От Scavenger Ответить на сообщение
К Сепулька
Дата 12.02.2006 21:04:40 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Re: Не совсем так (Ответ на старое сообщение “Несколько замечаний”)

//1. Михайлов пишет о том, что разделение труда при коммунизме останется. И останется, соответственно, управляющая прослойка. Тем не менее, она будет выражать интересы всего общества, учитывая "мнение коллектива трудящихся". И каждый человек, занятый творческим трудом, будет при этом управлять обществом. Против этого возражений действительно нет, за исключением того, что в таком случае и сейчас в _любом_ обществе _любой_ человек управляет этим обществом - каждый на своем месте, даже рабочий у столь любимого Михайловым конвейера, т.к. каждый на своем месте принимает необходимые решения. Поэтому особой разницы между тем, что было, например, при СССР и при коммунизме в управлении фактически не будет. Это, конечно, насколько я поняла марксистские объяснения Михайлова. Если это не так, пусть поправит.//

Это не так. Михайлов А. говорит, что путем овладения культурой управления все люди будут становиться управляющими и управляемыми одновременно в некоей сложной структуре наподобие той, что П.Е. Кравченко описал, описывая коммуну Макаренко. А кроме того управляющие будут беспрерывно меняться (чаще чем раз в год).

//2.Что касается формирования и воспитания человека. Михайлов и здешние марксисты вообще _отрицают_ не только разные способности каждого человека, передаваемые ему _генетически_ - это вслед за Ильенковым (хотя в этом утверждении Ильенков вообще просто отрицает реальность; Выготский, например, никогда ничего подобного не утверждал). Но и отрицают _необходимость_ существования такого разнообразия. Т.о., вводя своих генетически модифицированных людей, они собственно стремятся уничтожить необходимое разнообразие. Они именно игнорируют общесистемные законы - в частности, правило необходимого разнообразия. Отсюда вся риторика о том, что люди _одинаково_ талантливы и обучаемы _во_всем_. Это просто идеологические высказывания, повторяемые вслед за Ильенковым.//

Они другое отрицают. Они отрицают индивидуальные реакции личности на воздействие общества, они индивидуальность отрицают или вернее не включают в рассмотрение. А отсюда уже следует все остальное.

//Далее, воспитание ребенка начинается в утробе матери. И ребенок активно реагирует на звуки, на интонации, на свет и темноту - спросите об этом у любой женщины, выносившей ребенка! Ему уже в утробе нравится или не нравится какая-то музыка, он возбуждается от детских визгов или звуков стрельбы и т.п. Ребенок на все активно реагирует своими движениями. Однако это все тоже отрицается вслед за утверждениями Ильенкова (видимо, он с беременными женщинами никогда не разговаривал на эту тему). Почему? В угоду идеологическому постулату о том, что ребенок воспитывается только через взаимодействие с предметами. Это действительно так в случае со слепоглухонемыми детьми, но вовсе не так со всеми остальными! У слепоглухонемых детей просто заблокированы все остальные каналы восприятия, им ничего не остается, как познавать реальность _только_ через предметы и ощущения этих предметов. Но это вовсе не так в случае с обычными детьми.
Да, каждый ребенок проходит через этап так называемого "инструментального мышления", но это вовсе не означает, что этот этап в его развитии является более основным, чем этап общения, например, со своей матерью, когда он видит ее мимику и начинает ей в ответ улыбаться или гулить. И уж тем более, этот этап не является основным по сравнению с этапом овладения символическим мышлением и человеческой речью. Но - так сказано у Ильенкова, поэтому идеологический постулат берется за истину. //

Согласен.

//Это именно утопия, хотя у Михайлова она гораздо ближе, конечно, к нашему представлению об обществе, нежели у Альмара.//

Потому, что Альмар как фрейдист еще и индивидуальность в картину мира включает и доказывает что она сводиться к освобождению сексуальности по Маркузе.

С уважением, Александр