От Miguel Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 29.12.2004 03:05:04 Найти в дереве
Рубрики Хозяйство; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Стоимости нет, а слово есть...

Насколько я могу судить из приведённого набора цитат, стоимость по Марксу по определению появляется только в результате добровольного наёмного труда. В частности, стоимость урожая рабовладельческой плантации определяется количеством труда вольнонаёмных надсмотрщиков, общественно необходимым для выращивания урожая с использованием лошадей, рабов и косилок. Косилки, рабы и лошади, которых принуждают к работе силой, стоимости не создают, а только растрачивают её по мере собственного износа, постепенно перенося на урожай свою стоимость. (Стоимость рабов создана тяжким трудом вольнонаёмных военных, захватывавших пленных, или надсмотрщиков, приглядывавших за процессом размножения рабов и помогавших по мере сил.) Раб не более чем инструмент. А вот когда рабочий при капитализме обменивает свой труд на зарплату как бы добровольно, то только тогда его труд и создаёт стоимость.

Осмелюсь предположить, что причина недоразумений – в том, что Маркс изначально исходил из цели разоблачить капиталистов как паразитов. Поэтому он стартовал от определения «капитал – самовозрастающая стоимость» и пытался доказать, что, на самом деле, для возрастания капитала предпринимательского ума не нужно, а хватит самого по себе капитала и добровольного обмена рабочей силы на деньги. Рассусоливания по поводу рабского труда призваны придать рассуждениям видимость исследования всевозможных случаев и опровержения конкурирующих гипотез о том, что хозяева ВСЕХ факторов производства имеют право на вознаграждение. В этих рассуждениях Маркс рассматривает разные факторы производства (рабов, орудия труда) – и уверяет без пояснений, что ни орудия труда, ни рабы стоимости не создают, а только переносят. При этом он неявно уже использует предположение, что стоимость создаётся только вольнонаёмным трудом. А потом, «создав» многостраничными рассусоливаниями видимость доказательства (невозможности рождения стоимости рабами и орудиями труда), Маркс и придёт к выводу, что, следовательно, стоимость может быть создана только трудом надсмотрщика, которого жестоко эксплуатирует рабовладелец.