>2. При чтении Семенова у меня вопрос возник - о т.н. "социальной материи".
><<<
>Как только был открыт объективный источник общественных идей (социарного
>сознания) - социальная материя, материализм был достроен до верху, до конца. Он
>стал теперь материализмом во взглядах не только на природу, но и на общество.
>Материализм Маркса есть материалистическое понимание не только природы, но и
>общества, а тем самым и истории. Уже этим он качественно отличается от всех
>остальных видов материализма.
><<<
>В то же время, считается общепризнаным
>( http://mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=37977&search=%EC%E0%F2%E5%F0%E8%FF#srch0),
>что материя - вечна, никем не сотворена.
"Система экономических отношений материальна в том и только в том смысле, что является первичной по отношению к общественному сознанию."
Ю.Семенов, Материалистическое понимание истории: За и против
Разумеется, социальная материя появилась только с появлением производства. И она нематериальна в общепринятом смысле, т.е., бестелесна.
Материальность ее только в том, что она _первична_ по отношению к общ.сознанию, определяет его.
Классическое определение материи надо смотреть у Ленина.
Материя - есть _объективная реальность_, данная нам в ощущениях, которая фотографируется, отображается ощущениями, но существует независимо от них.
Именно потому, что материя бывает социальной, в этом определении не упомянуто, что она неуничтожима. Социальная материя, безусловно, погибнет с гибелью человечества, к примеру.
>Какие тогда основания распространять термин "социальная материя" на нечто, явно
>не вечное и (более сомнительно, но всё же) сотворенное ?
Только те, что эта сущность является _первичной_ по отношению к общественному сознанию.