Привет!
>>Вопрос в том - что является причиной изменения производственных отношений.
>
>Вопрос не в том, что является причиной изменения производственных отношений. Вопрос в том, что является причиной динамики общества.
На точный вопрос - точный ответ. Причиной разной динамики общественного прогресса является острота противоречия внутри ПО и степень их соответствия производительным силам.
>>С точки зрения марксизма - изменения материального мира, с точки зрения идеализма (солидаризма) - изменения идеального (сознания людей).
>
>При чем тут идеализм? Французские материалисты были именно материалистами (т.к. утверждали, что материя первична), однако это не мешало им принимать во внимание работу мысли людей.
Вот это-то их и мучало. Они пытались найти материальную причину изменения мысли и сознания, т.е. социальную материю, но не преуспели.
А вас и этот вопрос не мучает, поэтому называть себя материалистом вам не следует.
>Очевидно, что материя первична, т.к. она – носитель сознания.
Почему же вас останавливает последовательное проведение материализма на уровне общественных отношений - что первична социальная материя (нечто, не зависящее от сознания людей и существующее отдельно от него), общественное сознание (верования, мораль и пр.) - вторичны?
Я предположу почему - потому что вас материализм половинчат и метафизичен.
>Но к чему, спрашивается, отождествлять человека с животными, которые только реагируют на изменение среды?
Бред какой-то. Бобры, когда свои дома строят - что, только реагируют на изменение внешней среды?
Любое животное в том числе и изменяет внешнюю среду - например, волки, работающие санитарами леса :)
>Человек тем и отличается от животных, что он сам способен изменить мир, что его сознание способно создавать новые производительные силы.
Прям таки любые? Чем объясняется, что во времена Герона Александрийского не наступил век пара?
>У человека в мозгу (зоны Брока и Вернике) и руке запечатлено его отличие от животных, однако Вы этого упорно не замечаете.
Не стыдно вам подобное говорить?
Можно подумать, не марксизм оперирует определениями различия между человеком и животными.
>>Марксисты же говорят, что источник изменений в производственных отношениях - изменения в материальном, окружающем нас мире, сознание человека и культура человеческих обществ всего лишь следуют за изменением материальной, вещественной среды обитания и существования человека.
>
>Т.е. Вы на работе программы не сам придумываете, а придумывает их материальная среда обитания?
Я их не просто так придумываю, а следую запросам практики, т.е., внешней, материальной среды, взятой в деятельном ее аспекте.