|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
20.10.2004 21:57:08
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Насчет того, как сыновьям священнослужителем был закрыт доступ в вузы. К 100-летию солиста ГАБТа А. п. Иванова (*+)
http://www.sovross.ru/2004/134/134_4_1.htm
ГОЛОС СУДЬБЫ
Минуло 100 лет со дня рождения знаменитого русского баритона А.П. Иванова
Алексей Петрович Иванов - народный артист СССР, лауреат трех Сталинских
премий - на протяжении 30 лет был солистом Большого театра и исполнял на
прославленной сцене ведущие партии драматического баритона во многих
спектаклях. По признанию коллег по искусству и зрителей, это был выдающийся
певец с необыкновенно красивым голосом большой силы, о чем свидетельствуют и
его записи на пластинках и пленках. Кроме того, певец отличался высоким
актерским мастерством и незаурядными драматическими способностями.
По воспоминаниям коллег артиста, с которыми встречался наш
корреспондент накануне юбилея, А.П. Иванов был не только выдающимся певцом и
оперным артистом, полностью оправдывающим свою фамилию, на которой держится
наша Отчизна.
Из многочисленных партий на сцене Большого театра одной из самых
любимых у Алексея Петровича была роль боярина Шакловитого в опере
М.П.Мусоргского <Хованщина>. Она была очень близка ему по духу, отвечала его
мировоззрению - человека, влюбленного в свою родную многострадальную землю.
Помню, как в студенческие годы, слушая впервые в исполнении А.П.Иванова
партию Шакловитого, я невольно обратила внимание на реакцию
зрителей-слушателей. С первой же фразы, произнесенной чуть приглушенным
голосом певца: <Спит стрелецкое гнездо, спит русский люд, ворог не дремлет>,
в огромном зале Большого театра наступила тишина. Буквально дух захватило у
публики от огромной внутренней силы, от отчаяния и страсти, с которыми
звучали слова Шакловитого:
Ты в судьбине злосчастная, родная Русь,
Кто тебя, печальную, от беды лихой спасет?..
То ль недруг злой наложит руку на судьбу твою,
То ль немчин злорадный от тебя наживы ждет...
Криком боли неслось в зал: <А ты, печальница, страждешь и терпишь>. И
последняя страстная мольба, обращенная к Богу, звучала у певца с такой
силой, что казалось, сердце его не выдержит подобного накала чувств: <Не дай
Руси погибнуть от лихих наемников!> Века прошли со времен действия героев
оперы, но и сегодня, слушая эту запись в исполнении А.П. Иванова, вместе с
певцом обращаешь молитву к Всевышнему: <Даруй Руси избранника, кой бы вознес
страдалицу>. И несмотря на непривычную уху современного человека стилистику,
каждое словечко, каждая фраза звучит необыкновенно четко, все понятно, все
ясно.
Необыкновенно красивый голос - сильный, яркий, актерская
выразительность и прекрасная дикция - вот это сочетание и делало участие в
любом спектакле А.П. Иванова событием для зрителей, придавало значительность
самому действию оперы.
Все современники Алексея Петровича сходятся на том, что он был лучшим
Риголетто в Большом театре. (Кстати, эту оперу Верди он ставил там как
режиссер и пел заглавную партию.) То же говорят и о других его партиях,
например, Скарпиа в <Тоске> Пуччини или Эскемильо в <Кармен> Бизе. Однако
особенно ярко раскрылся его талант в русских операх.
Можно много рассказывать и о партии князя Игоря, и о Руслане, и о
Григории Грязнове, и о Демоне, и о других ролях Иванова. Но какие
разглагольствования о певце могут заменить его исполнение? Надо слышать и
видеть артиста. К сожалению, съемок на телевидении немного, а неповторимые,
прекрасные его записи быстро разошлись еще в семидесятых годах. С тех пор
они не переиздавались, постепенно вытесняемые, как и записи других
выдающихся русских певцов, засорившей нашу музыку <попсой>. Особенно
отличается этим радио <Маяк>. Здесь не услышишь не только выдающихся
вокалистов нашего недавнего прошлого и настоящего, но и мелодичных песен с
хорошими стихами в исполнении артистов с красивыми, поставленными голосами.
Включаешь эту станцию - и постоянно несется какой-то ритмичный шум,
сопровождаемый безголосыми, бездарными выкриками с примитивными, плохо
рифмованными строчками. Слушаешь и просто не верится, что это <искусство>
звучит в стране, давшей миру бесценные образцы музыкального творчества
русских композиторов и прекрасных певцов, к числу которых относится и А.П.
Иванов.
Откуда черпал он слагаемые своего творчества? Конечно, прежде всего
талант, как говорится, данный человеку от Бога. Но его надо развивать и
преумножать. И тут требуется повседневный упорный труд. Прописные истины, на
них стояла и стоит человеческая жизнь с ее успехами и неудачами. Так вот
талант и трудолюбие были у Алексея Петровича от рождения. А развить их
помогла в первую очередь та песенная атмосфера, которая окружала его с
детства.
Родился А.П. Иванов в селе Чижово в Бежецком уезде Тверской губернии в
семье дьякона. Отец его - Петр Михайлович окончил духовную семинарию,
обладал прекрасным басом и тонким музыкальным слухом, свободно читал ноты с
листа. Первые неоценимые уроки пения, точного интонирования получил Алексей
от отца.
Огромное влияние на будущего певца оказала русская народная песня,
которая звучала в родном селе. Даже трудно себе представить сейчас, чтобы на
окраине села заводили четырехголосную песню без всякого музыкального
сопровождения. А тогда по вечерам на два, а то и четыре голоса выводили
мелодию простые русские люди, крестьяне. <Зимой и летом песня в селе не
смолкала до полуночи. И на всей этой, как сказали бы сейчас,
самодеятельности был отпечаток какой-то своеобразной театральности: люди
вели себя не обыденно, они преображались, забывая будничные дела и
заботы>, - писал А.П. Иванов в своей книге <Жизнь артиста>, которая вышла в
1978 г. в издательстве <Советская Россия>.
Уже тогда юный Алексей был запевалой и заводилой в стихийно возникавших
хорах. И все, кто слышал его, сулили парню будущее знаменитого певца.
Пророчества эти сбылись, хоть на пути к профессионализму было много
сложностей и препятствий. Но какие бы сложные партии в операх ни исполнял
впоследствии знаменитый артист, любовь к песне осталась навсегда с ним.
За наши пятнадцать лет дружбы с Алексеем Петровичем и его семьей не
помню случая, чтобы во время наших встреч он не пел. Бывало, не успеет войти
в дом, как вся квартира наполняется народными песнями, романсами, чарующими
звуками его голоса. То же самое рассказывал мне недавно старинный его друг -
писатель-патриот Иван Михайлович Шевцов.
ШЕВЦОВ: <Алексей Петрович, где бы мы ни находились, везде пел, даже на
охоте. Он просто не мог молчать - так был наполнен песнями и мелодиями. Я
часто просил его спеть арию князя Игоря: <О дайте, дайте мне свободу> или
арию Шакловитого <Спит русский люд>. И сейчас это звучит актуально, потому
что в этих ариях герои страдают за судьбу своей Родины... Он всегда пел,
душа его была переполнена музыкой. И какой музыкой!
В последние годы, когда он уже не работал в Большом театре, он очень
много выступал с шефскими концертами. При ГУВД был создан общественный
совет, куда вошли деятели культуры: писатели, артисты и музыканты. Я в одно
время возглавлял этот совет. Алексей Петрович очень активно в нем работал.
Можно было ночью его разбудить: <Алеша, поехать надо>. - <Поедем, с
удовольствием>.
Многие начальники районных отделений просили меня: <Организуйте у нас
концерт, заказывали Алексея Иванова обязательно и Евгения Беляева - это
русский соловей. Их всегда встречали на таком подъеме - это был праздник для
ребят, которые не могли ходить по концертам, в Большой театр, занятые своей
тяжелой милицейской службой. Надо было видеть эту публику! Там не было
равнодушных>.
Помню, как-то спросила я Алексея Петровича, что ощущает он, исполняя
<Песню о Родине> И.Дунаевского, которая в дни моей юности постоянно звучала
по радио. Собственно, с нее начинались каждое утро передачи: <Широка страна
моя родная, много в ней лесов, полей и рек...> Из репродуктора лился яркий,
мощный голос с характерным для Иванова <атакующим> посылом звука. Певец
всегда отдавал слушателям всю страсть своей души, своего сердца.
То, что ответил мне Алексей Петрович, раскрывало не только его
отношение к самой песне, но и к родной стране, к своей и Большой, и Малой
Родине:
<Я всегда вспоминаю родные места, раскидистую липу возле отчего дома в
селе Чижово, необъятные поля, колышущиеся под ветром рожь и цветущий лен.
Собственно, вся моя биография говорит о том, как помогает Родина человеку
найти себя, раскрыть свои возможности. Я - сельский паренек - окончил
пединститут и Ленинградскую консерваторию. И на протяжении всей моей жизни
меня окружали люди, страстно любившие искусство и помогавшие мне его
постигать. На примере великих певцов прошлого, моих старших товарищей, - я
видел их святое отношение к искусству и наблюдал, как творчество - в высоком
смысле этого слова - давало поразительные результаты, - и сам старался
трудиться постоянно и буквально обогащать себя знаниями в разных областях
жизни>.
О Ленинградской консерватории, в которую он поступил в 1928 году,
особую роль в его становлении и развитии природных способностей сыграли три
профессора: Г.А.Боссэ, М.Г.Климов и И.В.Ершов, который сам был прекрасным
певцом - героическим тенором. И когда речь в книге заходит о Ершове, о его
отношении к искусству оперного певца, понимаешь, откуда берет начало
сценическое творчество А.П.Иванова. И это относится не только к чисто
вокальным тонкостям и актерскому мастерству. Как и его учитель, Алексей
Петрович придавал большое значение костюму и гриму, что делало каждую его
роль крайне выразительной внешне.
В московской квартире Ивановых и сейчас висят на стенах его работы -
портреты и пейзажи. Среди них в глаза бросается автопортрет артиста в роли
Демона в одноименной опере А.Рубинштейна. Как всегда, грим к этому своему
герою артист делал сам. Необыкновенно выразительный рисунок! Впрочем, так же
хороши и ярки и другие его герои. Все это обусловлено даром Алексея
Петровича как художника. Сколько раз я ловила себя на мысли, что если бы он
не был великим артистом, он стал бы известным художником. Отсюда и каждый
образ оперного героя у него особенный, свойственный только этому артисту и
никому другому, исполняющему те же партии.
Алексей Петрович сам подбирал костюмы и аксессуары к своим ролям,
тщательно изучал эпоху, в которую происходили события в опере. И при его
участии в спектакле никак не могло получиться так, как, например, в
последней постановке в Большом театре оперы П.И. Чайковского <Мазепа>. Там
герой бегает по сцене с наганом, Кочубей щеголяет в белом <колониальном>
костюме, больше подошедшем бы Пинкертону в опере <Чио-Чио-Сан> Д.Пуччини,
чем родовитому украинцу. Видимо, режиссер Р.Стуруа плохо представляет себе
эпоху Петра I. И как было обидно зрителям старшего поколения, слушавшим в
театре <Мазепу> с Алексеем Ивановым, внимать подобной обстановке. А ведь
этот спектакль был дан в память А.П. Иванова, к его столетию со дня
рождения!
Ни один из моих знакомых литераторов не знал так истории православия,
как Алексей Петрович. А что касается хорового церковного песнопения, то тут
равных ему по знанию служб артистов просто не было. Конечно, не считая тех,
кто из профессиональных церковнослужителей перешел на оперную сцену. Помню,
как на день рождения он принес мне в подарок икону Иверской Божией Матери,
написанную им самим. На мой вопрос: <Почему у Марии на щеке капли крови?> -
подробно и обстоятельно рассказал притчу...
Был у Алексея Петровича и еще один дар - журналиста и писателя. О его
книге <Жизнь артиста>, которая уже упоминалась, можно говорить особо. Она не
только интересна биографически, но в ней певец со свойственной ему широтой и
щедростью русской души делится своими наблюдениями, мыслями, опытом работы в
оперных театрах, особенно в Большом, рассказывает о дирижерах, режиссерах,
своих коллегах-актерах. Как мудра эта книжка!
Есть у него и две другие, особенно полезные для молодых людей,
становящихся на путь искусства. Одна называется <О вокальном образе>,
другая - <Искусство пения>. Обе они - несомненная ценность для начинающих
оперных артистов. Какие интересные тонкости работы этой профессии вскрывает
их автор! Сейчас они - библиографическая редкость. А жаль, что не переиздают
у нас подобную литературу. Собственно, нет почти и новых дисков с записями
корифеев отечественного вокального искусства. Поистине <нет пророка в своем
Отечестве>.
Как грустно думать, что мы постепенно превращаемся в Иванов, не
помнящих родства. Спросите сегодняшнюю молодежь: знают ли они творчество
Алексея Иванова, или Александра Пирогова, или Ивана Петрова, или других
великих русских певцов, снискавших всемирную славу нашему вокальному
искусству? И что же вам ответит большинство? В лучшем случае примерно так:
<Да что-то слышал... Кажется, такие были...>
Все понятно! Откуда молодые могут знать музыку предков и ее выдающихся
исполнителей, когда идет самое настоящее наступление на отечественную
культуру. В новых песнях зачастую нет настоящих, оригинальных мелодий, стихи
ниже всякой критики. Спасибо, хоть иногда слышишь русские слова, а то сплошь
и рядом звучат записи на английском, словно живешь не в России, а в
какой-нибудь колонии! Никто из исполнителей не работает над словом.
Недавно мне довелось поговорить об А.П.Иванове со знаменитым режиссером
Б.А.Покровским, который особо отметил дикцию певца.
ПОКРОВСКИЙ: <Алексей Петрович Иванов лучше, чем кто бы то ни было
другой (я лучшего примера не знаю), любил слово, сказанную фразу именно ту,
на которую написал музыку композитор. Он понимал значение слова, знал, что
<в начале было Слово>. Ведь это знают все грамотные люди, что началом всего
было слово и только потом была музыка. Именно слово родило музыку и
превратилось в интонационное отношение к тому событию, которое происходит в
опере.
Когда Алексей Петрович пел на сцене, я всегда вспоминал Шаляпина, у
которого есть такое выражение: <Петь надо, как говоришь>. Это не значит, что
надо не петь, а говорить на сцене. В опере надо петь! И когда певец поет, он
должен знать, что поет слово, фразу, речь, которая пронизана своеобразной
логикой, той эмоцией, которую присвоил этой речи композитор, в чем и
является его драматическая деятельность. Вот это очень понимал и чувствовал
Алексей Петрович: ему хотелось сказать Слово.
Вот это качество, которое было у Алексея Петровича, я ни у кого из
артистов не замечал... Такое убеждение словом, которое вытаскивает смысл,
заложенный в музыке, я ни у кого не припомню>.
И музыкальные записи, и советы молодым в книгах Иванова, и
многочисленные его рецензии на спектакли и концерты своих коллег - все
говорит о его доброжелательстве к артистам и желании видеть родное русское
искусство на должной высоте. Не зря о нем помнят и известные певцы - его
современники, и слушатели, и земляки, перед которыми он до последних дней
своей жизни выступал. Недавно в Бежецке к столетию артиста был открыт
памятник: А.П. Иванов стоит на пьедестале в позе вдохновенно поющего
человека. Создан он на пожертвования земляков и небогатый вклад из бюджета
города. А это говорит о многом в наше время, когда средства на культуру
выделяются мизерные.
Все артисты, работавшие с Алексеем Петровичем, с которыми я беседовала
(а это были народные артисты России И.И.Масленникова, Л.И.Авдеева,
Г.В.Олейниченко, М.А.Миглау, недавно ушедший от нас В.В.Ивановский, народная
артистка СССР Г.П.Вишневская), все говорили о том, какой это был
замечательный партнер. Своим искусством он воздействовал не только на
зрителей, но и на артистов, заставлял их петь и играть на том же накале
своих возможностей, которые выдавал в зал он сам. Не случайно свое интервью
В.В.Ивановский заключил словами: <Да что там говорить: Иванов есть Иванов, и
этим все сказано!>
В издательстве <Голос-пресс> месяц назад вышла книга <Алексей Иванов -
богатырь оперной сцены>, в фирме <Мелодия> готовятся два диска его записей.
Наконец-то любители вокала снова услышат великого русского певца.
Галина ГОРБЕНКО.