От K Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 15.06.2006 05:13:10 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Станиславу об иезуитах

http://kamsha.ru/journal/analitycs/jesuits.html

К вящей славе божьей!
15 августа 1534 в часовне Девы Марии на Монмартре в Париже семеро человек дали обет
бедности и целомудрия. Звали их Николас Бобадилья, Петер Фабер, Диего Лайнес, Симон
Родригес, Альфонсо Сальмерон, Франциск Ксаверий и Иньиго Лопес де Оньяс и Лойола. Все
семеро собирались отправиться миссионерами в Святую Землю, но затянувшая война между
Венецией и Турцией задержала их в Италии, где они были рукоположены в священники и стали
называть себя "Общество Иисуса".
Шестью годами позже папа Павел III, усмотрев в намерении Игнатия Лойолы "перст Божий",
буллой Regimini militantis ecclesiae признал Общество в качестве нового монашеского
ордена. Так было положено начало наиболее знаменитому, таинственному и неоднозначному
порождению католицизма.

Благородный дон Иньиго

Католическая церковь чтит память Игнатия Лойолы 31 июля, однако точная дата его
рождения неизвестна. Будущий основатель ордена иезуитов родился около 1491 года и был
тринадцатым ребёнком в знатной, но обедневшей баскской семье. Мать Иньиго умерла вскоре
после родов, и мальчика отдали на воспитанье крестьянке, а затем его взяла тетка по
матери, в прошлом придворная дама королевы Изабеллы. Иньиго вырос "блестящим и изысканным
юношей, любящим роскошные наряды". В своей "Автобиографии" Лойола пишет, что "до 26 лет он
был человеком, предававшимся тщеславию света", а "наибольшее наслаждение доставляло ему
владение оружием, сопровождавшееся великим и суетным желанием снискать себе славу".
Незадолго до нападения Франциска Первого на Наварру Иньиго Лопес де Оньяс и Лойола
поступил на службу к вице-королю Наварры. Французы осадили Памплону, положение было
безнадёжным, город решили сдать. Будущий святой, однако, с этим не согласился, и вместе с
маленьким отрядом засел в городском замке, "полный решимости оказать сопротивление врагу".
Крепость обстреливали шесть часов, затем начался штурм. Иньиго раздробило ядром обе ноги.
Памплона, разумеется, пала, но французы, пораженные мужеством молодого испанца оказали ему
военные почести и отвезли в родовой замок, как думалось, умирать.
Полученные Лойолой раны по тем временам были крайне серьёзными. Раненый оказался при
смерти, его соборовали, но на удивление родичам и медикам он пошел на поправку и даже смог
ходить, правда, сильно хромая.
Именно во время болезни в характере двадцатипятилетнего дворянина произошел перелом.
Началось с двух отыскавшихся в замке книг. Это были "Жизнь Христа" картузианца Лудольфа
Саксонского и "Золотая легенда", она же "Жития святых" Иакова Ворагинского.
Мечтавший о воинской славе и зачитывавшийся рыцарскими романами кавалер вдруг
обнаружил, что можно "сражаться, страдать и обретать славу, но во имя иного Господина и
иной Любви". Выбор был сделан. Едва встав на ноги, Иньиго отправился в монастырь в
Монсеррате, где в канун Благовещения 1533 года исповедовался, отдал свою одежду бедняку и
надел его рубище "из очень грубой мешковины".
Повесив своё оружие у алтаря Мадонны, Лойола всю ночь провёл на коленях в молитве,
став таким образом рыцарем Господа и Святой Девы. Затем был год уединения в сырой пещере
неподалёку от городка Манрезе, где новоявленный подвижник пытался повторить подвиги святых
Франциска и Доминика, предаваясь строжайшей аскезе. По его словам ему были ниспосланы пять
видений, которые он сам называл внутренними озарениями. И здесь же Лойола начал знаменитые
"Духовные упражнения", ставшие основой устава будущего Ордена.
Игнатий прервал свое затворничество, посетил Иерусалим и Рим, вернулся в Испанию и
принялся за учёбу. Сначала были университеты Барселоны, Алькалы и Саламанки, затем
парижская Сорбонна. Игнатий не был священником, но выступал со своего рода проповедями, за
что несколько раз попадал в руки Инквизиции. Тем не менее, он продолжал делать то, что
считал нужным: "Мы не проповедуем, но лишь доверительно разговариваем с людьми о
божественных вещах". Не исключено, что столкновения Лойолы с инквизиторами стали причиной
того, что иезуиты фактически изобрели: принцип "прав человека", выведя его из того, что
человек, как творение Божье, по определению обладает достоинством и правами, которые не
должна и не может отнимать ни одна земная власть.
После основания Ордена Игнатий не покидал Рим, каковой хотел видеть "примером, а не
позором мира". Лойола умер в 1556 году в своей резиденции. Кстати, согласно уставу
иезуитов, резиденция генерала ордена должна находиться в Риме и только в Риме.

"Как если бы он был трупом"

Игнатий Лойола управлял Орденом, руководствуясь девизом: "Ad majorem Dei gloriam" ("К
вящей Славе Божией"). При этом бывший военный открыл новый способ посвящать себя Богу,
поставив во главу угла - безоговорочное послушание и освободив членов своего ордена от
покаяния, монастырских обычаев и длительных совместных молитв. Протестанты шутили
"Конечно, хищные птицы не поют"
В отличие от других монашеских орденов иезуиты жили в миру, но жесткой иерархией,
беспрекословным подчинением младших старшим и чисто военной дисциплиной Орден напоминал
одновременно армию и тайное общество. Младший должен был "уподобляться посоху в руках
старшего, быть, как труп, которому можно придать любое положение, в руках того, кто для
него представляет Христа и указывает Его волю".
Структуру ордена закреплял написанный Лойолой устав, по которому главной обязанностью
иезуитов было находиться в центре общественной жизни и оказывать на нее влияние в духе
указаний руководителей ордена и интересов католической церкви.
Впервые в истории монашеских орденов открыто говорилось что иезуиты не должны
останавливаться даже перед свершением смертного греха, если того требует их
непосредственный начальник. "Мы всегда должны помнить, что то, что мы видим белым,
является чёрным, если так говорит Церковь".
Весьма любопытна структура Ордена иезуитов. Его члены делятся на 4 степени: новиции
(послушники), схоластики (ученики), коадъюторы (светские кандидаты, не дающие монашеских
обетов, и духовные кандидаты). Высшая степень в Ордене - профессы: "исповедники трёх
обетов" и "исповедники четырёх обетов". Переход из одного класса в другой зависит от
способностей и степени развития кандидата.
Послушники делятся на светских (тех, кто готовится стать учителем, чиновником и
прочее) и духовных (тех, кто готовится стать священником, миссионером, монахом) и могут в
любой момент и без объяснения причин навсегда покинуть Орден. Послушником может стать
каждый, кроме того, кто уже был послушником в другом духовном ордене. Схоластики, или
ученики практически отличаются от послушников разве что большей интенсивностью занятий и
более строгой дисциплиной. Большинство же иезуитов завершали свою жизнь в степени
коадъютера - светского или духовного.
Исповедник трёх обетов занимает различные должности и действует в соответствии с
полученными инструкциями, но часто не знает мотивов того или иного распоряжения. Для того,
чтобы знать все тайные намерения, планы и соображения руководителей Ордена, необходимо
стать исповедником четырёх обетов. Право произнести четвёртый обет получает лишь тот, кто
доказал свою преданность Ордену и не станет повиноваться Папе Римскому в ущерб Ордену, но
дипломатично выйдет из затруднительного положения. Обычно исповедников четырёх обетов не
бывает больше 50.
Кроме того в распоряжении Ордена иезуитов находятся так называемые экстерны, или
аффилиированные члены. Это - "светские иезуиты", не принадлежащие ни к одной из степеней
и - без видимой связи с Орденом - занимающие самое различное положение в обществе. Среди
экстернов попадались даже короли.
Весь мир был разделен иезуитами на особые районы (провинции), каждую из которых
возглавляет иезуитский провинциал, при котором функционирует совещательная коллегия.
Высшим органом власти у иезуитов считается генеральная Конгрегация (Верховный совет),
состоявшая из высших сановников ордена, но по сути Орден возглавляет генерал, находящийся
под непосредственной властью Папы и не подчиняющийся епископам и кардиналам. Генерал
избирается Конгрегацией пожизненно, а все члены Ордена ему беспрекословно подчиняются. В
качестве советников для генерала Конгрегация избирает пятерых ассистентов и одного
адмонитора, однако генерал не обязан следовать их советам.
Перед смертью генерал сам назначает своего преемника, если же он этого не сделал,
нового главу немедленно избирают исповедники четырёх обетов, так чтобы Орден ни на
мгновение не оставался без руководителя.
Разумеется, первым генералом Ордена иезуитов был его основатель Игнатий Лойола.

Учить, учить и учить! Но не только.

Изначально численность иезуитов не должна была превышать 60 человек, однако уже в
1543 году это ограничение было снято. И не удивительно. Создание ордена совпало со
вступлением в 1534 году на папский престол Александра Фарнезе, принявшего имя Павла
Третьего. Новый папа взял курс на обновление жизни монашеских орденов и пробуждение в них
новых инициатив, прежде всего в плане борьбы с реформацией.
Крестьянская война в Германии и начатый Мартином Лютером процесс реформации нанесли
серьезный удар по позициям католицизма. Реформация стремительно распространялась,
захватывая Швейцарию, Скандинавию, Нидерланды, Чехию. В 1534 году от католицизма отпала
Англия (так Тюдоры "отплатили" Риму за помощь в свержении династии Йорков). Усиливались
протестантские течения во Франции (гугеноты-кальвинисты) и даже в твердыне католичества
Испании.
В 1542 году Павел Третий создал в Риме Высший апостольский трибунал названный
"Священной канцелярией", препоручив ему вести процессы против еретиков во всем мире.
"Священная канцелярия" имела право приговаривать к смертной казни, тюремному заключению и
конфискации имущества. Однако куда более действенным оружием против еретиков оказались
иезуиты.
Первой пробой сил ордена в обще-католическом масштабе стал Тридентский (ныне
итальянский город Тренто) Собор, продолжавшийся с 1545 по 1563 год. Интриги французского
королевского двора мешали торжеству ортодоксального католицизма, и папская власть
неоднократно прерывала заседания, однако в 1562 году с помощью иезуитов в ходе заседания
собора произошел перелом. Павел Третий добился своего, все сочинения протестантов и их
учения были преданы анафеме, при этом иезуиты яростно отстаивали верховенство папы над
епископами, Церковным собором и светскими властями. Они попытались протащить положение о
непогрешимости папы, когда он с кафедры дает толкования по вопросам веры.
Инициатива не нашла одобрения даже у католических государей и в окончательные решения
собора включена не была. Догмат о непогрешимости папы был официально утвержден лишь триста
лет спустя на Ватиканском соборе 1869 - 1870 годов, разумеется, не без помощи наследников
Лойолы, но вернемся к первым шагам иисусовых братьев.
Члены Общества лихо включились в движение Контр-реформации. Лайнес и Сальмерон
участвовали как богословы в подготовке и проведении Тридентского собора,
ученые-богословы - св. Петер Канизий (1521-1597), св. Роберто Беллармино (1542-1621)
написали множество полемических сочинений, в которых опровергались еретические мнения той
эпохи. Священники-иезуиты отваживались отправляться в области, где восторжествовал
протестантизм, в том числе в Германию, поддерживая оказавшиеся во враждебном окружении
католические общины, а Р. Персонс (1546-1610) и Э. Кэмпион (1540-1581) прославились как
проповедники в Англии.
Не забывали и язычников. Первым иезуитским миссионером в нехристианском мире стал св.
Франциск Ксаверий. Иезуиты достигли значительных успехов в распространении христианства в
восточных странах благодаря тому, что считались с местными обычаями. В Китае
астрономы-иезуиты Риччи, Шалль фон Белль и Вербист были приняты при императорском дворе. В
Индии де Нобили следовал образу жизни брахмана. Иезуитские миссионеры играли важную роль и
в освоении Нового Света. Благодаря их усилиям в испанской и португальской Америке более
миллиона индейцев-кочевников было собрано в оседлые общины, именуемые редукциями.
Захватывающая история иезуитских миссий в Канаде отражена в многотомной хронике -
Донесениях иезуитов. В той же Северной Америке в 1637 отец-иезуит Маркетт сопровождал
торговца мехами . Жолие, исследовавшего Миссисипи, а в конце 17 в. другой иезуит Кино
составил карту юго-западной части Северной Америки.
Иезуиты вообще уделяли огромное внимание просвещению. Первый иезуитский коллегиум для
учеников-мирян был открыт в Мессине на Сицилии в 1548. В 1551 году была открыта "Римская
коллегия", у входа в которую красовалась табличка с надписью: "Бесплатная школа
грамматики, гуманитарных наук и христианской доктрины". Через 4 года, в 1555 году, эта
коллегия была признана университетом (ныне знаменитый Григорианский).
Иезуитские школы и система обучения были организованы в соответствии с Системой
изучения наук (Ratio studiorum) - всеобъемлющей программой иезуитской педагогики,
составленной около 1559. Всего же в 16-19 веках иезуитами было учреждено 24 университета и
около 600 коллегиумов в странах Европы, Индии, Бразилии и Японии.

Арамис и другие

Учеба учебой, а политика политикой. В борьбе с реформацией и политическими
противниками Орден не гнушался ничем, активно занимались диверсионной деятельностью и
политическими убийствами - и совершенно того не стесняясь. Братья сыграли заметную роль в
убийстве принца Вильгельма Оранского, а вся католическая антианглийская работа
осуществлялась именно сообществом Иисуса. В Реймсе даже была специальная семинария,
которая готовила "контингент" для Англии.
Во Франции иезуиты сделали ставку на семейство Гизов, основавших в 1585 году
католическую Парижскую Лигу. Напуганный успехами Гизов Генрих Третий Валуа пошел на
компромисс с гугенотами, объединившись с наваррским королем Генрихом Бурбоном, но в 1589
году погиб от руки католического фанатика Жака Клемана. На трон взошел Генрих Бурбон. Пять
лет спустя наймит иезуитов попытался убить и его. Не удалось.
Иезуиты стояли и у истоков направленного против Генриха заговора маршала Бирона.
Опять не вышло, но в 1610 году накануне начала военных действий против испанцев Генрих
все-таки был убит выучеником иезуитов Равальяком.
Поглядывал Орден и на восток. Как утверждают многие историки, именно иезуиты всячески
содействовали обоим лжедмитриям, обещавших обратить в католичество православные земли. Не
выгорело, и братья вновь переключились на Европу, благо начиналась Тридцатилетняя война,
бывшая не только порождением политики ведущих европейских держав, но и делом рук ордена.
Начавшая войну Католическая лига возникла в период правления германского императора
Рудольфа Шестого, с юности воспитывавшегося иезуитами при испанском дворе и до конца своих
дней находившегося под влиянием ордена. Под влиянием иезуитов, особенно испанских был и
император Фердинанд Третий, при котором была обескровлена Чехия. Только политика Ришелье и
вмешательство протестантских держав сперва Дании и Голландии, а затем и Швеции привели к
сохранению относительного статус-кво.
После завершения Тридцатилетней войны еще 11 лет продолжалась война между Францией и
Испанией, что привело к конфликту папства и французского духовенства, при поддержке
Людовика Четырнадцатого стремившегося к автономии французских епископов и дисциплинарной
независимости от Рима. В ответ Иннокентий Одиннадцатый отказался утвердить назначенных по
указаниям короля епископов и 35 епархий оказались без руководства.
Антифранцузская политика папы поддерживалась австрийскими и испанскими дворами, где
правили Габсбурги и орденом иезуитов, так что описанная Дюма интрига генерала ордена
против Короля-Солнца, хотя фактически недостоверна, вполне соответствует сложившейся
ситуации и образу действий Общества Иисуса.
Крупные неприятности. Восемнадцатый век для Общества Иисуса выдался неудачным. В
Испании пресеклась династия Габсбургов, и после тринадцатилетней войны "За испанское
наследство" на трон взошел внук Короля-Солнца Филипп Бурбон, что ослабило позиции
иезуитов, как в старом свете, так и в новом. С горя братья обратились лицом к России. Им
удалось тайно обратить в католичество князя Василия Лукича Долгорукого, а чуть позже под
их влияние попал путешествовавший по Италии князь Михаил Алексеевич Голицын.
Увы! И Долгорукие и Голицыны активно участвовали в попытках Верховного Тайного совета
ограничить власть Анны Иоанновны. Как известно, ничего не вышло, а Василий Лукич закончил
свою жизнь на эшафоте. Попытки подкатиться непосредственно к властителям России успеха не
возымели. Герцог Бирон был протестантом, а Анна Иоанновна дружила с Феофаном Прокоповичем
и не только из государственных, но и из личных соображений была верна православию. Тем не
менее, Россия сыграла в судьбе Общества особую роль, но о ней чуть позже.
Восемнадцатый век вошел в историю как век Просвещения. Распространение атеизма и
материализма затронуло даже Святой Престол. Папа Бенедикт Четырнадцатый переписывался с
Монтескье и Вольтером, а в 1745 году и вовсе опубликовал энциклику против лихоимства,
которую знающие люди оценили, как первое предупреждение иезуитам. С учетом того, что
энциклика была папским посланием, имеющим директивное значение, почва под ногами братьев
загорелась.
Не надо, однако, полагать, что причиной гонений на Общество Иисуса были исключительно
высокие материи. Нет, идеалисты-просветители, честно клеймили иезуитов, как мракобесов и
аморальных типов, но вот сильных мира сего волновал презренный металл. Испания и
Португалия зарились на иезуитские владения в Парагвае - систему миссий по рекам.
Парагвайское государство иезуитов вообще можно рассматривать, как первый опыт социализма,
где впервые проявились все соответствующие недостатки - от полного равнодушия к
госимуществу и нежелания работать, до размножения номенклатуры в геометрической
прогрессии. Но какие бы проблемы не были встроены в его устройство, эта система была на
порядки лучше того, что учинили потом.
Колонизаторам были нужны земли и рабочие руки на поля и рудники, а иезуиты не давали
обращать индейцев в рабство и - при необходимости - очень лихо воевали. Значит, долой
иезуитов! Конфликт ордена с деятелями Просвещения и рядом европейских монархов стал одной
из серьезных проблем европейской политики. К середине Восемнадцатого века Общество Иисуса
насчитывало около 23 тыс. членов. И они не собирались сдаваться даже когда преемник
Бенедикта Четырнадцатого Клемент Тринадцатый, ставший папой в 1758 году, начал против
ордена открытую войну. Находясь под сильным давлением французского и испанского
королевских дворов, он ограничил влияние иезуитов и начал выдавливать их с церковных
должностей, но на роспуск все же не решился.
Тем не менее, в 1759 орден был запрещен на всей территории Португальской империи. В
1764 подобный запрет вышел во Франции, а тремя годами позже в Испании, Неаполитанском
королевстве и герцогстве Парма. Затем папа умер, и встал вопрос о преемнике.
Кардинал Лоренцо Ганганелли в молодости тянулся к иезуитам, но очень хотел заполучить
папскую тиару, а большинство конклава составляли кардиналы, благоволившие французским,
испанским и неаполитанским Бурбонам. Условие, поставленное Ганганелли звучало просто -
распустить орден. Кардинал согласился, и в 1769 году стал папой Клементом Четырнадцатым.
Во исполнение предвыборных обещаний новый папа сначала "сдал" парагвайские миссии, а
потом и весь Орден, опубликовав 16 августа 1773 году буллу о роспуске Общества Иисуса.
Иезуитская собственность была большей частью конфискована и перешла в руки местных властей
или церкви. Орден продолжал существовать только в: Российской империи, где Екатерина II не
дала разрешения на опубликование папской буллы. Матушка, как всегда, не складывала все
яйца в одну корзину, переписываясь с Вольтером и сохраняя мощнейшее оружие против
"вольтерьянства" и крамолы.

Отрыв от начальства

Французская революция и свержение династии Бурбонов показали европейским монархиям
всю опасность заигрываний с вольнодумцами. Борьба с крамолой выдвинулась на первый план,
разумеется, тут же вспомнили об иезуитах. В 1801 папа Пий Седьмой признал существование
ордена в России, и позволил бывшим иезуитам в других странах объединиться с российскими
собратьями. Официально же Общество было восстановлено 7 августа 1814. В том же году в
Париже братья основали "Миссионерское общество Франции". Формально его члены обращали
безбожников, а на деле поставляли властям информацию о действительных или мнимых заговорах
республиканцев и бонапартистов.
Дальше пошло перетягивание каната. Иезуитов периодически изгоняли из Бельгии, России,
Франции, Итальянских государств, Испании, Германии, Португалии, Швейцарии, а в Италии они
постоянно служили объектом враждебных нападок не только в печати, но и в жизни. Кроме того
братья угодили в огромное количество авантюрных романов, где, как правило, в роли коварных
злодеев. Миссионерская и просветительская составляющая деятельности ордена писателей не
вдохновляла, что не вполне справедливо.
Да, за Обществом Иисуса водились политические интриги такого уровня, что один из
генералов ордена с полным правом сказал коллеге-францисканцу, что в его кабинете решаются
судьбы государств, а государства об этом не знают, но это никогда не было основным
занятием иезуитов. Главным было образование и обращение язычников, причем с добавкой - по
возможности мирное (ту же конкисту иезуиты терпеть не могли, а с конкистадорами даже
воевали).
Мирное обращение требовало тонкого подхода и братья прибегали к самым разным
приманкам. Индейцы Южной Америки хорошо "велись" на музыку, и тамошние миссионеры
прекрасно пели и играли на различных инструментах. Китайцы шли на точные и гуманитарные
науки - и брат Риччи разрабатывал для них мнемонические системы. Ну а Японская миссия,
скрепя сердце, хором перешла на вегетарианскую диету - местное население не понимало, как
священник может есть мясо.
К числу иезуитов, прославившихся в 19 и 20 вв., принадлежат антрополог и теолог Пьер
Тейяр де Шарден и теологи А. де Любак, Ж. Даниелу, К. Ранер и другие. Впрочем, иезуиты
занимались не только теологией. Они основали астрономические и сейсмологические станции в
Маниле и Цзыкайвей в Китае, а римский астроном П.А. Секки (1818-1878) снискал всемирную
славу. В ордене вообще было неплохо с астрономами, достаточно вспомнить Клавиуса и
Босковича
Еще одним направлением деятельности Общества стала церковная историография. В этом
смысле весьма показательны изыскания Пьетро Такки-Вентури. В своем труде "История Общества
Иисуса в Италии" он разделил историю католической церкви на два периода - до и после
основания ордена. Все, что происходило до Лойолы, оказалось достойно хулы. По мнению
автора только иезуиты и Лойола исцелили католическую церковь от язв и пороков. Духовная
карьера почтенного историка завершилась в качестве личного исповедника Бенито Муссолини.
С начала 20 века политическая роль иезуитов вновь возросла. Избранный в 1903 Пий
Десятый всегда тяготел к детищу Лойолы и приближал людей, которые либо состояли в ордене,
либо являлись его креатурами.
В 1915 году генералом ордена стал онемеченный польский аристократ граф Ледоховский.
Именно с его подачи правящие круги Австро-Венгрии и Германии 5 ноября 1916 года приняли
совместное заявление о намерении провозгласить марионеточное польское государство, которое
при папском дворе рассматривали, как орудие католической экспансии в Россию.
Неудивительно, что орден стал злейшим врагом Советской России, однако особенно
отличились братья Иисуса в Мексике.
Мексиканская конституция 1917 года запретила деятельность в стране церковников-
иностранцев, религиозные акты вне церковных помещений и преподавание религии в учебных
заведениях. В ответ иезуиты по сути развязали гражданскую войну. Организованные ими банды
так называемых "кристерос" развернули террор по всей Мексике, а после поражения в открытых
стычках с правительственными войсками перешли к тактике индивидуального террора. Убивали
генералов, министров, добрались даже до президента Обрегона. Только в 30-е годы президент
Ласаро Карденас покончил с кристерос и поставил точку в затяжной гражданской войне.
Справедливости ради отметим, что иезуиты в Латинской Америке не раз активно выступали
против диктатур, признавая за человеком "право на мятеж" . То есть, если власть покушается
на врожденное достоинство человека (например, поощряет рабство, а человек не может быть
собственностью), значит это беззаконная власть и долг христианина ей противостоять.
Неудивительно, что многие латиноамериканские диктаторы преследовали иезуитов едва ли не
больше, чем коммунистов.
Впрочем, после мексиканской авантюры иезуиты больше не пускались в "самостоятельное
плавание", вернувшись к интригам в римской курии. И не без успеха, благо ордену
покровительствовали Пий Одиннадцатый, и Пий Двенадцатый.
Известный историк католицизма крупнейший советский разведчик-нелегал, а в последствии
член-корреспондент Академии Наук Иосиф Григулевич в труде по истории папства приводит
историю о том, что "Пий Двенадцатый не читал ни одной книги столь часто и с таким усердием
как "Духовные экзерцисы" Игнатия Лойолы. Он называл эту книгу своим утешением". Утешаемый
Лойолой папа сначала стал молчаливым союзником нацистов, а после войны за свою
политическую позицию получил прозвище "атлантический папа".
Тем не менее после войны у Ордена вновь настали тяжелые времена. Против иезуитов
выступали не только светские власти, но и высокопоставленные священники. Эти настроения
учел вступивший в 1979 году на престол Иоанн-Павел Второй. Выступая 21 сентября 1979 года
перед руководством ордена папа упрекнул его членов в отходе от догматических установок
церкви, излишней приверженности светским нравам и обычаям, пренебрежении церковным образом
жизни и оторванности от церковного начальства. Папа призвал иезуитов отказаться от
функций, не связанных с прямыми обязанностями церковных наставников. Генерал иезуитского
ордена Педро Аррупе в директивном письме членам ордена от 19 ноября 1979 года признал
критику правильной и потребовал от своих подчиненных исправления указанных недостатков.
Совершенно в духе реакции ленинградского обкома КПСС на постановление Политбюро ЦККПСС с
критикой имеющих место недочетов.
На сегодняшний день главная сфера деятельности ордена вновь перенесена на
миссионерские территории, то есть земли, где католичество не является преобладающим, к
каковым относится и России. Так что за милым улыбающимся лицом проповедника или спонсора
вполне может стоять тень Игнатия Лойолы. Тем не менее золотые времена ордена позади и вряд
ли вернутся, не смотря на душераздирающие слухи о "черном папе", орденских сетях,
опутывающих мир, и прочих атрибутах очередного всемирного заговора.
Будь иезуиты и впрямь столь всесильны, - разве свернули бы им шею так легко и быстро
в 18 веке? И разве вытеснили бы со вновь отвоеванных позиций в двадцатом? Так что
преувеличивать их влияние не стоит. Так же, как и преуменьшать. Как известно, самые
успешные вклады это вклады в воспитание, образование и науку. Игнатий Лойола в
шестнадцатом веке это понимал, наши власти в двадцать первом, похоже, не очень.