От K Ответить на сообщение
К K Ответить по почте
Дата 29.06.2004 12:48:23 Найти в дереве
Рубрики История; Идеология; Культура; Теоремы, доктрины; Версия для печати

<Фетиши и идолы познания> (Богданов о всей западной философии), постПросвещение

Если продолжить Вашу основную мысль - выделение иррационально идола, стоящего над всем,
являющегося всему первопричиной, и не подвергаемого сомнению, так как в данном случае оно
и не возможно (по отношению к <объективной первопричине>, являющейся причиной и
воззрений). Уйдя от теологии в выводимость всего из человека, западное Просвещение
пользовалось исключительно теологическими подходами, только без этой неудобной морали и
нравственности. Что есть <истинно человеческое>? Идол, бездоказательный и принятый
априорно. Что есть - <все стремятся к получению все больших удовольствий> у Гоббса и Адама
Смита? Да все тот же идол, естественность которого доказывалась тем, что уху западному оно
было созвучно. У Гегеля идолом является стремление духа к свободе (как та свобода
понималась, естественно, самим Гегелем). Маркс же просто заменил одного идола на другого
(более современного в обстановке погони всех за наживой), да зачастую и не менял, ведь
кроме утопической пролетарской революции (обещание адептам рая) все остальные его взгляды
это последовательный западный либерализм того же Локка - непрерывная гражданская война
между классом собственников и пролетевшими пролетариями. Налицо единство метода. Вместо
исследования человека, сравнительного анализа разных культур, цивилизаций, и типажей ими
порожденных, образа жизни, постулируется превосходство Запада (избранность, что важно для
объяснений претензий Запада на паразитизм в отношении остальной цивилизации) и вынимается
из рукава очередной идол, угодный интеллектуальной тусовке Запада на данный момент.

Так пост-Просвещение, если пользоваться терминологией СГКМ, это наверно и есть попытка
разобраться в том, а что такое человек, разобраться с естественно научных позиций (<что
вижу, то пою>), понимая, что человек сложен и противоречив. Поппер - <никакому грамотному
агроному и в голову не придет измерять плодородие почвы мерой, зависящей только от одной
переменной>, а здесь анализ человека, общества, где агрономия лишь часть головоломки. А
то, что <теперь они ринулись в постмодернизм (анти-Просвещение)> (СГКМ), объясняется их
идолопоклонством. Что делается у человека с головой, если его идол разрушается? Крыша
едет.

С уважением, Евгений.