем глобальном мире обладают одной интересной особенностью : некоторые их узлы (концентраторы) связаны с сотнями, тысячами и даже миллионами других узлов, в большинстве имеющих всего по несколько связей. Именно поэтому такие сетевые структуры были названы безмасштабными. Поведение безмасштабных сетей весьма специфично: они очень устойчивы к случайным отказам, но чрезвычайно уязвимы по отношению к скоординированным нападениям. Безмасштабные сети привлекают внимание, так как встречаются во многих областях науки, техники и бизнеса: от химии и микробиологии до маркетинга и информатики. Преобладание таких сетевых структур объясняется механизмами роста и преимущественного присоединения к узлам-концентраторам.
Следствия и проявления безмасштабности сетей многообразны и показательны для претендующих на развитие социальных систем
Устойчивость к случайным отказам , но весьма уязвимы для преднамеренных, спланированных нападений. Следовательно, в любом экспертном обществе необходимо достаточное количество экспертов, желательно объединенных в структуру подобную “политбюро”, нивелирующую индивидуальные ошибки экспертов и предохраняющих их позиции от несанкционированных атак. Аналогия- повышенная безопасность концентраторов в Интернет
Безмасштабным сетям свойственен нулевой порог чувствительности. Как показывает практика информационной безопасности все вирусы, даже слабо инфекционные , распространяются и остаются в системе. Следовательно, для устойчивой сохранения информации в сети необходимо поддерживать ее безмасштабный характер.
Особое внимание следует уделять узлам сети, которые поддерживают множество контактов и способствуют росту сети. Прямая аналогия- вакцинация населения при недостатке медикаментозных средств проводится преимущественно индивидам-концентраторам. Следовательно, в работе форума необходима постоянная работа по идентификации потенциальных концентраторов и работе с ними.
Специалисты по маркетингу знают, что некоторые потребители обладают выдающееся способностью распространять слухи о разного рода новинках. Следовательно, возможно предложить новые способы распространения политических и идеологических паттернов, подобных рекламным слухам среди потребителей.
Развиваются и специальные программные средства визуализации и анализа социальных сетей. Среди них можно упомянуть инструментарий Social Network Fragments, разработанный MIT Media Lab, и систему InFlow, которую продвигает компания Orgnet.com.
Известный теоретик SNA Этьен Венгер подчеркивает разницу между знанием и информацией . Знание — то, что постепенно аккумулируется в человеческом сообществе, стремящемся понять окружающий мир и эффективно адаптироваться к нему. Знание не может быть принадлежностью одного лица, оно приобретается в процессе совместного поиска решения определенной задачи и требует постоянного обмена идеями. Исследователи применяют понятие практическое сообщество (Community of Practice, CoP) для обозначения частного случая социальной сети: она объединяет людей, которые заинтересованы в приобретении и развитии знаний в определенной области, их использовании на практике и для достижения таких целей постоянно взаимодействуют друг с другом. Это могут быть сообщества или политические объединения ученых, группы инженеров или специалистов (например, по маркетингу или продажам), причем не обязательно ограниченные рамками одной компании, а объединяющие людей со сходными интересами в разных организациях по всему миру.
Надо понимать отличия CoP от простых сообществ «по интересам» и от формальных рабочих или проектных групп. Участников CoP объединяет не только интерес к некой области знаний, но и стремление к сотрудничеству в процессе применения этих знаний на практике. Однако они не обязаны отвечать за выпуск определенной продукции или реализацию услуг в рамках одной корпоративной структуры, равно как и работать над одним проектом.
Проблемная область, или домен CoP, — это область знаний, определяющая интересы членов сообщества, стимулирующая их общение и включающая в себя основные проблемы, решением которых они занимаются. Разница между областью знаний и конкретной задачей или проектом состоит в том, что члены CoP не обязаны входить в одну проектную команду или рабочую группу: их объединяют общие интересы и практическая необходимость в использовании своей компетенции в определенной области и повышении ее уровня.
Поддержка практических сообществ в организации требует внимания к каждой из основных характеристик CoP, которые в совокупности образуют структуру реального управления знаниями. Если компания заинтересована в получении реальных дивидендов от существования неформальных CoP, она прежде всего должна понять, какие знания необходимы для реализации ее бизнес-целей, а какие определяют конкурентоспособность компании.
Следующий шаг формирования CoP — определение круга заинтересованных специалистов, которые имеют практическую необходимость в развитии конкретной области знаний. Этот круг обычно не совпадает с теми рабочими группами, в которых решаются повседневные задачи. Общий проект или бизнес-процесс не создает сообщества автоматически.
Последним ключевым условием существования CoP является взаимодействие при решении практических задач, а не просто обсуждение неких интересных идей. Скажем, группа инженеров или торговых представителей постоянно принимает участие в разрешении проблемных ситуаций в работе ее членов. Это повышает уровень их компетентности в контексте этих задач и позволяет подтверждать профессиональную квалификацию. О такой группе можно говорить как о реальном CoP.
В применении к данному форуму для повышения его эффективности предлагается
Выделение группы индивидов концентраторов
Обеспечение интерактивной связи с другими информационными экспертными группами родственного контента, путем формирования информационного кольца
Обеспечение средств общения на границах этих сообществ, где и происходит генерация стоящих идей
Четкое разделение медийного, коммуникационного и режима взаимодействия. Медийный уровень ответственен за генерацию сообщений, аналогов компьютерных вирусов, заражающих широкую аудиторию.При этом эти послания предварительно проговариваются в группах на форуме, а не распространяются полностью независимо (как это делает Кризис России).На Коммуникационном уровне уделяем внимание оперативности, эффективности и интенсивности связей между узлами.Возможно система веблогов и оптимальна здесь. На уровне взаимодействия-сотрудничества необходимо оптимальная конфигурация групп и сегрегация участников согласно интересам и возможностям. Эффективная коммуникация и устойчивая связь между группами сотрудников приводит к экспоненциальному росту социального капитала, накопленного в системе социальных сетевых.
Путем постоянного анализа статистики и динамики социальной сети оптимально генерировать ее структуру
Заметим, что не сказано ни слова о “Кризисе России”, “черной икре”и “желтых штанах”. Мне кажется ,такого рода рассуждения стоит перенести на медийный уровень и если озвученный партийный манифест не пустой PR ход заняться организационным строительством на уровне информационной структуры
В целом согласен - Alexandre Putt08.02.2006 20:57:05 (32, 1677 b)