От И.Л.П. Ответить на сообщение
К Иванов (А. Гуревич)
Дата 27.01.2006 19:08:00 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Версия для печати

Re: Как раз повышение цен и создает ажиотаж

>Доказательства того, что "только небольшую часть населения" можно снабжать, например, стиральным порошком без очередей (за счет повышения цены на 30-50%, так, чтобы не было ажиотажа и не хватали по 50 пачек в запас) - я не вижу.

Почему именно на 30-50%? В СССР продавались разные порошки и цена была разная (если не изменяет память, примерно от 30-40 коп. до 1 руб. за стандартную пачку, но могу и ошибаться). Страх перед удорожанием как раз и является одним из факторов ажиотажа. Кстати, в стабильный период стиральный порошок не был дефицитным товаром, и спрос на него удовлетворялся. А в нестабильный (перестройка) пропали все порошки, как дешевые, так и дорогие.

Дефицит, вообще говоря, возникал не из-за низких цен. Эта проблема возникла уже в перестройку, когда у части (небольшой части) населения появились сверхдоходы, по сравнению с которыми государственные цены стали казаться "смешными". У рядовой советской семьи было не так уж много свободных средств, чтобы что-то скупать про запас (а то и совсем не было). Как Вы понимаете, такие вещи как ювелирные украшения (они тоже превратились в дефицит) и т.п. скупили отнюдь не рядовые граждане. На продукты питания цены действительно были низкими, и их (кроме деликатесов) почти каждый мог бы купить много. Пожалуй, только в этом сегменте и действовал ценовой фактор как фактор дефицита, но "цена на хлеб - вопрос политический" (и на водку, увы, тоже).

Причина дефицита в недостатках организации торговли, слабости инфраструктуры (транспорт, склады, переработка) и (возможно, главный фактор) формировании торговой мафии и теневой экономики в целом. В перестройку этот сектор "вышел из тени" и стал главным, устроив разгром экономике легальной.