От Сепулька Ответить на сообщение
К Вячеслав Ответить по почте
Дата 08.02.2006 00:53:03 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Re: Замечу

>> Слепоглухонемой ребенок этого «основного» этапа лишен, но те не менее он вырастает человеком. Так может в след за Ильенковым будем считать, что обычный ребенок использует мать как предмет (сделанный человеком для человека) откажемся от идеалистических догм?
>
>Тут есть такой нюанс, овладение речью у ребенка непосредственно связано с предметной деятельностью. Человек не может научится нормально говорить и связанно мыслить не овладев способностью выполнять руками различные операции с предметами (есть даже такой термин «мелкая моторика»). Так педагоги, работающие с самыми маленькими (в детсадах) или с детьми с задержкой развития, в первую очередь стимулируют эту мелкую моторику (рисуют, вырезают, лепят и т.п.). Короче, на одних сказках дети не учатся, без предметной деятельности дети даже не смогут воспроизвести сказки. Как впрочем, и наоборот.

Тут у Михайлова, видимо, речь шла о другом "основном этапе" - овладении речью. Ясно, что слепоглухонемой ребенок тоже овладевает речью (и тем более, символическим мышлением) при участии специалиста, хоть и речь у него специфическая - письменная (или какая там еще разработана для слепоглухонемых). Но то, что это такая же человеческая речь, как и обычная звуковая, со всей грамматикой, речевыми конструкциями и т.п. - это без всяких сомнений так. Иначе - без овладения человеческой речью - он остался бы на уровне обезьяны, которая тоже имеет инструментальное мышление.
В остальном Вы правы, но это и не отрицается, это я специально подчеркнула. Так что все эти "идеализмы" Михайлова - как всегда, "мимо кассы".

Что касается использования "матери как предмета, сделанного человеком для человека" - то это высшая степень утилитаризма. Даже сказать-то нечего на такую точку зрения.
Ребенок у них постигает _только_ деятельность и _только_ через предметы, но при этом не постигает никаких иных человеческих отношений, включая любовь, ласку матери (которые проявляются вовсе не через предметы, а через именно _общение_ с ребенком) и т.д. и т.п. Это просто торжество утилитаристского марксизма. И они еще требуют, чтобы их не обвиняли в утилитаризме!