|
От
|
Владимир К.
|
|
К
|
IGA
|
|
Дата
|
28.03.2006 05:41:53
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
СГ, например, определяет понятие "идеология" совершенно конкретно.
С.Г. Кара-Мурза "Идеология - и мать её наука".
Глава 1. Наука и идеология
Введение
+++
...
Современное западное общество возникло как единое целое, и одним из столпов,
на которых оно стояло, был новый тип знания, познания и мышления - наука .
Можно также сказать, что наука была одной из ипостасей этого общества, так
как она "пропитывала" все его поры. Но для нашей темы важна одна сторона
дела: наука заменила церковь как высший авторитет, легитимирующий,
освящающий и политический строй, и социальный порядок. Таким образом, наука
стала инструментом господства. Каким же способом власть использовала и
использует науку в этих целях?
Вместе с наукой, как ее "сестра" и как продукт буржуазного общества,
воз-ник-ла _идеология_. Она быстро стала пара-зи-тировать на науке. Как
отмечает видный философ науки, "большинство современных идеологий, независи
мо от их происхождения, утверждают, что основываются на науке или даже что
составляют базу самой науки. Таким образом они стремятся обеспечить себе
легитимацию наукой>. Наука заняла место, ранее принадлежавшее божественному
откровению или разуму". Вспомним слова философа Научной революции Бэкона:
"Знание - сила" (или, точнее, "знание - власть"). Одна из составляющих этой
силы (власти) - авторитет тех, кто владеет знанием. Ученые обладают такой же
силой, как жрецы в Древнем Египте. Власть, привлекающая к себе эту силу,
обретает важное средство господства. Как отмечал К. Ясперс, "если
ис-чер-пы-вающие сведения вна-чале да-ва-ли людям освобо ж дение, то те-перь
это обратилось в гос-подство над людьми".
...
+++
Так что применять понятие "идеология" к проявлениям религии - неправомерно.