От Мак Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 02.06.2006 20:58:51 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Чем же интересен Вадим Кожинов? (Правда)

Чем же интересен Вадим Кожинов?

В городе Армавире прошла пятая Международная научно-практическая конференция “Наследие В.В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии в изменяющейся России”. Ее называют также “Кожиновскими чтениями” — в честь выдающегося русского мыслителя, памяти которого она и посвящена.

ПЯТАЯ — значит, уже юбилейная. А первая такая конференция была проведена в том же году, когда Вадима Валериановича не стало, — в 2001-м, вскоре после его ухода. И с тех пор проводится ежегодно, собирая ученых, писателей, журналистов не только из нашей страны, но и, как говорится, из дальнего и ближнего зарубежья.

Инициатор и главный “мотор” этого важного дела — заведующий кафедрой литературы Армавирского государственного педагогического университета Юрий Михайлович Павлов. Он доктор филологических наук, и кафедра, возглавляемая им, принадлежит филологическому факультету АГПУ. Однако, начиная проведение международных “Кожиновских чтений”, Ю.М. Павлов отдавал себе отчет, что тематика трудов В.В. Кожинова выходит далеко за рамки филологической науки.

Конечно, его работы о Тютчеве и Николае Рубцове, такие книги, как “Происхождение романа” и “Как пишут стихи”, да и многие другие стали классикой отечественного литературоведения. Но Кожинов пошел дальше. Ему хотелось, кроме литературы и в органической связи с русской литературой, как можно глубже проникнуть в историю родной страны, постичь ее загадки и тайны, выявить признаки и особенности ее своеобразия, неповторимости, самобытности. И вот из-под пера талантливого литературоведа и литературного критика, тогда уже очень известного, начинают появляться работы, которые по широте охвата исторического времени и проблем, в них исследуемых, значительно превосходят всё написанное им ранее.

Кожиновская “История Руси и русского Слова” устремилась к самым истокам народа нашего, его словесности и его государственности. Книга “Победы и беды России” имела подзаголовок “Русская культура как порождение истории”. А капитальный двухтомный труд “Россия. Век ХХ” исследовал важнейшие, узловые моменты бытия нашей страны в минувшем столетии, главным из которых стала, конечно, Революция.

Кожинов, как и Тютчев, писал это слово с большой буквы, подчеркивая, наверное, масштаб явления. Он не умалял и трагического характера этого явления, но резко выступил, особенно в упомянутом двухтомнике и других трудах последнего пятнадцатилетия свой жизни, против “отрицания” Октябрьской революции, огульного очернения всего, что в стране делалось после нее. Пройденный им путь осмысления величайших событий ХХ века был весьма непростым, но тем более интересен и дорог нам результат.

Вот кожиновская исповедь из заключительной части книги “Россия. Век ХХ”: “Признаюсь со всей определенностью, что в свое время и сам я безоговорочно “отрицал” всё то, что совершалось в России с 1917 года. Но это было около четырех десятилетий назад — как раз в “разгар” хрущевского правления, а к середине 1960-х годов сравнительно краткий период моего радикальнейшего “диссидентства” уже закончился, и я более трезво и взвешенно судил об истории Революции. И к рубежу 1980—1990-х годов, когда всё нараставшее множество авторов с нараставшей яростью начало проклинать Революцию, я воспринял это как совершенно поверхностную и пустопорожнюю риторику”.

Есть там же у Вадима Валериановича и еще одно характерное признание, еще один кардинальный вывод, вылившийся в совершенно чеканную формулу: “Революция так или иначе была “делом” России в целом (что показано в первом томе этого сочинения), и потому проклинать ее — значит в конечном счете проклинать свою страну вообще. Впрочем, многие вполне откровенно так и делают,— вот, мол, проклятая страна, где оказалось возможным нечто подобное; достаточно часто при этом с легкостью переходят к обличению и других эпох истории России или ее истории вообще”.

Вы чувствуете, насколько всё это актуально сегодня, когда нашествие на нашу страну (в том числе через яростное “обличение” нашей Революции, нашей Великой Отечественной войны, нашего мирного строительства в советское время, нашей советской внешней политики и т.д.) идет и извне, и изнутри? “Обличения” со стороны какой-нибудь латышской Фрейберги вполне созвучны “обличениям” доморощенной Хакамады и ей подобных. Но еще хуже, когда им в унисон звучат и голоса так называемых белых патриотов, а тем более — голос самой власти. Это делает страну беззащитной перед обвинениями, которые, по Кожинову, не имеют ни исторической, ни логической, ни нравственной основы.

И этой теме я в основном посвятил свой доклад на конференции в Армавире. Тем более что Вадим Валерианович Кожинов в течение почти десяти последних своих лет был постоянным автором “Правды”. На страницах нашей газеты опубликован целый ряд бесед с ним, где он размышлял о многих актуальнейших проблемах истории и современной нашей жизни: “Может ли Россия жить без идеи?”, “Это бесплодное дело — пытаться перечеркнуть историю”, “Патриотическая идея социализму не противостоит”, “Кто и почему нагнетает тему антисемитизма?”, “Сталин, Гитлер и союзники”, “Поможет ли нашей Родине чувство достоинства?” и другие.

Отмечу, что именно в “Правде” было опубликовано в январе 2001 года и последнее прижизненное слово Вадима Кожинова, ставшее по сути его завещанием. Речь в нем — о самом главном: что век грядущий нам готовит? “Если говорить о грядущем веке,— сказал Вадим Валерианович, отвечая на вопрос редакции в связи со вступлением в новое столетие и тысячелетие,— наша жизнь зависит прежде всего от того, будет ли коренным образом изменен курс, которым страна следовала в течение последнего десятилетия”.

Сказал фактически то же самое, что говорит и за что борется все эти годы КПРФ. Он был и доверенным лицом лидера КПРФ на президентских выборах, активно поддерживал нашу партию на выборах парламентских, находя в ее программе много того, с чем был согласен.

Международная кожиновская конференция в Армавире, отметившая свое пятилетие и регулярно издающая свои труды, сосредоточивалась до сих пор все-таки в основном на филологическом наследии замечательного нашего соотечественника. В этот раз с ее трибуны более широко прозвучали и доклады, говорившие о Кожинове как историке, социологе, политике. Кроме собственного выступления, могу назвать доклады руководителя пресс-центра Союза писателей России А.Б. Дорина “В. Кожинов — мыслитель и политик”, первого секретаря Краснодарского крайкома КПРФ, кандидата философских наук Н.И. Осадчего “Политические и духовные основы демографической проблемы”, редактора отдела публицистики журнала “Наш современник”, кандидата исторических наук А.Ю. Кожевникова “Проблема внешнеполитической стратегии послевоенного СССР в книге В.В. Кожинова “Россия. Век ХХ”.

Начало положено, и начало, думается, важное, чрезвычайно злободневное и нужное. Остается пожелать продолжения исследований в этом русле. Пусть только они будут как можно более добросовестными и глубокими.

Виктор КОЖЕМЯКО.

(Спец. корр. “Правды”).

г. Армавир,

Краснодарский край.

Правда № 56 1 июня 2006
http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda056.html#Чем%20же%20интересен%20Вадим