От И.Л.П. Ответить на сообщение
К Сепулька
Дата 13.02.2006 13:37:19 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Практикум; Семинар; Версия для печати

Цель существования общества определить немногим легче, чем смысл жизни человека

>Все-таки объясните мне, пожалуйста, что вы считаете сознательно или же подсознательно целью существования общества?

Над вопросом о смысле жизни бились многие философы, но ясности здесь немного. В конечном счете, все зависит от идеалов, о которых нет смысла спорить.

Если говорить о государстве, ситуация более понятная, его функции и задачи можно как-то формализовать.

С обществом сложнее. Факт, видимо, заключается в том, что жить вне общества человек не может. Таким образом, общество нужно для того, чтобы человек (а, следовательно, и народ, и даже человечество) могли существовать. Пока они существуют, будет существовать и общество(ва) в какой-то форме. Для чего существовать - вопрос отдельный. При этом, пока человек жив, он неизбежно будет частью какого-то общества (сообщества), даже если прекратит существование государство и единый в прошлом народ. СССР исчез, но это не значит, что бывшие советские люди стали жить вне общества. Общество изменилось, фрагментировалось, но осталось.

>Лично я понимаю под ключевой целью самовоспроизводство общества (в первую очередь, демографическое, затем - политическое и т.д. и т.п.).

В самом общем виде, говоря о цели общества, можно сказать, что существование общества в какой-то форме есть условие существования человека. Обеспечить его существование - цель общества. Воспроизводство общества (сообщества) - необязательное условие, поскольку человек может стать частью другого общества (как это произошло, например, при распаде СССР). В то же время, общество (сообщество), по-видимому, стремится к самосохранению, но это означает не столько количественное воспроизводство, сколько сохранение целосности и идентичности. Если они утрачиваются, общество может распасться даже при сохранении количественных (в т.ч. демографических) характеристик. Демографические потери есть медленное "старение" общества (в прямом и переносном смысле), а утрата идентичности - моментальная гибель (иногда очень скорая по историческим меркам).

>Если оно не достигается при таком-то строении политико-экономико-идеологических институтов - значит, такие политико-экономико-идеологические институты обществу не нужны.

Но почему они тогда возникают? Одни и те же институты могут иногда решать разные задачи. Общество - это не инженерный проект. Его институты складываются исторически. Иногда они могут утратить способность выполнять свои функции.

>Пусть Игорь тоже пояснит, почему опять не собирается учитывать символические свойства продуктов потребления? Почему также не собирается учитывать такие важные вещи, как соотношение спроса и потребления (которые должны влиять на цену товара)?

Этот вопрос вряд ли связан с целью существования общества как таковой.