От Pout Ответить на сообщение
К Yuriy Ответить по почте
Дата 25.02.2003 20:03:09 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Манипуляция; Культура; Версия для печати

Это верная и достаточно ясная идея


Yuriy сообщил в новостях
следующее:87577@kmf...
> "Красные -- их хочется одновременно застрелить и обнять"
> А.Г. Дугин
>
дугин набивался всем во всех возможных комбинациях.
> Цитирую: "Писатели вовлекают нас в духовные эксперименты, сокращая нам
опыты быстротекущей жизни. Без этого не обойтись, и эксперименты эти
остры и опасны. Сатанизм М.Булгакова вошел в наш духовный рацион, его не
выплюнуть. Но к беде ведет не само художественное возвеличение дьявола,
а мягкое подталкивание читателя к мысли, что в этом - истина . Не яд,
выработанный больной душой изверившегося писателя, который дается нам
как соблазн и лекарство, а именно истина. Кто же подталкивает?
Заинтересованные идеологи и, из лучших побуждений, ныне живущие любимые
писатели. Этот хор в течение двух десятилетий так и представлял нам
романы М.Булгакова. Результат известен: большинство читающей публики
восприняло важные идеи этих романов как духовные заветы, которым надо
следовать. Как идеи Добра.

Все так. Там основополагающая инверсия и смешение двух якобы равных
начал, Добра и Зла. Эта пагубная ересь давно известна на Руси -
павликанство например, 17век.
Насчет отношений (договоров) человека с дьяволом есть также русская
традиция,отраженная в фольклорной и околофольклорной литературе. В
отличие от запада, в нашей литературе этот сюжет развернут иначе,хотя
известен с 12 века. Был особенно популярен в смутное время(17век).
Раскаянье вступившего в сношения с дьяволом героя и обращение к помощи в
спасении его души к высшим силам добра -святым,Богродице -составялет
основной их смысл, а назидательная концовка занимала большую часть.
Амбивалентности в отношении к богу и дьяволу нет и быть не могло. В
западной традиции - легенда о Фаусте напр., и в народной традиции тоже -
было.

исследование по теме (цитировано выше)
О.Д.Журавель. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской
литературе. Сибирское отделение РАН. Новосибирск, 1996 . 235стр

> С большой художественной силой писатель узаконил вожделения, которых
раньше стыдились. Женщина теперь может мечтать: встретиться бы с
дьяволом, слетать на метле на шабаш, поработать там для него вечерок - и
получить желаемое. А интеллектуал, считающий себя, конечно же, Мастером,
мечтает получить вечный и вполне материальный комфорт: хороший каменный
дом подальше от <этой страны>, бесплатного слугу (который, судя по
всему, не ворует) и любящую женщину под боком.

>
> Жаль, что автор не проанализировал "Мастера и Маргариту" более
подробно. Возможно, это произойдёт в этой ветке. Остаётся неясным
следующее: как можно, серьёзно выступая против манипуляции и делая её
детальный анализ, опускаться до такого поверхностного, манипулятивного
"подгона" произведения под свою концепцую?

Вы не квакайте не зная предмета-то. Изыскания книжников на строне СГКМ,
относящего МиМ к "сатанистской" теденции, разрушительной в основе по
идеям,несвойственным русской традиции. Огрубленно, конечно. Но дело-то в
том,
что по в СССР большинство (особенно интеллигенции) знало что-то и Боге,
Сатане, об истории взаимоотношений людей с каждым из них из романа
М.А.Булгакова
"Мастер и Маргарита". То есть историческая реальность была такова,
что представление многих об отношениях людей с
носителями(персонификациями) Добра и Зла(богом и Сатаной. Да хоть
вообще, "началами", Ормуздом и Ариманом) сформированы и формировались
именно под воздействием этого романа, на основе чего каждый осознанно
или бессознательно выбирает, с кем из двух
он предпочитает быть в ладу. Это не касаясь конкретики, талантливых и
изощренных описаний романа, скрытых смыслов (Мастер -это тоже кодовое
имя сатаны, в традиции), и пр.и др. За этим - к литературоведам,они
разъяснят, если вам не понятно, к кому и к чему автор романа вызывает
симпатии и приязнь, и какие силы такие ходы будят в душе незрелого
человека