Re: О сущности...
Привет!
>Марксизм - это теоретическое учение, которое
Уточним, марксизм комплекс идей, включающий в себя 1.философию (диалектический материализм, материалистическое понимание истории)
2.политэкономию капитализма
3.теорию научного коммунизма.
Из составляющих марксизма первая составляющая - философия, является основополагающей, она содержит ядро - комплекс идей, опровержение любой из которых опрокидывает всю теорию.
Что касается второй и третьей части, они представляют собой периферийную часть теории. Их опровержение не ставит под удар ни идеи ядра, ни марксизм в целом, а указывает на необходимость пересмотра и приведения в соответствие с фактами лишь этих периферийных частей марксизма.
Главным, что марксизм внес в философию, это - диалектический материализм, распространивший материалистический подход на изучение общественных явлений, создав материалистическое понимание истории.
Ю.И. Семенов выделяет следующие 6 основных идей ядра материалистического понимания истории:
(Ю.И. Семенов,МАРКСОВА ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ)
" Первое положение исторического материализма состоит в том, что необходимым условием существования людей является производство материальных благ. Материальное производство есть основа всей человеческой деятельности.
Второе положение заключается в том, что производство всегда носит общественный характер и всегда происходит в определенной общественной форме. Общественной формой, в которой идет процесс производства, является система социально-экономических или, как еще называют их марксисты, производственных отношений.
Третье положение: существует не один, а несколько типов экономических (производственных) отношений, а тем самым и несколько качественно отличных систем этих отношений. Отсюда вытекает, что производство может происходить и реально происходит в разных общественных формах. Таким образом существует несколько типов или форм общественного производства. Эти типы общественного производства были названы способами производства. Каждый способ производства есть производство, взятое в определенной общественной форме.
...
Характер экономических (производственных) отношений определяется уровнем развития общественныхъ сил, создающих общественный продукт, т.е. производительных сил общества. В основе смены систем экономических отношений, а тем самым и основных способов производства лежит развитие производительных сил. Таково четвертое положение исторического материализма.
Пятое положение исторического материализма - это тезис о материальности экономических (производственных) отношений. Система экономических отношений материальна в том и только в том смысле, что она - первична по отношению к общественному сознанию.
Подобно тому, как основные способы производства представляют собой не только типы, но и стадии развития общественного производства, общественно-экономические формации представляют собой такие типы общества, которые являются одновременно и стадиями всемирно-исторического развития. Это шестое положение материалистического понимания истории.
"
Теперь рассмотрим ваше понимание марксизма в сравнении мнением Ю.Семенова
>1) поставило производство и распределение материальных благ главным двигателем общественного развития
Правильно.
Развитие производительных сил лежит в основе смен общественных систем.
>2) отказалось от признания первичности идеальных целей и ценностей по отношению к производству и потреблению материальных благ
Хм. Если несколько видоизменить, это - пятое положение марксизма.
Экономические отношения собственности - определяют формы общественного сознания.
>3)На основании модели прямой зависимости производственных от ношений от уровня развития производительных сил построило теорию общественно-экономических формаций, обосновавшую уже имевшуюся схему исторического развития европейской цивилизации, грубо и злонамеренно исказившую исторические истины.
Хм. Тут непонятно, что вменяется марксизму в вину.
Дело в том, что марксизм лишь объяснил теоретически, почему общественное производство происходило в исторически-обусловленных формах - первобытной, политарной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, и указал, что эти формы не просто сами по себе, а являются стадиями единого процесса развития общества, обусловленного прогрессом производительных сил общества.
Наличие эпох развития общества - первобытной, политарной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической - признают большинство ученых историков, не заявляете же вы, что они все заблуждаются?
Марксизм лишь ввел новую схему их классификации и объяснил закономерности перехода от одной к другой.
Что именно он исказил? Количество эпох развития? Их последовательность?
Фактически, 1 и 2 пункты вашего понимания марксизма соответствуют. Полагаю, вы не будете возражать против положений марксизма, выдвинутых Ю.И.Семеновым.
Обсудив проблему с п.3, мы сможем продолжить и перейти к
претензиям.
Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru