От Георгий
К Георгий
Дата 20.10.2004 21:57:08
Рубрики Тексты;

Насчет того, как сыновьям священнослужителем был закрыт доступ в вузы. К 100-летию солиста ГАБТа А. п. Иванова (*+)

http://www.sovross.ru/2004/134/134_4_1.htm

ГОЛОС СУДЬБЫ

Минуло 100 лет со дня рождения знаменитого русского баритона А.П. Иванова

Алексей Петрович Иванов - народный артист СССР, лауреат трех Сталинских
премий - на протяжении 30 лет был солистом Большого театра и исполнял на
прославленной сцене ведущие партии драматического баритона во многих
спектаклях. По признанию коллег по искусству и зрителей, это был выдающийся
певец с необыкновенно красивым голосом большой силы, о чем свидетельствуют и
его записи на пластинках и пленках. Кроме того, певец отличался высоким
актерским мастерством и незаурядными драматическими способностями.
По воспоминаниям коллег артиста, с которыми встречался наш
корреспондент накануне юбилея, А.П. Иванов был не только выдающимся певцом и
оперным артистом, полностью оправдывающим свою фамилию, на которой держится
наша Отчизна.
Из многочисленных партий на сцене Большого театра одной из самых
любимых у Алексея Петровича была роль боярина Шакловитого в опере
М.П.Мусоргского <Хованщина>. Она была очень близка ему по духу, отвечала его
мировоззрению - человека, влюбленного в свою родную многострадальную землю.
Помню, как в студенческие годы, слушая впервые в исполнении А.П.Иванова
партию Шакловитого, я невольно обратила внимание на реакцию
зрителей-слушателей. С первой же фразы, произнесенной чуть приглушенным
голосом певца: <Спит стрелецкое гнездо, спит русский люд, ворог не дремлет>,
в огромном зале Большого театра наступила тишина. Буквально дух захватило у
публики от огромной внутренней силы, от отчаяния и страсти, с которыми
звучали слова Шакловитого:

Ты в судьбине злосчастная, родная Русь,
Кто тебя, печальную, от беды лихой спасет?..
То ль недруг злой наложит руку на судьбу твою,
То ль немчин злорадный от тебя наживы ждет...

Криком боли неслось в зал: <А ты, печальница, страждешь и терпишь>. И
последняя страстная мольба, обращенная к Богу, звучала у певца с такой
силой, что казалось, сердце его не выдержит подобного накала чувств: <Не дай
Руси погибнуть от лихих наемников!> Века прошли со времен действия героев
оперы, но и сегодня, слушая эту запись в исполнении А.П. Иванова, вместе с
певцом обращаешь молитву к Всевышнему: <Даруй Руси избранника, кой бы вознес
страдалицу>. И несмотря на непривычную уху современного человека стилистику,
каждое словечко, каждая фраза звучит необыкновенно четко, все понятно, все
ясно.
Необыкновенно красивый голос - сильный, яркий, актерская
выразительность и прекрасная дикция - вот это сочетание и делало участие в
любом спектакле А.П. Иванова событием для зрителей, придавало значительность
самому действию оперы.
Все современники Алексея Петровича сходятся на том, что он был лучшим
Риголетто в Большом театре. (Кстати, эту оперу Верди он ставил там как
режиссер и пел заглавную партию.) То же говорят и о других его партиях,
например, Скарпиа в <Тоске> Пуччини или Эскемильо в <Кармен> Бизе. Однако
особенно ярко раскрылся его талант в русских операх.
Можно много рассказывать и о партии князя Игоря, и о Руслане, и о
Григории Грязнове, и о Демоне, и о других ролях Иванова. Но какие
разглагольствования о певце могут заменить его исполнение? Надо слышать и
видеть артиста. К сожалению, съемок на телевидении немного, а неповторимые,
прекрасные его записи быстро разошлись еще в семидесятых годах. С тех пор
они не переиздавались, постепенно вытесняемые, как и записи других
выдающихся русских певцов, засорившей нашу музыку <попсой>. Особенно
отличается этим радио <Маяк>. Здесь не услышишь не только выдающихся
вокалистов нашего недавнего прошлого и настоящего, но и мелодичных песен с
хорошими стихами в исполнении артистов с красивыми, поставленными голосами.
Включаешь эту станцию - и постоянно несется какой-то ритмичный шум,
сопровождаемый безголосыми, бездарными выкриками с примитивными, плохо
рифмованными строчками. Слушаешь и просто не верится, что это <искусство>
звучит в стране, давшей миру бесценные образцы музыкального творчества
русских композиторов и прекрасных певцов, к числу которых относится и А.П.
Иванов.
Откуда черпал он слагаемые своего творчества? Конечно, прежде всего
талант, как говорится, данный человеку от Бога. Но его надо развивать и
преумножать. И тут требуется повседневный упорный труд. Прописные истины, на
них стояла и стоит человеческая жизнь с ее успехами и неудачами. Так вот
талант и трудолюбие были у Алексея Петровича от рождения. А развить их
помогла в первую очередь та песенная атмосфера, которая окружала его с
детства.
Родился А.П. Иванов в селе Чижово в Бежецком уезде Тверской губернии в
семье дьякона. Отец его - Петр Михайлович окончил духовную семинарию,
обладал прекрасным басом и тонким музыкальным слухом, свободно читал ноты с
листа. Первые неоценимые уроки пения, точного интонирования получил Алексей
от отца.
Огромное влияние на будущего певца оказала русская народная песня,
которая звучала в родном селе. Даже трудно себе представить сейчас, чтобы на
окраине села заводили четырехголосную песню без всякого музыкального
сопровождения. А тогда по вечерам на два, а то и четыре голоса выводили
мелодию простые русские люди, крестьяне. <Зимой и летом песня в селе не
смолкала до полуночи. И на всей этой, как сказали бы сейчас,
самодеятельности был отпечаток какой-то своеобразной театральности: люди
вели себя не обыденно, они преображались, забывая будничные дела и
заботы>, - писал А.П. Иванов в своей книге <Жизнь артиста>, которая вышла в
1978 г. в издательстве <Советская Россия>.
Уже тогда юный Алексей был запевалой и заводилой в стихийно возникавших
хорах. И все, кто слышал его, сулили парню будущее знаменитого певца.
Пророчества эти сбылись, хоть на пути к профессионализму было много
сложностей и препятствий. Но какие бы сложные партии в операх ни исполнял
впоследствии знаменитый артист, любовь к песне осталась навсегда с ним.
За наши пятнадцать лет дружбы с Алексеем Петровичем и его семьей не
помню случая, чтобы во время наших встреч он не пел. Бывало, не успеет войти
в дом, как вся квартира наполняется народными песнями, романсами, чарующими
звуками его голоса. То же самое рассказывал мне недавно старинный его друг -
писатель-патриот Иван Михайлович Шевцов.
ШЕВЦОВ: <Алексей Петрович, где бы мы ни находились, везде пел, даже на
охоте. Он просто не мог молчать - так был наполнен песнями и мелодиями. Я
часто просил его спеть арию князя Игоря: <О дайте, дайте мне свободу> или
арию Шакловитого <Спит русский люд>. И сейчас это звучит актуально, потому
что в этих ариях герои страдают за судьбу своей Родины... Он всегда пел,
душа его была переполнена музыкой. И какой музыкой!
В последние годы, когда он уже не работал в Большом театре, он очень
много выступал с шефскими концертами. При ГУВД был создан общественный
совет, куда вошли деятели культуры: писатели, артисты и музыканты. Я в одно
время возглавлял этот совет. Алексей Петрович очень активно в нем работал.
Можно было ночью его разбудить: <Алеша, поехать надо>. - <Поедем, с
удовольствием>.
Многие начальники районных отделений просили меня: <Организуйте у нас
концерт, заказывали Алексея Иванова обязательно и Евгения Беляева - это
русский соловей. Их всегда встречали на таком подъеме - это был праздник для
ребят, которые не могли ходить по концертам, в Большой театр, занятые своей
тяжелой милицейской службой. Надо было видеть эту публику! Там не было
равнодушных>.
Помню, как-то спросила я Алексея Петровича, что ощущает он, исполняя
<Песню о Родине> И.Дунаевского, которая в дни моей юности постоянно звучала
по радио. Собственно, с нее начинались каждое утро передачи: <Широка страна
моя родная, много в ней лесов, полей и рек...> Из репродуктора лился яркий,
мощный голос с характерным для Иванова <атакующим> посылом звука. Певец
всегда отдавал слушателям всю страсть своей души, своего сердца.
То, что ответил мне Алексей Петрович, раскрывало не только его
отношение к самой песне, но и к родной стране, к своей и Большой, и Малой
Родине:
<Я всегда вспоминаю родные места, раскидистую липу возле отчего дома в
селе Чижово, необъятные поля, колышущиеся под ветром рожь и цветущий лен.
Собственно, вся моя биография говорит о том, как помогает Родина человеку
найти себя, раскрыть свои возможности. Я - сельский паренек - окончил
пединститут и Ленинградскую консерваторию. И на протяжении всей моей жизни
меня окружали люди, страстно любившие искусство и помогавшие мне его
постигать. На примере великих певцов прошлого, моих старших товарищей, - я
видел их святое отношение к искусству и наблюдал, как творчество - в высоком
смысле этого слова - давало поразительные результаты, - и сам старался
трудиться постоянно и буквально обогащать себя знаниями в разных областях
жизни>.
О Ленинградской консерватории, в которую он поступил в 1928 году,
особую роль в его становлении и развитии природных способностей сыграли три
профессора: Г.А.Боссэ, М.Г.Климов и И.В.Ершов, который сам был прекрасным
певцом - героическим тенором. И когда речь в книге заходит о Ершове, о его
отношении к искусству оперного певца, понимаешь, откуда берет начало
сценическое творчество А.П.Иванова. И это относится не только к чисто
вокальным тонкостям и актерскому мастерству. Как и его учитель, Алексей
Петрович придавал большое значение костюму и гриму, что делало каждую его
роль крайне выразительной внешне.
В московской квартире Ивановых и сейчас висят на стенах его работы -
портреты и пейзажи. Среди них в глаза бросается автопортрет артиста в роли
Демона в одноименной опере А.Рубинштейна. Как всегда, грим к этому своему
герою артист делал сам. Необыкновенно выразительный рисунок! Впрочем, так же
хороши и ярки и другие его герои. Все это обусловлено даром Алексея
Петровича как художника. Сколько раз я ловила себя на мысли, что если бы он
не был великим артистом, он стал бы известным художником. Отсюда и каждый
образ оперного героя у него особенный, свойственный только этому артисту и
никому другому, исполняющему те же партии.
Алексей Петрович сам подбирал костюмы и аксессуары к своим ролям,
тщательно изучал эпоху, в которую происходили события в опере. И при его
участии в спектакле никак не могло получиться так, как, например, в
последней постановке в Большом театре оперы П.И. Чайковского <Мазепа>. Там
герой бегает по сцене с наганом, Кочубей щеголяет в белом <колониальном>
костюме, больше подошедшем бы Пинкертону в опере <Чио-Чио-Сан> Д.Пуччини,
чем родовитому украинцу. Видимо, режиссер Р.Стуруа плохо представляет себе
эпоху Петра I. И как было обидно зрителям старшего поколения, слушавшим в
театре <Мазепу> с Алексеем Ивановым, внимать подобной обстановке. А ведь
этот спектакль был дан в память А.П. Иванова, к его столетию со дня
рождения!
Ни один из моих знакомых литераторов не знал так истории православия,
как Алексей Петрович. А что касается хорового церковного песнопения, то тут
равных ему по знанию служб артистов просто не было. Конечно, не считая тех,
кто из профессиональных церковнослужителей перешел на оперную сцену. Помню,
как на день рождения он принес мне в подарок икону Иверской Божией Матери,
написанную им самим. На мой вопрос: <Почему у Марии на щеке капли крови?> -
подробно и обстоятельно рассказал притчу...
Был у Алексея Петровича и еще один дар - журналиста и писателя. О его
книге <Жизнь артиста>, которая уже упоминалась, можно говорить особо. Она не
только интересна биографически, но в ней певец со свойственной ему широтой и
щедростью русской души делится своими наблюдениями, мыслями, опытом работы в
оперных театрах, особенно в Большом, рассказывает о дирижерах, режиссерах,
своих коллегах-актерах. Как мудра эта книжка!
Есть у него и две другие, особенно полезные для молодых людей,
становящихся на путь искусства. Одна называется <О вокальном образе>,
другая - <Искусство пения>. Обе они - несомненная ценность для начинающих
оперных артистов. Какие интересные тонкости работы этой профессии вскрывает
их автор! Сейчас они - библиографическая редкость. А жаль, что не переиздают
у нас подобную литературу. Собственно, нет почти и новых дисков с записями
корифеев отечественного вокального искусства. Поистине <нет пророка в своем
Отечестве>.
Как грустно думать, что мы постепенно превращаемся в Иванов, не
помнящих родства. Спросите сегодняшнюю молодежь: знают ли они творчество
Алексея Иванова, или Александра Пирогова, или Ивана Петрова, или других
великих русских певцов, снискавших всемирную славу нашему вокальному
искусству? И что же вам ответит большинство? В лучшем случае примерно так:
<Да что-то слышал... Кажется, такие были...>
Все понятно! Откуда молодые могут знать музыку предков и ее выдающихся
исполнителей, когда идет самое настоящее наступление на отечественную
культуру. В новых песнях зачастую нет настоящих, оригинальных мелодий, стихи
ниже всякой критики. Спасибо, хоть иногда слышишь русские слова, а то сплошь
и рядом звучат записи на английском, словно живешь не в России, а в
какой-нибудь колонии! Никто из исполнителей не работает над словом.
Недавно мне довелось поговорить об А.П.Иванове со знаменитым режиссером
Б.А.Покровским, который особо отметил дикцию певца.
ПОКРОВСКИЙ: <Алексей Петрович Иванов лучше, чем кто бы то ни было
другой (я лучшего примера не знаю), любил слово, сказанную фразу именно ту,
на которую написал музыку композитор. Он понимал значение слова, знал, что
<в начале было Слово>. Ведь это знают все грамотные люди, что началом всего
было слово и только потом была музыка. Именно слово родило музыку и
превратилось в интонационное отношение к тому событию, которое происходит в
опере.
Когда Алексей Петрович пел на сцене, я всегда вспоминал Шаляпина, у
которого есть такое выражение: <Петь надо, как говоришь>. Это не значит, что
надо не петь, а говорить на сцене. В опере надо петь! И когда певец поет, он
должен знать, что поет слово, фразу, речь, которая пронизана своеобразной
логикой, той эмоцией, которую присвоил этой речи композитор, в чем и
является его драматическая деятельность. Вот это очень понимал и чувствовал
Алексей Петрович: ему хотелось сказать Слово.
Вот это качество, которое было у Алексея Петровича, я ни у кого из
артистов не замечал... Такое убеждение словом, которое вытаскивает смысл,
заложенный в музыке, я ни у кого не припомню>.
И музыкальные записи, и советы молодым в книгах Иванова, и
многочисленные его рецензии на спектакли и концерты своих коллег - все
говорит о его доброжелательстве к артистам и желании видеть родное русское
искусство на должной высоте. Не зря о нем помнят и известные певцы - его
современники, и слушатели, и земляки, перед которыми он до последних дней
своей жизни выступал. Недавно в Бежецке к столетию артиста был открыт
памятник: А.П. Иванов стоит на пьедестале в позе вдохновенно поющего
человека. Создан он на пожертвования земляков и небогатый вклад из бюджета
города. А это говорит о многом в наше время, когда средства на культуру
выделяются мизерные.
Все артисты, работавшие с Алексеем Петровичем, с которыми я беседовала
(а это были народные артисты России И.И.Масленникова, Л.И.Авдеева,
Г.В.Олейниченко, М.А.Миглау, недавно ушедший от нас В.В.Ивановский, народная
артистка СССР Г.П.Вишневская), все говорили о том, какой это был
замечательный партнер. Своим искусством он воздействовал не только на
зрителей, но и на артистов, заставлял их петь и играть на том же накале
своих возможностей, которые выдавал в зал он сам. Не случайно свое интервью
В.В.Ивановский заключил словами: <Да что там говорить: Иванов есть Иванов, и
этим все сказано!>
В издательстве <Голос-пресс> месяц назад вышла книга <Алексей Иванов -
богатырь оперной сцены>, в фирме <Мелодия> готовятся два диска его записей.
Наконец-то любители вокала снова услышат великого русского певца.

Галина ГОРБЕНКО.



От Сысой
К Георгий (20.10.2004 21:57:08)
Дата 21.10.2004 11:53:00

И что?

Вы хотите сказать, что ограничений не было?
Так они были вплоть до 1935 года, когда 29 декабря (что уже почти 36-й) было издано постановление ЦИК и СНК об отмене ограничений, связанных с социальным происхождением. Так же лично знаю два примера когда дочери священника были исключены из мединститута, в начале 30-х, когда стало известно об их социальном происхождениии, причем священник ни в какой антисоветской деятельности не участвовал. Так что политика социальной мести имела место быть.

От И.Пыхалов
К Сысой (21.10.2004 11:53:00)
Дата 29.10.2004 07:39:39

Вот то ли дело при царе-батюшке

>Вы хотите сказать, что ограничений не было?
>Так они были вплоть до 1935 года, когда 29 декабря (что уже почти 36-й) было издано постановление ЦИК и СНК об отмене ограничений, связанных с социальным происхождением.

Совсем другое дело в благословенной царской России

http://www.rus-sky.org/history/library/1913/1913_14.html

Сословный состав студентов университетов на 1 января 1914 года:

Дети дворян, чиновников и офицеров — 12833
Дети лиц духовного звания — 3677
Дети почётных граждан, купцов, мещан, цеховых, крестьян, казаков — 17744

Теперь посмотрим численность этих сословий. Поскольку самые надёжные данные в этом отношении даёт единственная дореволюционная перепись 1897 года, её и возьмём — к 1914-му процентная доля сословий в российском населении изменилась незначительно.

Итак, по первому пункту:
Дворяне потомственные — 885,8 тыс.
Дворяне личные, чиновники не из дворян — 487,0 тыс.
В сумме — 1372,8 тыс.

По второму:
Лица духовного звания — 501,5 тыс.

По третьему:
Потомственные и личные почётные граждане — 307,6 тыс.
Купцы — 239,6 тыс.
Мещане — 9946,0 тыс.
Крестьяне — 78641,4 тыс.
Казаки — 1439,7 тыс.
В сумме — 90574,3 тыс.
(Рашин А.Г. Население России за 100 лет. М., 1956. С.262)

Теперь подсчитаем для каждой из категорий количество студентов университетов на 1000 населения:
Дворяне — 9,35 на 1000
Духовенство — 7,33 на 1000
Почётные граждане, купцы, мещане, крестьяне, казаки — 0,20 на 1000

Таким образом, шанс стать студентом университета для детей лиц духовного звания превышал шанс детей «неблагородных» сословий ни много ни мало, как в 36,6 раз. А если учесть, что здесь в одну кучу свалены и купцы, и почётные граждане, и крестьяне, то при сравнении с отдельно взятыми крестьянами разница вполне может быть и в 100 раз.

Но это вовсе не «ограничения, связанные с социальным происхождением». Просто дети священников были очень умными. Правда, дети дворян были ещё умнее, но это неудивительно — как никак, «элитный генофонд нации».

>Так же лично знаю два примера когда дочери священника были исключены из мединститута, в начале 30-х, когда стало известно об их социальном происхождениии, причем священник ни в какой антисоветской деятельности не участвовал. Так что политика социальной мести имела место быть.

— Абрам, ты чего такой грустный?
Абрам (сильно заикаясь):
— Н-на р-работу не п-приняли, п-потому что я еврей.
— А куда ты хотел устроиться?
— Д-диктором на р-радио.

От Сысой
К И.Пыхалов (29.10.2004 07:39:39)
Дата 29.10.2004 13:37:55

Что и следовало доказать ...

По политике социальных ограничений ранняя Советская Россия была схожа с царской Россией, только навыворот.

Да, очень смешной анекдто о евреях. Все прямо ухохатываются. Можете еще рассказать.

От И.Пыхалов
К Сысой (29.10.2004 13:37:55)
Дата 30.10.2004 04:58:30

Уж так похоже, дальше некуда

>По политике социальных ограничений ранняя Советская Россия была схожа с царской Россией, только навыворот.

Только при этом:

1) в царской России "социальным ограничениям" подвергалось подавляющее большинство населения, в Советской России - несколько миллионов "бывших";

2) как мы только что установили, в царской России у крестьянского сына по сравнению с сыном священника было как минимум в 36 раз меньше шансов поступить в университет. Очень сильно сомневаюсь, что в Советской России выдерживалась такая же пропорция в отношении детей "бывших".

>Да, очень смешной анекдто о евреях. Все прямо ухохатываются. Можете еще рассказать.

Пожалуйста. Этим летом мой знакомый (наполовину кавказец, внешность соответствующая) поступал в один из питерских вузов. На вступительном экзамене вместе с ним отвечала девица славянской наружности, которая откровенно не знала материала и в итоге получила заслуженную двойку.

Успешно сдав экзамен, выходит он из аудитории и видит, как девица, рыдая, рассказывает матери, что её специально «срезали», потому что все места уже куплены за взятки кавказцами. Тут её мамаша спрашивает моего знакомого:

— Молодой человек, Вы что получили?

— Пять.

После чего окончательно убеждается, что её дочка рассказывает чистую правду.

От Георгий
К И.Пыхалов (29.10.2004 07:39:39)
Дата 29.10.2004 10:19:29

Я тут недавно постил статью из РЖ, где было сказано,... (*+)

>>Вы хотите сказать, что ограничений не было?
>>Так они были вплоть до 1935 года, когда 29 декабря (что уже почти 36-й) было издано постановление ЦИК и СНК об отмене ограничений, связанных с социальным происхождением.
>
>Совсем другое дело в благословенной царской России

... что тогдашний министр народного образования (как его?) сильно "подставился", оформив ограничения на прием в гимназии и др. всяких "кухаркиных детей" ЦИРКУЛЯРОМ. Мол, "естественные" ограничения, разумеется, были необходимы, а "простонародных" и так-то было в гимназиях не шибко много - поскольку у их семей не было на это средств - но зато введение ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ НОРМЫ дало возможность всяким там революционерам на это нажимать и пр.

Но вообще меня в свое время удивило, что С. Г. не разорвали "на клочки, на кусочки, на тряпочки" (с) за то, что опубликовано здесь:

http://www.kara-murza.ru/books/sc_a/sc_a62.htm
http://www.kara-murza.ru/books/sc_a/sc_a63.htm
http://www.kara-murza.ru/books/sc_a/sc_a64.htm
==========
Я вроде как даже пытался примерно год назад раскрутить дискуссию на эту тему (в ней точно участвовали я, JesCid, Iva, Баювар - последний вначале даже поинтересовался, мои ли постинги %-) Участвовал ли Сысой - не припомню.
Цитаты из "Сов. цивилизации" ниже.)
==========
"...К слову сказать, ради своего довольно-таки тупого антисоветизма Говорухин вкрапил в модную одно время книгу "Великая кри­ми­нальная ре­во­люция" самые не­за­тейливые подтасовки. Вот одна: "75 лет назад в России произошел интеллектуальный переворот. Дети рабочих и крестьян получили право на достойное образование. Дети интел­ли­генции, духовен­ст­ва, дворянства не могли поступать в вузы - требовалась справка о рабоче-крестьянском происхождении. Они прожили жизнь в тем­но­те, в нищете...".
Эта обобщающая тирада - ложь самого низкого пошиба. Да, в СССР за счет рабочих и кре­стьян была расширена база интеллигенции, но старая-то в массе своей воспроизвелась. Да возьмите биографии нашего корпуса академиков - почти все они из "родовитой интеллигенции, духовен­ст­ва, дворянства" - это историкам хорошо известно, да и каждый может эти биографии просмотреть. А вспомним перестроечную книгу "Зубр" - в какой "темноте и нищете" жил дворянин Тимофеев-Ресовский, которого к тому же послали стажироваться в Германию? ...
...Я долго думал над этим странным явлением, спрашивал всех, кто мог подать мысль. Многие, с кем я говорил, сошлись на том, что сильнее всего таких людей оскорбляло и угнетало как раз то, что при советском строе «хамы, кухаркины дети» пошли в университет. Хамы забыли свое место, смешались с духовной аристократией, растворили ее в себе, портили ее расу. Вряд ли кто-нибудь из них в таких комплексах признается, но мечты наших «белых патриотов» о монархии и возрождении сословного общества, выступления типа говорухинского косвенно это подтверждают.
На словах, думаю, каждый признает, что охранять свои сословные привилегии, затрудняя детям из других социальных групп доступ к образованию, подло. Но ведь советская власть лишь частично помогла детям рабочих и крестьян преодолеть тот громадный разрыв в «стартовых возможностях», какой был у них по сравнению с детьми интеллигенции и имущих классов. Этот разрыв далеко еще не был преодолен, пробились лишь самые способные и упорные - через рабфаки, курсы и даже льготы. И даже это вызывает ненависть!
В детстве, после войны, я по уровню материального благосостояния мало отличался от моих сверстников - без отца, мать преподавательница техникума. Но я уже тогда видел, какими огромными преимуществами я обладал по сравнению с моими товарищами из рабочих семей. У меня дома была огромная библиотека, оставшаяся от отца. Я жил в атмосфере этих книг, энциклопедий, рукописей. Я жил в атмосфере разговоров моих родных - всех с высшим образованием, порой не с одним. В меня ежечасно, без труда, входили идеи, знания, символы, к которым мой сверстник из рабочей семьи должен был продираться с большим трудом, спотыкаясь, не имея впитанных с раннего детства навыков. Ему было трудно даже при формально одинаковом со мною доступе к знаниям. И вот за то, что советская власть проявила об этих детях небольшую дополнительную заботу - Говорухин ее проклинает. И после этого я должен считать его патриотом?.."
...Подобную же селекцию производит и "демократ" С.Аверинцев: "Нельзя сказать, что среди этой новой получившейся среды, новосозданной среды научных работников и работников умственного труда совсем не оказалось людей с задатками интеллигентов. Мы знаем, что оказались. Но... единицы" (Независимая газета, 03.01.92).
За всем этим - ностальгия по мифической царской России с высоким культурным сообществом: "Вхождение в это сообщество требовало длительного систематического труда. Кроме того, существовал и действовал закон о кухаркиных детях ". Странно еще, что советская философиня не сожалеет о телесных наказаниях - и ведь наверняка считает себя демократкой.


================
В этом отрывке РАЗВЕРНУТО И НЕДВУСМЫСЛЕННО выражена определенная ПОЗИЦИЯ (особенно там, где идет текст, выделенный мной жирным шрифтом).
Дм. Ниткин, встретив в свое время у С. Г. подобные сентенции (ни в коей мере не похожие на "оговорки" или "сказанное сгоряча"), причем в самых разных местах и по разным "поводам", открыто "расплевался" с ним и назвал его ... известно как. Это было и на нашем форуме, но особенно - на форумах Паршева и Контр-ТВ.
Мне почему-то кажется, что что-то такое зреет и у ряда других участников форума - но из неких соображений они предпочитают "дипломатию" и помалкивают.
Хорошо бы понять - из каких?

От Георгий
К Сысой (21.10.2004 11:53:00)
Дата 21.10.2004 12:20:19

Нет, я не хочу этого сказать. Просто надоело читать, когда...

... упоминают о ком-то, а дальше "удивительно, как это он смог...", "удивительно, как это его не посадили". Что-то много накапливается подобных случаев...

Типа, вот тенор Анатолий Орфенов (тоже сын священника) - ну о какой консерватории он мог ДУМАТЬ??? Однако же "каким-то чудом" (очевидно, с Божьей помощью %-))) - он "поступил сразу в два техникума", а потом учился частным образом у какого-то дореволюционного певца (забыл фамилию). Дальше - "представляете, был членом ВКП(б), и в то же время в церковь ходил. Удивительно, как его не расстреляли". Действительно удивительно.

А что должны были сделать с Максимом Дормидонтовичем Михайловым, который САМ был дьяконом? Ну да - его пригласили в кино на роль протодьякона ("Иван Грозный", 1-я серия).

Ей-богу, написал бы кто-нибудь книгу с цифрами, а не с анекдотами...

И потом, Сысой - не всегда ведь ссылаются на документы. Относительно "еврейской процентной нормы" ВООБЩЕ никаких документов НЕТ - однако ж "гос. антисемитизм был", кто же этого не знает!!! Правда, при этом зайди в какой-нибудь вуз (особенно в консерваторию) и брось камень в собаку - попадешь в еврея. Антисемитизм, однако... Но это только потому, что они "шибко умные" и с такой "тягой к знаниям", что...

От Сысой
К Георгий (21.10.2004 12:20:19)
Дата 26.10.2004 20:13:26

Ну так и не читайте ...

Здравствуйте!

> Дальше - "представляете, был членом ВКП(б), и в то же время в церковь ходил. Удивительно, как его не расстреляли". Действительно удивительно.

Да, бывает. А вот в одном институте в середине 70-х у сотрудницы умерла мать, которая завещала отпеть ее в церкви. Ну эта сотрудница и попросила институтских друзей помочь гроб донести. Друзья, конечно, согласились. Но потом какая-то "добрая" душа донесла в партком и друзей тех поисключали из партии, хотя они в церкви и не молились, а просто стояли и ждали, пока кончится служба, потому как на улице мороз был.

Так что отрыжка та сверхантирелигиозная еще давала себя знать.

>И потом, Сысой - не всегда ведь ссылаются на документы.

Так по этим-то делам документы есть. Название одного из них я уже привел.

От Кудинов Игорь
К Сысой (21.10.2004 11:53:00)
Дата 21.10.2004 12:11:26

Re: И что?

Причем тут "социальная месть" ? Поповские дети были явно выраженной "группой риска". Когда риски снизились, были сняты и ограничения. Если бы целью была месть - то наоборот, додавили бы всех, по укреплении власти.



От Сысой
К Кудинов Игорь (21.10.2004 12:11:26)
Дата 21.10.2004 12:37:01

Re: И что?

Здравствуйте!

>Причем тут "социальная месть" ?

При том, что в книгах СГ утверждается о политике примирения Советкой власти. В это верится с трудом, когда читаешь о массовых чистках "бывших", причем тех "бывших", которые добровольно перешли на сторону советской власти и ее поддерживали, в том числе и служители церкви после обращения Тихона (врод в 1918г.).
Это и есть социальная месть.

> Поповские дети были явно выраженной "группой риска".

С марксистской точки зрения - да. Но с точки зрения традиционного общества никакой опасности они не представляли, т.к. деятельность церкви была под контролем НКВД.

> Когда риски снизились, были сняты и ограничения.

Какие риски? Это были не риски, а куцая схема пролетарского общества.

> Если бы целью была месть - то наоборот, додавили бы всех, по укреплении власти.

Так всех и давили вплоть до конца 30-х. Социальные чистки проводились неоднократно.

От Кудинов Игорь
К Сысой (21.10.2004 12:37:01)
Дата 21.10.2004 12:50:43

Re: И что?

> Так всех и давили вплоть до конца 30-х. Социальные чистки проводились неоднократно.

Чистили-чистили, чистили-чистили, однако же еще немцам осталось обиженных СовВластью на изрядный отряд коллаборационистов.

Мне кажется, что СовВласть поступала глубоко логично, ограничивая права потенциальных врагов в условиях неустойчивого внутреннего и внешнего положения, и снимая ограничения по мере ослабления напряженности. Еще раз, если целью была именно социальная месть, то следовало бы не отменять ограничения на "группу
риска", как это делала СовВласть, а просто аннигилировать всю группу риска тем или иным способом - то ли физически, то ли просто выслать.


От Сысой
К Кудинов Игорь (21.10.2004 12:50:43)
Дата 26.10.2004 20:26:58

Re: И что?

Здравствуйте!

>> Так всех и давили вплоть до конца 30-х. Социальные чистки проводились неоднократно.
>
>Чистили-чистили, чистили-чистили, однако же еще немцам осталось обиженных СовВластью на изрядный отряд коллаборационистов.

Кабы не чистили, то и обиженных не осталось бы. А то ведь и категорию такую придумали - ЧСВР. А коллаборционисты везде были и их чистками не вычистишь.

>Мне кажется, что СовВласть поступала глубоко логично, ограничивая права потенциальных врагов в условиях неустойчивого внутреннего и внешнего положения, и снимая ограничения по мере ослабления напряженности.

Логика была совершенно больная. Я уже приводил пример про национальные чистки корейцев (из Земскова), когда их вычистили за то, что они якобы потенциальные японские шпионы, хотя они бежали в СССР именно от японской оккупации. А про отношение их к японцам можете сами расспросить.
Насчет потенциальных врагов я уже говорил тоже. Эта песня из ранне-марксистского репертуара - все кругом враги. Если СССР строился как семья как общество традиционного типа, то сегрегация населения по социальным стратам совершенно бессмысленна. По марксистским постулатам пролетарского гос-ва - да, социальная месть оправдана. Как только выкинули из верхушки всех этих коммисаров в пыльных шлемах, так и напряженость стала спадать, можно было традиционное, а не классовое общество строить.

> Еще раз, если целью была именно социальная месть, то следовало бы не отменять ограничения на "группу
>риска", как это делала СовВласть, а просто аннигилировать всю группу риска тем или иным способом - то ли физически, то ли просто выслать.

Еще раз. Группу и уничтожали физически и высылали. Ограничения в большей мере применялись к потомкам. Советская власть уж не была настолько зверской, чтобы вырезать целые группы населения до седьмого колена. Социальная месть не означает убийства.

С уважением

От Георгий
К Кудинов Игорь (21.10.2004 12:50:43)
Дата 21.10.2004 14:18:05

С. Г.: "Сталин провел гражданскую войну за 4 года до Отечественной" (с) и т. д.

Пусть-ка Сысой скажет, как он К ЭТОЙ цитате относится.
А то он только про статьи Пыхалова говорит: "подленькие псевдоразоблачения". Ниткин и другие не стесняются.

От Сысой
К Георгий (21.10.2004 14:18:05)
Дата 26.10.2004 20:31:14

Считать умеете?

Характерный прием Георгия - перевести стрелки. Вы следите за нитью-то? 1941-4=1937. Когда отменили ограничения по социальному происхождению при приеме в вузы? В конце 1935. Следовательно, Георгий хочет приплести тему чисток в высшем руководстве (о чем и цитата СГ) к несколько другому вопросу о социальной мести "бывшим". Налицо, или тяжкие нарушения логики, или намеренный увод в сторону. Читайте Поварнина, Георгий, вам полезно.

От JesCid
К Кудинов Игорь (21.10.2004 12:50:43)
Дата 21.10.2004 14:01:18

Да понятное дело

Г-н живёт на Западе и транслирует его затёртую пластинку про презренное быдло-пролетариат, оспоривший право, задавать свои правовые нормы у господ и обеспечивать без их указа своё существование. Г-ну принял эти ценности, иначе чего он там на Западе делает? С капитализмом борется? Куда непонятнее, чего он лезет сюда с тамошним указом ещё к тому же.

Служители церкви - невинные барашки, в политику не вмешивающиеся (особенно Тихон :))), невинно пострадали от кровавых комиссаров. Радио "Свобода" ежедневно льёт дерьмо на Сов. Власть, и, м.б., г-н решил, что мы не в курсе содержания этого дерьма, решил нас просветить :)

Ясен же диагноз.

От Георгий
К Сысой (21.10.2004 12:37:01)
Дата 21.10.2004 12:43:33

да, это слабое место %-)

>> Поповские дети были явно выраженной "группой риска".
>С марксистской точки зрения - да. Но с точки зрения традиционного общества никакой опасности они не представляли, т.к. деятельность церкви была под контролем НКВД.

Советское общество не было "в чистом виде" традиционным.

>Какие риски? Это были не риски, а куцая схема пролетарского общества.

В смысле? Так зачем эти ограничения вообще снимать было? Или, типа, понадобилось пушечное мясо - и всех "лишенцев" переквалифицировали и стали в армию призывать? Поэтому только?

>Так всех и давили вплоть до конца 30-х. Социальные чистки проводились неоднократно.

Оно и видно. То-то почти каждый ныне из-за пазухи вытаскивает не то дворянское, не то поповское происхождение... Вон и у Авена расстрелянная бабушка (
https://www.vif2ne.org/nvz/forum/2/co/128046.htm) есть.

От Сысой
К Георгий (21.10.2004 12:43:33)
Дата 26.10.2004 20:35:56

Ага

Здравствуйте!
>
>Советское общество не было "в чистом виде" традиционным.

Это точно. То интересный момент, чем традиционнее оно становились, чем дальше отходило от схем, тем меньше было репрессий.

>>Какие риски? Это были не риски, а куцая схема пролетарского общества.
>
>В смысле? Так зачем эти ограничения вообще снимать было? Или, типа, понадобилось пушечное мясо - и всех "лишенцев" переквалифицировали и стали в армию призывать? Поэтому только?

Вы же сами выше цитату привели ... Прочитайте ее, что-ли ... Сталин ликвидировал в той "гражданской" войне, верхушку зараженную марксистким схематизмом по которому, пусть все в огне горит, но будет мировая революция. При идеологическом повороте середины 30-х классовая система социальный ограничений стала не нужна.

От Георгий
К Георгий (20.10.2004 21:57:08)
Дата 20.10.2004 22:00:26

священнослужителей, разумеется %-))) (-)