От K
К И.Т.
Дата 15.06.2006 05:13:10
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

Станиславу об иезуитах

http://kamsha.ru/journal/analitycs/jesuits.html

К вящей славе божьей!
15 августа 1534 в часовне Девы Марии на Монмартре в Париже семеро человек дали обет
бедности и целомудрия. Звали их Николас Бобадилья, Петер Фабер, Диего Лайнес, Симон
Родригес, Альфонсо Сальмерон, Франциск Ксаверий и Иньиго Лопес де Оньяс и Лойола. Все
семеро собирались отправиться миссионерами в Святую Землю, но затянувшая война между
Венецией и Турцией задержала их в Италии, где они были рукоположены в священники и стали
называть себя "Общество Иисуса".
Шестью годами позже папа Павел III, усмотрев в намерении Игнатия Лойолы "перст Божий",
буллой Regimini militantis ecclesiae признал Общество в качестве нового монашеского
ордена. Так было положено начало наиболее знаменитому, таинственному и неоднозначному
порождению католицизма.

Благородный дон Иньиго

Католическая церковь чтит память Игнатия Лойолы 31 июля, однако точная дата его
рождения неизвестна. Будущий основатель ордена иезуитов родился около 1491 года и был
тринадцатым ребёнком в знатной, но обедневшей баскской семье. Мать Иньиго умерла вскоре
после родов, и мальчика отдали на воспитанье крестьянке, а затем его взяла тетка по
матери, в прошлом придворная дама королевы Изабеллы. Иньиго вырос "блестящим и изысканным
юношей, любящим роскошные наряды". В своей "Автобиографии" Лойола пишет, что "до 26 лет он
был человеком, предававшимся тщеславию света", а "наибольшее наслаждение доставляло ему
владение оружием, сопровождавшееся великим и суетным желанием снискать себе славу".
Незадолго до нападения Франциска Первого на Наварру Иньиго Лопес де Оньяс и Лойола
поступил на службу к вице-королю Наварры. Французы осадили Памплону, положение было
безнадёжным, город решили сдать. Будущий святой, однако, с этим не согласился, и вместе с
маленьким отрядом засел в городском замке, "полный решимости оказать сопротивление врагу".
Крепость обстреливали шесть часов, затем начался штурм. Иньиго раздробило ядром обе ноги.
Памплона, разумеется, пала, но французы, пораженные мужеством молодого испанца оказали ему
военные почести и отвезли в родовой замок, как думалось, умирать.
Полученные Лойолой раны по тем временам были крайне серьёзными. Раненый оказался при
смерти, его соборовали, но на удивление родичам и медикам он пошел на поправку и даже смог
ходить, правда, сильно хромая.
Именно во время болезни в характере двадцатипятилетнего дворянина произошел перелом.
Началось с двух отыскавшихся в замке книг. Это были "Жизнь Христа" картузианца Лудольфа
Саксонского и "Золотая легенда", она же "Жития святых" Иакова Ворагинского.
Мечтавший о воинской славе и зачитывавшийся рыцарскими романами кавалер вдруг
обнаружил, что можно "сражаться, страдать и обретать славу, но во имя иного Господина и
иной Любви". Выбор был сделан. Едва встав на ноги, Иньиго отправился в монастырь в
Монсеррате, где в канун Благовещения 1533 года исповедовался, отдал свою одежду бедняку и
надел его рубище "из очень грубой мешковины".
Повесив своё оружие у алтаря Мадонны, Лойола всю ночь провёл на коленях в молитве,
став таким образом рыцарем Господа и Святой Девы. Затем был год уединения в сырой пещере
неподалёку от городка Манрезе, где новоявленный подвижник пытался повторить подвиги святых
Франциска и Доминика, предаваясь строжайшей аскезе. По его словам ему были ниспосланы пять
видений, которые он сам называл внутренними озарениями. И здесь же Лойола начал знаменитые
"Духовные упражнения", ставшие основой устава будущего Ордена.
Игнатий прервал свое затворничество, посетил Иерусалим и Рим, вернулся в Испанию и
принялся за учёбу. Сначала были университеты Барселоны, Алькалы и Саламанки, затем
парижская Сорбонна. Игнатий не был священником, но выступал со своего рода проповедями, за
что несколько раз попадал в руки Инквизиции. Тем не менее, он продолжал делать то, что
считал нужным: "Мы не проповедуем, но лишь доверительно разговариваем с людьми о
божественных вещах". Не исключено, что столкновения Лойолы с инквизиторами стали причиной
того, что иезуиты фактически изобрели: принцип "прав человека", выведя его из того, что
человек, как творение Божье, по определению обладает достоинством и правами, которые не
должна и не может отнимать ни одна земная власть.
После основания Ордена Игнатий не покидал Рим, каковой хотел видеть "примером, а не
позором мира". Лойола умер в 1556 году в своей резиденции. Кстати, согласно уставу
иезуитов, резиденция генерала ордена должна находиться в Риме и только в Риме.

"Как если бы он был трупом"

Игнатий Лойола управлял Орденом, руководствуясь девизом: "Ad majorem Dei gloriam" ("К
вящей Славе Божией"). При этом бывший военный открыл новый способ посвящать себя Богу,
поставив во главу угла - безоговорочное послушание и освободив членов своего ордена от
покаяния, монастырских обычаев и длительных совместных молитв. Протестанты шутили
"Конечно, хищные птицы не поют"
В отличие от других монашеских орденов иезуиты жили в миру, но жесткой иерархией,
беспрекословным подчинением младших старшим и чисто военной дисциплиной Орден напоминал
одновременно армию и тайное общество. Младший должен был "уподобляться посоху в руках
старшего, быть, как труп, которому можно придать любое положение, в руках того, кто для
него представляет Христа и указывает Его волю".
Структуру ордена закреплял написанный Лойолой устав, по которому главной обязанностью
иезуитов было находиться в центре общественной жизни и оказывать на нее влияние в духе
указаний руководителей ордена и интересов католической церкви.
Впервые в истории монашеских орденов открыто говорилось что иезуиты не должны
останавливаться даже перед свершением смертного греха, если того требует их
непосредственный начальник. "Мы всегда должны помнить, что то, что мы видим белым,
является чёрным, если так говорит Церковь".
Весьма любопытна структура Ордена иезуитов. Его члены делятся на 4 степени: новиции
(послушники), схоластики (ученики), коадъюторы (светские кандидаты, не дающие монашеских
обетов, и духовные кандидаты). Высшая степень в Ордене - профессы: "исповедники трёх
обетов" и "исповедники четырёх обетов". Переход из одного класса в другой зависит от
способностей и степени развития кандидата.
Послушники делятся на светских (тех, кто готовится стать учителем, чиновником и
прочее) и духовных (тех, кто готовится стать священником, миссионером, монахом) и могут в
любой момент и без объяснения причин навсегда покинуть Орден. Послушником может стать
каждый, кроме того, кто уже был послушником в другом духовном ордене. Схоластики, или
ученики практически отличаются от послушников разве что большей интенсивностью занятий и
более строгой дисциплиной. Большинство же иезуитов завершали свою жизнь в степени
коадъютера - светского или духовного.
Исповедник трёх обетов занимает различные должности и действует в соответствии с
полученными инструкциями, но часто не знает мотивов того или иного распоряжения. Для того,
чтобы знать все тайные намерения, планы и соображения руководителей Ордена, необходимо
стать исповедником четырёх обетов. Право произнести четвёртый обет получает лишь тот, кто
доказал свою преданность Ордену и не станет повиноваться Папе Римскому в ущерб Ордену, но
дипломатично выйдет из затруднительного положения. Обычно исповедников четырёх обетов не
бывает больше 50.
Кроме того в распоряжении Ордена иезуитов находятся так называемые экстерны, или
аффилиированные члены. Это - "светские иезуиты", не принадлежащие ни к одной из степеней
и - без видимой связи с Орденом - занимающие самое различное положение в обществе. Среди
экстернов попадались даже короли.
Весь мир был разделен иезуитами на особые районы (провинции), каждую из которых
возглавляет иезуитский провинциал, при котором функционирует совещательная коллегия.
Высшим органом власти у иезуитов считается генеральная Конгрегация (Верховный совет),
состоявшая из высших сановников ордена, но по сути Орден возглавляет генерал, находящийся
под непосредственной властью Папы и не подчиняющийся епископам и кардиналам. Генерал
избирается Конгрегацией пожизненно, а все члены Ордена ему беспрекословно подчиняются. В
качестве советников для генерала Конгрегация избирает пятерых ассистентов и одного
адмонитора, однако генерал не обязан следовать их советам.
Перед смертью генерал сам назначает своего преемника, если же он этого не сделал,
нового главу немедленно избирают исповедники четырёх обетов, так чтобы Орден ни на
мгновение не оставался без руководителя.
Разумеется, первым генералом Ордена иезуитов был его основатель Игнатий Лойола.

Учить, учить и учить! Но не только.

Изначально численность иезуитов не должна была превышать 60 человек, однако уже в
1543 году это ограничение было снято. И не удивительно. Создание ордена совпало со
вступлением в 1534 году на папский престол Александра Фарнезе, принявшего имя Павла
Третьего. Новый папа взял курс на обновление жизни монашеских орденов и пробуждение в них
новых инициатив, прежде всего в плане борьбы с реформацией.
Крестьянская война в Германии и начатый Мартином Лютером процесс реформации нанесли
серьезный удар по позициям католицизма. Реформация стремительно распространялась,
захватывая Швейцарию, Скандинавию, Нидерланды, Чехию. В 1534 году от католицизма отпала
Англия (так Тюдоры "отплатили" Риму за помощь в свержении династии Йорков). Усиливались
протестантские течения во Франции (гугеноты-кальвинисты) и даже в твердыне католичества
Испании.
В 1542 году Павел Третий создал в Риме Высший апостольский трибунал названный
"Священной канцелярией", препоручив ему вести процессы против еретиков во всем мире.
"Священная канцелярия" имела право приговаривать к смертной казни, тюремному заключению и
конфискации имущества. Однако куда более действенным оружием против еретиков оказались
иезуиты.
Первой пробой сил ордена в обще-католическом масштабе стал Тридентский (ныне
итальянский город Тренто) Собор, продолжавшийся с 1545 по 1563 год. Интриги французского
королевского двора мешали торжеству ортодоксального католицизма, и папская власть
неоднократно прерывала заседания, однако в 1562 году с помощью иезуитов в ходе заседания
собора произошел перелом. Павел Третий добился своего, все сочинения протестантов и их
учения были преданы анафеме, при этом иезуиты яростно отстаивали верховенство папы над
епископами, Церковным собором и светскими властями. Они попытались протащить положение о
непогрешимости папы, когда он с кафедры дает толкования по вопросам веры.
Инициатива не нашла одобрения даже у католических государей и в окончательные решения
собора включена не была. Догмат о непогрешимости папы был официально утвержден лишь триста
лет спустя на Ватиканском соборе 1869 - 1870 годов, разумеется, не без помощи наследников
Лойолы, но вернемся к первым шагам иисусовых братьев.
Члены Общества лихо включились в движение Контр-реформации. Лайнес и Сальмерон
участвовали как богословы в подготовке и проведении Тридентского собора,
ученые-богословы - св. Петер Канизий (1521-1597), св. Роберто Беллармино (1542-1621)
написали множество полемических сочинений, в которых опровергались еретические мнения той
эпохи. Священники-иезуиты отваживались отправляться в области, где восторжествовал
протестантизм, в том числе в Германию, поддерживая оказавшиеся во враждебном окружении
католические общины, а Р. Персонс (1546-1610) и Э. Кэмпион (1540-1581) прославились как
проповедники в Англии.
Не забывали и язычников. Первым иезуитским миссионером в нехристианском мире стал св.
Франциск Ксаверий. Иезуиты достигли значительных успехов в распространении христианства в
восточных странах благодаря тому, что считались с местными обычаями. В Китае
астрономы-иезуиты Риччи, Шалль фон Белль и Вербист были приняты при императорском дворе. В
Индии де Нобили следовал образу жизни брахмана. Иезуитские миссионеры играли важную роль и
в освоении Нового Света. Благодаря их усилиям в испанской и португальской Америке более
миллиона индейцев-кочевников было собрано в оседлые общины, именуемые редукциями.
Захватывающая история иезуитских миссий в Канаде отражена в многотомной хронике -
Донесениях иезуитов. В той же Северной Америке в 1637 отец-иезуит Маркетт сопровождал
торговца мехами . Жолие, исследовавшего Миссисипи, а в конце 17 в. другой иезуит Кино
составил карту юго-западной части Северной Америки.
Иезуиты вообще уделяли огромное внимание просвещению. Первый иезуитский коллегиум для
учеников-мирян был открыт в Мессине на Сицилии в 1548. В 1551 году была открыта "Римская
коллегия", у входа в которую красовалась табличка с надписью: "Бесплатная школа
грамматики, гуманитарных наук и христианской доктрины". Через 4 года, в 1555 году, эта
коллегия была признана университетом (ныне знаменитый Григорианский).
Иезуитские школы и система обучения были организованы в соответствии с Системой
изучения наук (Ratio studiorum) - всеобъемлющей программой иезуитской педагогики,
составленной около 1559. Всего же в 16-19 веках иезуитами было учреждено 24 университета и
около 600 коллегиумов в странах Европы, Индии, Бразилии и Японии.

Арамис и другие

Учеба учебой, а политика политикой. В борьбе с реформацией и политическими
противниками Орден не гнушался ничем, активно занимались диверсионной деятельностью и
политическими убийствами - и совершенно того не стесняясь. Братья сыграли заметную роль в
убийстве принца Вильгельма Оранского, а вся католическая антианглийская работа
осуществлялась именно сообществом Иисуса. В Реймсе даже была специальная семинария,
которая готовила "контингент" для Англии.
Во Франции иезуиты сделали ставку на семейство Гизов, основавших в 1585 году
католическую Парижскую Лигу. Напуганный успехами Гизов Генрих Третий Валуа пошел на
компромисс с гугенотами, объединившись с наваррским королем Генрихом Бурбоном, но в 1589
году погиб от руки католического фанатика Жака Клемана. На трон взошел Генрих Бурбон. Пять
лет спустя наймит иезуитов попытался убить и его. Не удалось.
Иезуиты стояли и у истоков направленного против Генриха заговора маршала Бирона.
Опять не вышло, но в 1610 году накануне начала военных действий против испанцев Генрих
все-таки был убит выучеником иезуитов Равальяком.
Поглядывал Орден и на восток. Как утверждают многие историки, именно иезуиты всячески
содействовали обоим лжедмитриям, обещавших обратить в католичество православные земли. Не
выгорело, и братья вновь переключились на Европу, благо начиналась Тридцатилетняя война,
бывшая не только порождением политики ведущих европейских держав, но и делом рук ордена.
Начавшая войну Католическая лига возникла в период правления германского императора
Рудольфа Шестого, с юности воспитывавшегося иезуитами при испанском дворе и до конца своих
дней находившегося под влиянием ордена. Под влиянием иезуитов, особенно испанских был и
император Фердинанд Третий, при котором была обескровлена Чехия. Только политика Ришелье и
вмешательство протестантских держав сперва Дании и Голландии, а затем и Швеции привели к
сохранению относительного статус-кво.
После завершения Тридцатилетней войны еще 11 лет продолжалась война между Францией и
Испанией, что привело к конфликту папства и французского духовенства, при поддержке
Людовика Четырнадцатого стремившегося к автономии французских епископов и дисциплинарной
независимости от Рима. В ответ Иннокентий Одиннадцатый отказался утвердить назначенных по
указаниям короля епископов и 35 епархий оказались без руководства.
Антифранцузская политика папы поддерживалась австрийскими и испанскими дворами, где
правили Габсбурги и орденом иезуитов, так что описанная Дюма интрига генерала ордена
против Короля-Солнца, хотя фактически недостоверна, вполне соответствует сложившейся
ситуации и образу действий Общества Иисуса.
Крупные неприятности. Восемнадцатый век для Общества Иисуса выдался неудачным. В
Испании пресеклась династия Габсбургов, и после тринадцатилетней войны "За испанское
наследство" на трон взошел внук Короля-Солнца Филипп Бурбон, что ослабило позиции
иезуитов, как в старом свете, так и в новом. С горя братья обратились лицом к России. Им
удалось тайно обратить в католичество князя Василия Лукича Долгорукого, а чуть позже под
их влияние попал путешествовавший по Италии князь Михаил Алексеевич Голицын.
Увы! И Долгорукие и Голицыны активно участвовали в попытках Верховного Тайного совета
ограничить власть Анны Иоанновны. Как известно, ничего не вышло, а Василий Лукич закончил
свою жизнь на эшафоте. Попытки подкатиться непосредственно к властителям России успеха не
возымели. Герцог Бирон был протестантом, а Анна Иоанновна дружила с Феофаном Прокоповичем
и не только из государственных, но и из личных соображений была верна православию. Тем не
менее, Россия сыграла в судьбе Общества особую роль, но о ней чуть позже.
Восемнадцатый век вошел в историю как век Просвещения. Распространение атеизма и
материализма затронуло даже Святой Престол. Папа Бенедикт Четырнадцатый переписывался с
Монтескье и Вольтером, а в 1745 году и вовсе опубликовал энциклику против лихоимства,
которую знающие люди оценили, как первое предупреждение иезуитам. С учетом того, что
энциклика была папским посланием, имеющим директивное значение, почва под ногами братьев
загорелась.
Не надо, однако, полагать, что причиной гонений на Общество Иисуса были исключительно
высокие материи. Нет, идеалисты-просветители, честно клеймили иезуитов, как мракобесов и
аморальных типов, но вот сильных мира сего волновал презренный металл. Испания и
Португалия зарились на иезуитские владения в Парагвае - систему миссий по рекам.
Парагвайское государство иезуитов вообще можно рассматривать, как первый опыт социализма,
где впервые проявились все соответствующие недостатки - от полного равнодушия к
госимуществу и нежелания работать, до размножения номенклатуры в геометрической
прогрессии. Но какие бы проблемы не были встроены в его устройство, эта система была на
порядки лучше того, что учинили потом.
Колонизаторам были нужны земли и рабочие руки на поля и рудники, а иезуиты не давали
обращать индейцев в рабство и - при необходимости - очень лихо воевали. Значит, долой
иезуитов! Конфликт ордена с деятелями Просвещения и рядом европейских монархов стал одной
из серьезных проблем европейской политики. К середине Восемнадцатого века Общество Иисуса
насчитывало около 23 тыс. членов. И они не собирались сдаваться даже когда преемник
Бенедикта Четырнадцатого Клемент Тринадцатый, ставший папой в 1758 году, начал против
ордена открытую войну. Находясь под сильным давлением французского и испанского
королевских дворов, он ограничил влияние иезуитов и начал выдавливать их с церковных
должностей, но на роспуск все же не решился.
Тем не менее, в 1759 орден был запрещен на всей территории Португальской империи. В
1764 подобный запрет вышел во Франции, а тремя годами позже в Испании, Неаполитанском
королевстве и герцогстве Парма. Затем папа умер, и встал вопрос о преемнике.
Кардинал Лоренцо Ганганелли в молодости тянулся к иезуитам, но очень хотел заполучить
папскую тиару, а большинство конклава составляли кардиналы, благоволившие французским,
испанским и неаполитанским Бурбонам. Условие, поставленное Ганганелли звучало просто -
распустить орден. Кардинал согласился, и в 1769 году стал папой Клементом Четырнадцатым.
Во исполнение предвыборных обещаний новый папа сначала "сдал" парагвайские миссии, а
потом и весь Орден, опубликовав 16 августа 1773 году буллу о роспуске Общества Иисуса.
Иезуитская собственность была большей частью конфискована и перешла в руки местных властей
или церкви. Орден продолжал существовать только в: Российской империи, где Екатерина II не
дала разрешения на опубликование папской буллы. Матушка, как всегда, не складывала все
яйца в одну корзину, переписываясь с Вольтером и сохраняя мощнейшее оружие против
"вольтерьянства" и крамолы.

Отрыв от начальства

Французская революция и свержение династии Бурбонов показали европейским монархиям
всю опасность заигрываний с вольнодумцами. Борьба с крамолой выдвинулась на первый план,
разумеется, тут же вспомнили об иезуитах. В 1801 папа Пий Седьмой признал существование
ордена в России, и позволил бывшим иезуитам в других странах объединиться с российскими
собратьями. Официально же Общество было восстановлено 7 августа 1814. В том же году в
Париже братья основали "Миссионерское общество Франции". Формально его члены обращали
безбожников, а на деле поставляли властям информацию о действительных или мнимых заговорах
республиканцев и бонапартистов.
Дальше пошло перетягивание каната. Иезуитов периодически изгоняли из Бельгии, России,
Франции, Итальянских государств, Испании, Германии, Португалии, Швейцарии, а в Италии они
постоянно служили объектом враждебных нападок не только в печати, но и в жизни. Кроме того
братья угодили в огромное количество авантюрных романов, где, как правило, в роли коварных
злодеев. Миссионерская и просветительская составляющая деятельности ордена писателей не
вдохновляла, что не вполне справедливо.
Да, за Обществом Иисуса водились политические интриги такого уровня, что один из
генералов ордена с полным правом сказал коллеге-францисканцу, что в его кабинете решаются
судьбы государств, а государства об этом не знают, но это никогда не было основным
занятием иезуитов. Главным было образование и обращение язычников, причем с добавкой - по
возможности мирное (ту же конкисту иезуиты терпеть не могли, а с конкистадорами даже
воевали).
Мирное обращение требовало тонкого подхода и братья прибегали к самым разным
приманкам. Индейцы Южной Америки хорошо "велись" на музыку, и тамошние миссионеры
прекрасно пели и играли на различных инструментах. Китайцы шли на точные и гуманитарные
науки - и брат Риччи разрабатывал для них мнемонические системы. Ну а Японская миссия,
скрепя сердце, хором перешла на вегетарианскую диету - местное население не понимало, как
священник может есть мясо.
К числу иезуитов, прославившихся в 19 и 20 вв., принадлежат антрополог и теолог Пьер
Тейяр де Шарден и теологи А. де Любак, Ж. Даниелу, К. Ранер и другие. Впрочем, иезуиты
занимались не только теологией. Они основали астрономические и сейсмологические станции в
Маниле и Цзыкайвей в Китае, а римский астроном П.А. Секки (1818-1878) снискал всемирную
славу. В ордене вообще было неплохо с астрономами, достаточно вспомнить Клавиуса и
Босковича
Еще одним направлением деятельности Общества стала церковная историография. В этом
смысле весьма показательны изыскания Пьетро Такки-Вентури. В своем труде "История Общества
Иисуса в Италии" он разделил историю католической церкви на два периода - до и после
основания ордена. Все, что происходило до Лойолы, оказалось достойно хулы. По мнению
автора только иезуиты и Лойола исцелили католическую церковь от язв и пороков. Духовная
карьера почтенного историка завершилась в качестве личного исповедника Бенито Муссолини.
С начала 20 века политическая роль иезуитов вновь возросла. Избранный в 1903 Пий
Десятый всегда тяготел к детищу Лойолы и приближал людей, которые либо состояли в ордене,
либо являлись его креатурами.
В 1915 году генералом ордена стал онемеченный польский аристократ граф Ледоховский.
Именно с его подачи правящие круги Австро-Венгрии и Германии 5 ноября 1916 года приняли
совместное заявление о намерении провозгласить марионеточное польское государство, которое
при папском дворе рассматривали, как орудие католической экспансии в Россию.
Неудивительно, что орден стал злейшим врагом Советской России, однако особенно
отличились братья Иисуса в Мексике.
Мексиканская конституция 1917 года запретила деятельность в стране церковников-
иностранцев, религиозные акты вне церковных помещений и преподавание религии в учебных
заведениях. В ответ иезуиты по сути развязали гражданскую войну. Организованные ими банды
так называемых "кристерос" развернули террор по всей Мексике, а после поражения в открытых
стычках с правительственными войсками перешли к тактике индивидуального террора. Убивали
генералов, министров, добрались даже до президента Обрегона. Только в 30-е годы президент
Ласаро Карденас покончил с кристерос и поставил точку в затяжной гражданской войне.
Справедливости ради отметим, что иезуиты в Латинской Америке не раз активно выступали
против диктатур, признавая за человеком "право на мятеж" . То есть, если власть покушается
на врожденное достоинство человека (например, поощряет рабство, а человек не может быть
собственностью), значит это беззаконная власть и долг христианина ей противостоять.
Неудивительно, что многие латиноамериканские диктаторы преследовали иезуитов едва ли не
больше, чем коммунистов.
Впрочем, после мексиканской авантюры иезуиты больше не пускались в "самостоятельное
плавание", вернувшись к интригам в римской курии. И не без успеха, благо ордену
покровительствовали Пий Одиннадцатый, и Пий Двенадцатый.
Известный историк католицизма крупнейший советский разведчик-нелегал, а в последствии
член-корреспондент Академии Наук Иосиф Григулевич в труде по истории папства приводит
историю о том, что "Пий Двенадцатый не читал ни одной книги столь часто и с таким усердием
как "Духовные экзерцисы" Игнатия Лойолы. Он называл эту книгу своим утешением". Утешаемый
Лойолой папа сначала стал молчаливым союзником нацистов, а после войны за свою
политическую позицию получил прозвище "атлантический папа".
Тем не менее после войны у Ордена вновь настали тяжелые времена. Против иезуитов
выступали не только светские власти, но и высокопоставленные священники. Эти настроения
учел вступивший в 1979 году на престол Иоанн-Павел Второй. Выступая 21 сентября 1979 года
перед руководством ордена папа упрекнул его членов в отходе от догматических установок
церкви, излишней приверженности светским нравам и обычаям, пренебрежении церковным образом
жизни и оторванности от церковного начальства. Папа призвал иезуитов отказаться от
функций, не связанных с прямыми обязанностями церковных наставников. Генерал иезуитского
ордена Педро Аррупе в директивном письме членам ордена от 19 ноября 1979 года признал
критику правильной и потребовал от своих подчиненных исправления указанных недостатков.
Совершенно в духе реакции ленинградского обкома КПСС на постановление Политбюро ЦККПСС с
критикой имеющих место недочетов.
На сегодняшний день главная сфера деятельности ордена вновь перенесена на
миссионерские территории, то есть земли, где католичество не является преобладающим, к
каковым относится и России. Так что за милым улыбающимся лицом проповедника или спонсора
вполне может стоять тень Игнатия Лойолы. Тем не менее золотые времена ордена позади и вряд
ли вернутся, не смотря на душераздирающие слухи о "черном папе", орденских сетях,
опутывающих мир, и прочих атрибутах очередного всемирного заговора.
Будь иезуиты и впрямь столь всесильны, - разве свернули бы им шею так легко и быстро
в 18 веке? И разве вытеснили бы со вновь отвоеванных позиций в двадцатом? Так что
преувеличивать их влияние не стоит. Так же, как и преуменьшать. Как известно, самые
успешные вклады это вклады в воспитание, образование и науку. Игнатий Лойола в
шестнадцатом веке это понимал, наши власти в двадцать первом, похоже, не очень.




От Pokrovsky~stanislav
К K (15.06.2006 05:13:10)
Дата 15.06.2006 16:57:54

Re: Станиславу об...

Спасибо. Материал мне знаком. Но с удовольствием прочел его еще раз.

Пока сам по иезуитам и пр. написать ничего не могу. Веду другую разработку. Которая по ее ходу просто меняет мою точку зрения.

Впрочем, думаю, и Вам это должно показаться интересным.
Смотрите:

http://civ.icelord.net/read.php?f=3&i=95994&t=95970
http://civ.icelord.net/read.php?f=3&i=96018&t=95970
http://civ.icelord.net/read.php?f=3&i=96036&t=95970
http://civ.icelord.net/read.php?f=3&i=96078&t=95970
http://civ.icelord.net/read.php?f=3&i=96108&t=95970
http://civ.icelord.net/read.php?f=3&i=96115&t=95970

Разговор про иезуитов и Просвещение здесь предполагается по ходу развития темы. Только обязательно читайте все.


От K
К Pokrovsky~stanislav (15.06.2006 16:57:54)
Дата 16.06.2006 15:31:17

Re: Станиславу об...

Опять повторяете свою тактическую ошибку, пытаетесь не рассечь фронт врагов, а воевать со
всеми сразу, одновременно. Отсоедините от своих идей Фоменко, даже не упоминайте о нем, и
если Ваши идеи подтвердятся, то станете весьма востребованным (не во всех кругах, конечно,
кое-где врагом номер 1) автором выдающегося открытия. Вот когда закрепитесь на захваченной
высоте, можно будет, накопив достаточно сил и союзников, объявлять войну следующему
врагу - хронологии.

Это же, черт возьми (аж зло берет на Вас), основы логики любой войны. Сами себя
закапываете в землю.

Кстати, о волнах приватизации и деприватизации как смысла колониальных войн нового времени
писал тут -
<Колониализм. Ч.2. Война всех против всех>
http://www.rus-crisis.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=1449



От Pokrovsky~stanislav
К K (16.06.2006 15:31:17)
Дата 16.06.2006 23:53:33

Re: Станиславу об...

>Это же, черт возьми (аж зло берет на Вас), основы логики любой войны. Сами себя
>закапываете в землю.

Не надо так сильно сердиться. У меня достаточно сложное положение. Я уже не в силах рассматривать исторический материал без новохронологического переосмысления его содержания и логики. Огромной важности исторический факт наличия мощной монастырской экономики и ее приватизации в ходе Реформации - мне не попался случайно под руку. Я его ВЫЧИСЛИЛ. Я искал в Интернете совершенно конкретную информацию. Ей следовало быть!- Исходя из новохронологической постановки вопросов.

Понимаете, теснейшая связь между общественной монастырской собственностью, имперской идеей справедливого мироустройства и служением этой идее, - в рамках традиционно-исторического взгляда разорвана. Между монахами, строящими в эпоху Карла Великого(якобы ок. 800 года) дороги, мосты, акведуки и монахами, варящими пиво, плавящими металл и делающими порох в начале 15 в., - в рамках традиционной истории просто нет связи. Да и не изобретают они в своих монашеских кельях ничего. Типа водяная мельница появляется якобы в Риме века 3-го, а начинает широко применяться века с 11, типа римляне 2000 лет назад и кладку освоили, и бетонные технологии. А монахи только ремонтировали ранее построенное, причем воспроизводя все выверты технологической логики римлян. То римляне выкладывают тяжелейшую(византийскую) кирпичную кладку - невдалеке от тех мест, где находится важнейший источник природного цемента - пуццоланы, то применяют пуццолановый бетон, привезенный от подножия Везувия - для строительства акведука в районе Кельна с помощью технологии опалубочного бетонного литья. Понять мощь технологического взлета, обеспеченного монастырскими общинами - просто невозможно без хотя бы приблизительной расстановки событий уже в новохронологическом виде.

Продемонстрирую это на примере развития технологии строительства. В Италии, Африке, Испании, в Армении - большое количество памятников византийской архитектуры и византийской же технологии. Это - кладка. Невероятно сложная в особенности для арочных и купольных сооружений. Купола без применения какой-либо опалубки, задающей форму, - выкладывались из тонкого кирпича - плинтф. А в самом Риме существует огромный купол Пантеона, отлитый из бетона в сложную опалубку. Из бетона буквально отлиты термы Диоклетиана, элементы Колизея, ряд арок, бетон применен для части акведуков. Более поздняя Византия - ничего подобного не делает. Причем пуццолановый эффект она знает. Толченый кирпич, туф - добавляется в известковый раствор - прибавляет ему прочности и гидравлической стойкости - из-за образования силикатов кальция. В Византии этот эффект применяется. И трудноизготавливаемый кирпич экономят. На простых стенках между линиями плинтф - широкие пространства раствора как раз с указанной добавкой. А вот отливать этот раствор в опалубку Византия не умеет. И Киевская София построена по-византийски. Купол выложен без опалубки из кирпича. А вот уже Новгородская София строится тоже кладкой - но с применением существенно облегчающей труд опалубки. Научились! Опалубку разработать и соорудить - это высокая культура проектирования. Которой к моменту строительства Киевской Софии еще не было.
Но историки объясняют это так. Типа единственное месторождение пуццоланового сырья было около Везувия. Это попросту - слежавшийся вулканический пепел - мелкая пемза. И византийцы просто не могли им пользоваться. Очень хорошо! Но в Равенне в Италии византийцы тоже не пользуются пуццолановым бетоном. Все постройки византийцев после утверждения в Италии - кирпичные. И акведук в Равенне - тоже. Бог с ними, всякого рода базиликами и храмами, - может, им казалось, что недостойное это дело строить такие объекты не из кирпича. Мало ли какие тараканы в голове. Но акведук - чисто функциональное сооружение. Многократное повторение одного и того же типа арки. - Самое место для бетонной технологии. И сырье недалеко. Ан нет!
И в самой Византии - сырье ЕСТЬ! Большой остров Лемнос -на весьма и весьма доступном расстоянии от Константинополя - на севере Эгейского моря - сложен туфом - сырьем для пуццоланы. А в Армении, где прорва византийских построек, - это сырье вообще под ногами. Сейчас Армения - производитель пуццоланового цемента...
И не знает Византия бетонных отливок аж до своего падения в 1453 году.
Бред!

А Европа в 17-18 веке уже вполне знает пуццолановый бетон. Льет из него необходимое. И на рубеже 19 века изобретает менее дефицитный по сырью портландцемент.
Где-то в 16-17 веке про бетон вспомнили. Кто? Отливки из бетона - это сложная работа, требующая большого количества одновременно работающих людей. Рабов нет - те времена остались в якобы полуторатысячелетнем прошлом. Ремесленники, которых надо поштучно со всей Европы собирать? Крупный ремесленный центр Львов в границах 18 века за 5-7 минут насквозь проходится. Города очень малолюдны. Не горожане строят - строят монахи. А уже после ликвидации этого института в протестантских странах - РАБЫ из работных домов, о которых Вы написали. НО... рабы не разрабатывают технологию. Она уже разработана. По восходящей - от кирпича к опалубочной кладке и следующему принципиальному моменту - опалубочной отливке. Тех самых арок для акведуков, например.

И подобные исследования-рассуждения можно проводить для очень многих тем, связанных с технологиями. А приватизация стала интересной тогда, когда все стало ясно и просто. Когда, кроме монахов, технологиями владела уже куча наемных работников этих монастырей. До этого приватизацию проводить было нельзя! Дружины и армии тебе опалубку не разработают, в шахты и рудники не полезут, медь не выплавят.
И вот когда наступает это понимание, - начинаешь искать ответы на возникающие вопросы. И с удивлением обнаруживаешь ровно то, что искал. Я не знал о том, что в протестантизме нет монашества. Вот не знал и все. Но это с необходимостью следовало из построений.

Нравится Вам или не нравится, но мое дело не выигрывать авторитет у читателей. Мое дело - исследовательское. И я Вам только что продемонстрировал: НХ - уже стала мощным инструментом исследования.
Кстати, исследование по вопросам пуццоланового бетона - тоже мое, и тоже выполнено, исходя из НХ-представлений.

А вот если мы пытаемся идти вслед за традиционно-историческими представлениями, мы попадаем в ловушки типа той, в которую попали Вы. Вы приписали английскому народу извечную, природную тягу к грабительству. Только вот к 17 веку эта страна имела и мощный современный флот, и механиков, и ученых. Откуда? - да вот как раз из того, что к 17 веку в ней была очень сильно развитая монастырская экономика. Шахты, рудники, корабли, пивоварни, добыча серебра и т.д. И наличие этой экономической и общественной силы - как раз и обусловили напряженность и длительность борьбы в период революции. В которой половина населения, противостоявшая протестантской этике, - проиграла. То же самое - в Германии. Но Бавария-таки отстояла прежнюю веру. И именно в Баварии в дальнейшем возникла Баварская Социалистическая республика(1919). И в Баварии же родился другой, уже перекошенный социализм, -нацизм.




От K
К Pokrovsky~stanislav (16.06.2006 23:53:33)
Дата 17.06.2006 14:28:30

Re: Станиславу об...

Вас никто не отговаривает пользоваться своей методологией поиска, НХ. Вам объясняют, что
если Вы не пойдете на тактическую хитрость, не представите материал, пусть и в урезанном
виде, отдельно от НХ, то это превращает Вашу борьбу в войну против интересов всех научных
исторических школ одновременно, а это практически нельзя выиграть. Ваших товарищей ничему
не научил предыдущий опыт? Против ваших товарищей выставлена глухая монолитная стена (Вы
всех возможных союзников по конкретным тактическим интересам, которых у ваших не мало,
отогнали на пушечный выстрел, означив их всех будущими банкротами), штурмовать крепостную
стену в лоб имеет смысл, если Вы не заинтересованы в результате. Если заинтересованы во
времени и в минимуме потерь, то нужно сконцентрироваться на отдельных слабых местах
противника, а не валить <стену вообще>, всю, целиком. Это законы войны, поймите это, это
единственный метод проведения атак против сильного противника - сконцентрироваться на
узком участке.

Вы же видите, какие бредовые объяснения совсем недавним историческим фактам придают
сегодняшние генералы науки? Им ничто не мешает нести бред до бесконечности и по поводу
старины. Даже трактовка самого незначительного исторического события может поставить на
уши всю историческую братву (политиков, военных и т.д.), например, что же было на самом
деле, когда бравый американский кавалеристский полк поскакал, гнусно драпали от индейцев
или героически погибли в неравной схватке. А Вы беретесь за объяснения такой
принципиальной фигуры как Иван Грозный. Да Вам в жизнь не победить, ведя атаку в лоб,
столь огромные интересы сконцентрированы за этим вопросом. Данко должен умереть!

Короче, опыт учит, что он ничему не учит. Ваши идеи победят после вашей смерти, и на ваших
надгробиях победители напишут - <уже они высказывали в чем-то схожие идеи, но они так и не
смогли преодолеть стереотипы своего времени>. А может и надгробий не будет - <народу не
нужны не здоровые сенсации, народу нужны здоровые сенсации>.



От Pokrovsky~stanislav
К K (17.06.2006 14:28:30)
Дата 17.06.2006 16:19:00

Re: Станиславу об...

Спасибо... Евгений(?)!

На самом деле писанину я продолжаю. Дискуссию перенес в отдельную тему.
Сегодня ночью ответил на три вопроса. Наиболее, на мой взгляд, существенная:
http://civ.icelord.net/read.php?f=3&i=96156&t=96133#reply_96156

***************************************
Конкретно по сказанному Вами.

Я сам воспитан в современном мире. В котором надо руководствоваться в первую очередь эффективностью и практичностью. Форма цвета хаки(грязи), на которую перешли английские войска в англо-бурской войне, была по тем временам чуть ли не пощечиной - трусость. боязнь смерти, - но она резко снизила потери.

Я - предприниматель. Хозяин, главный специалист и директор небольшого предприятия, работающего в области производственных услуг: лазерная резка, изготовление высечных штампов, изготовление клише для тиснения фольгой, высечка упаковки и пр., тиснение... - Сложный многопрофильный комплекс. Который время от времени остается без работы, который сталкивается с проблемой повышения ставок арендной платы и пр. проблемами. разумеется, я постоянно лавирую. НО... рекламу СПС я отказываюсь делать, с задачами изготовления упаковки и всякого рода акцизных марок на поддельную продукцию, с рекламками гей-клубов - мои заказчики ко мне давно не обращаются - знают: с лестницы спущу. И Вы знаете, - НИЧЕГО. Живу. Иногда тяжело - на грани существования предприятия. Заказчики в связи с такого рода работами находят альтернативу, туда же уходят потом и нормальные заказы. Но... - моя совесть чиста. Я не могу их остановить, но я хотя бы не стал инструментом в их руках. И обозначил свое ФИ в их адрес. Ради которого пренебрег совершенно жизненной проблемой зарабатывания денег.

В принципе я ровно то же самое мог бы сделать в отношении текстов. Типа: вы(собирательный образ, а не Вы) против НХ, - и хрен бы с вами.

Но есть - гораздо лучший вариант. Если Вы находите материал в чем-то ценным( я, кстати, в состоянии оценить свои находки - безусловно ценные!), - то могу предложить простоь сотрудничество. Мы пишем вместе. Я работаю и выдаю информацию, сообразуясь со своими тараканами в голове. Вы - преобразуете ее в удобоваримый для читателей вид. По каким-то вопросам спорим, исправляем мои недоработки или наоборот - разбираемся с Вашим недопониманием чего-то, связанных с расхождением представлений да и просто ошибками. И получается материал, не вызывающий протеста у читателя.

Я к такому стилю работы - отношусь с удовольствием. Делиться авторством - мне абсолютно не жалко. Если бы дело касалось каких-то практических заказных разработок, то там бы возникал вопрос коректности соавторства. Здесь - строго наоборот. Здесь соавтор - это соратник. И слава богу, что он есть. И даже не в том дело, что "сочтемся славою, ведь мы свои же люди. Пускай нам общим памятником будет...". Дело - в принципе: мы сейчас вышли на глубочайшие нравственныек и теоретические проблемы не то, что России, а - мира. Вы уже увидели, что сюда подцепляются и иезуиты, и Вольтер, и римское право. На очереди - Монтескье. Причем естественным образом!

Проблема важнее очень многих сиюминутных вещей. Ну так и - ну их к лешему! Готов работать совместно. А о памятниках и славе - забыть ввиду ненадобности и суетности...

Как Вам такой подход?





От K
К Pokrovsky~stanislav (17.06.2006 16:19:00)
Дата 17.06.2006 22:42:51

Re: Станиславу об...

> Я работаю и выдаю информацию, сообразуясь со своими тараканами в голове. Вы -
> преобразуете ее в удобоваримый для читателей вид.

Мне бы свое написать, найти время, а то друзья обещают вздернуть - все знает, но молчит,
гад. Единственное, что обещаю - это внимательно прочитывать, так как действительно
интересно, и публиковать на Кризисе. Думаю, главный быдловед эпохи Скептик так же не
откажется публиковать на Контр-ТВ. Итого 6,5-7 тысяч читателей для Вашей статьи на
сегодняшний день будет обеспечено.