От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Artur
Дата 21.01.2008 04:35:47 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Re: Технократическая утопия

Если уж говорить на эту тему, то было бы чертовски полезно вспомнить и такое суждение.

Каждая религия в момент своего возникновения концентрирует в себе все самое передовое, что есть у человечества или его части - в смысле развития мировоззрения.

При такой постановке вопроса религиозность революций оказывается естественной. Новое учение или качественно новый вариант существовашего учения - раскрывает людям глаза на содержание давно созревших и гнетущих их противоречий и на возможные пути их преодоления.

К рубежу 19-20 века в сознании европейцев и образованного класса России безраздельно господствовала религия марксизма. Религия поклонения объективным законам природы, общества, которые существуют независимо от человека. А успешность человека и общества зависят от степени познания ими Бога - этих самых объективных законов. Если человек или общественная группа строят свою деятельность, сообразуясь с действием этих объективных законов, то они приходят ему на помощь: вращают турбины, вырабатывают электроэнергию, обрушивают скалы, но поддерживают в воздухе самолеты. Поскольку производительная деятельность человека стала существенно коллективной, то результат деятельности стал слишком зависим от общего, коллективного одинакового понимания этих объективных законов. Причем прежде всего - в их самой спорной части - в части законов общественного развития.

Научный атеизм был в сущности средством дискуссии в пользу гуманитарного единомыслия в соответствии с принятой в обществах парадигмой якобы объективных общественных законов - буржуазных или коммунистических, интернационалистских или националистических. Самое важное в религии - ее гуманитарная составляющая, ее служба тем или иным общественным кодексам.
Когда религия стареет и начинает быть тормозом, ее гуманитарная физиономия становится весьма неприглядной. И она ее тщательно скрывает.

И именно поэтому сама назначает дискуссионное поле - вдали от проблем общественного устройства - в области проявления божественных сил, например. Соответственно научный атеизм религии марксизма, божественных объективных законов, будучи инструментом молодой, не искушенной в теософских драках церкви(науки), - шел на поводу противника. и принимал бой там, где победа выглядела легкой и непринужденной - подумаешь, объяснить с естественно-научной точки зрения молнию, радугу, гало... Но на самом деле при этом оказывался отвлечен на фланги. Побеждал пустоту, а души людские он не затрагивал. И в конечном итоге, срубив листву, оказался перед невидимым для него и неосязаемым стволом религиозности - перед проблемой взаимодействия личности с Богом. Отказ от личности, приемлемый в эпоху войн и революций, подчинение собственной личности тем или иным интересам государства, классовой справедливости, демократии - это всего лишь современная форма манихейства. Толкающая на самопожертвование, но не отвечающая на вопросы, а как жить-то.

Без ответа на этот вопрос в рамках современной религии объективных законов научный атеизм стал - бессмыслицей. Ритуалом тыканья шпагой в пустоту, в которой некого и нечего поражать.

Проблема науки, как Церкви современного атеистического общества в том, что она должна так или иначе впустить в свой храм - в теорию,- человеческое Я и его интимное общение с богом науки - теми самыми объективными законами. Если она не сумеетс найти для этого красивое, понятное народу решение, то ей не останется ничего, кроме как отдать сами объективные законы в руки Творцу в том или ином обличье.

Современная наука узких специалистов, решающих малые задачи, - категорически не способна мыслить универсалиями высокого порядка. И поэтому она обречена уступить позиции христианской церкви, имеющей решения для объяснения интимной части отношений человека и Бога. Но в отношениях с объективными законами, существование которых для современного человека несомненно и является залогом успешности практики, Церковь остается на давно битых позициях.

Так что перспективы на ближайшее будущее весьма пессимистические - эклектика научного видения мира в обнимку с христианской догматикой взаимоотношений человека и Бога. С какой стороны ни посмотри. Этопроблема и науки, но это же и проблема Церкви.
Тактический выигрыш битвы за школу - несет Церкви проблему массового спроса на новую ересь, способную примирить научное и христианское начала единой непротиворечивой конструкции. Абсолютному большинству народа проблема противоречивости представляется надуманной - пока не начинают появляться сами ереси. Как продукт умственных усилий немногих, для которых противоречие невыносимо. Но момент, когда решение будет найдено - ознаменует рождение новой религии - нового передового общественного мировоззрения, с высоты которого современное состояние станет категорически невыносимым аморальным и алогичным бредом.

И произойдет это именно в России. Поскольку синтез предполагает высочайший уровень концептуального теоретического мышления как в сфере теософии, так и в сфере естественных наук. Где нет большой и глубокой фундаментальной науки - опираться-то не на что. А высокоразвитые технологически науки США, Европы, Японии - ничтожно слабы мировоззренчески.