От C.КАРА-МУРЗА Ответить на сообщение
К All
Дата 06.04.2005 17:33:09 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Версия для печати

В пресс-центре «Комсомольской правды» была пресс-конференция по миграции

Кусочек (очень сокращенно) выложен на сайте «Комсомолки»:

Миграция в России - беда или решение проблемы нехватки трудовых ресурсов? На этот и другие вопросы журналистов российских СМИ в редакции «Комсомолки» ответили член Комитета Госдумы по безопасности Отари АРШБА, начальник паспортно-визового Управления ГУВД Москвы Алексей МИКУЛЕНКО, начальник Миграционной службы ГУВД Москвы Анатолий БАТУРКИН и политолог Сергей КАРА-МУРЗА.

Нужна ли России миграция?

Отари Аршба:

- В условиях демографического кризиса, убыли населения и дефицита трудовых ресурсов миграция должна стать частью кадровой политики нашей страны. Речь идет о простых вещах: будет ли миграция легальной и контролируемой либо она будет подпольной и криминальной? Необходимость в миграции трудовых ресурсов в стране очевидна. Просто приведу цифры.

В России около 40 миллионов пенсионеров. Средний возраст работающих приближается к 35 годам, а последний пик рождаемости у нас был в 1987 году. Кем мы заменим тех, кто уходит на заслуженный отдых? Поэтому я уверен: России надо вести систематическую работу по привлечению из стран СНГ талантливой молодежи в наши вузы с предоставлением российского гражданства, легализовать иммигрантов, практически живущих в России, интегрировать их в российское общество. Нам не хватает не просто рабочих рук, а квалифицированных рабочих рук.

Так, например, мы приняли Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Уже образовано 24,4 тысячи муниципальных образований вместо прежних 11,5 тысячи. По подсчетам Министерства регионального развития, это потребует около полумиллиона муниципальных служащих. Где взять столько профессионалов?

А ведь ничего зазорного нет в том, чтобы привлекать наемных менеджеров из-за границы.

Поэтому надо сделать все, чтобы упростить систему миграции на базе основного баланса - баланса бизнес-интереса, баланса правоохранительных органов, баланса местных властей, баланса интересов мигрантов. Еще раз повторю: главный тезис заключается в том, что у трудовой миграции альтернативы нет.

Сергей Кара-Мурза:

- Как я понимаю, в нашем политическом правящем слое пока идет борьба двух доктрин. Первая: мы завершаем демонтаж страны как державы. В ней образуются островки-анклавы более-менее благополучной жизни, они превращаются в цитадель, отделенную от периферии, от той части страны, которая будет давать мигрантов для восполнения недостающей рабочей силы.

Вторая: восстановление страны так, чтобы ее миграция была миграцией равноправных граждан и полноправных граждан страны.

Пока что преобладает именно первая доктрина: страна превращается в небольшие анклавы благополучия в крупных центрах с архаизацией и упадком всех сторон цивилизации на периферии. В том числе наших этнических окраин и в республиках бывшего Советского Союза. Я считаю, что эта доктрина катастрофическая. Такой России построить не удастся. Все равно мы пройдем срез катастрофы на этом пути, а потом будем уже с гораздо худших, чем теперь, позиций восстанавливать свою страну как единое целое.

Отари Аршба:

- Действительно, сегодня на территории Сибири и за Уралом осталось менее 20 миллионов жителей. Все по той же причине, о которой говорил сейчас Сергей Георгиевич: возникают некие островки, куда подтягиваются люди, а целые территории оголяются. Здесь нельзя дать директиву: все бегом в Сибирь! Просто надо вспомнить о тех 12 миллионах бывших советских граждан, проживающих на территориях бывших союзных республик. Надо обеспечить им возможность приехать и получить работу в Сибири. Это единственно возможный и более-менее безболезненный на сегодняшний день приток. Нет проблем ментальности, психологической совместимости, языкового барьера, культурологического шока и т. д. Я полагаю, что пришло время столыпиных, пришло время, когда Сибирь можно объявить Израилем 49-го года и обратиться ко всем, чтобы люди приезжали на нашу землю обетованную, то бишь в Сибирь, чтобы она не превратилась в потерянную землю Санникова.

И законодатель в первую очередь должен сделать все, чтобы этот миграционно-трудовой переход обеспечить. А правоохранители будут выполнять, если таковая программа будет принята и на то будет разрешение страны.

Анатолий Батуркин:

- 50 процентов всех иностранцев, приезжающих в Россию, принимает московское управление, 25 процентов - Московская область, остальные приходятся на другие наши регионы.

Сегодня у нас в Москве незаконно трудятся порядка миллиона человек, а ежегодно получают разрешение, на законных основаниях трудятся порядка 100 тысяч. Подсчитайте, какой убыток несет сегодня наш бюджет, если оформление каждого гражданина на работу стоит 4 тысячи рублей. И сколько налогов недополучает казна, если учесть, что в год каждый иностранец в среднем зарабатывает порядка 2,5 тысячи долларов.

Отари Аршба:

- Мы все уже подошли к мысли о том, чтобы реализовать концепцию миграционной политики и на ее базе разрабатывать специальные законы, каждодневно нужные тому самому мигранту. Проблема в том, что зачастую вопросы миграции вызывают болезненную общественную реакцию. Я хочу сказать, что те, кто торгует чем-то на базаре, далеко еще не вся миграция. И не надо ее так однобоко представлять. Сейчас надо думать о другом: о том, что наша страна столкнулась с проблемой отсутствия трудовых ресурсов. И мы никакого ВВП завтра не удвоим, если не приступим к решению этой проблемы через контролируемые миграционные процессы.

Концепция в силу вступила уже давно. Весь вопрос в том, когда она реализуется в конкретных законодательных актах. Это долгий процесс. Лучше не торопясь создать качественный продукт, чем выдать «сырец», от которого опять-таки будут плакать те же самые иммигранты.

Если начнется массовый приток иммигрантов в Сибирь, то соседям-китайцам для ее заселения понадобится несколько летѕ Не создаст ли это политических проблем внутри региона?

Отари Аршба:

- Ничего страшного не произойдет. Если они станут гражданами России, значит, они будут жить и работать по законам России. Китайцы и японцы, которые заполонили всю Америку, не свернули небоскребы в трубочку, не положили под мышку и не увезли к себе в Азию. Хотя в процентном отношении так называемых чиканос и латинос в Америке гораздо больше, чем представителей англо-саксонской нации.

И я перед вами сижу - не совсем русский, скажем так. Я честно отработал на Россию и с большим удовольствием буду еще работать. Потому что это моя страна, хотя я сюда и приехал 33 года назад.

Бояться никого не следует. Надо издать нормальные законы и сделать процесс поэтапным: один китаец стал российским гражданином, потом следующий и т. д. А «волны» - это как раз то, против чего мы все тут выступаем. Если вдруг массовый, неконтролируемый поток мигрантов хлынет в Сибирь или в любой другой регион России, то тогда нас действительно может «затопить». И тогда мифическая угроза станет реальной.

Алексей Микуленко:

- Угроза кроется как раз в подпольном характере миграции. Приведу цифры. За январь и февраль этого года за нарушение правил пребывания привлечены к административной ответственности 70 821 человек, в том числе 40 645 человек - иностранные граждане и 27 517 человек - граждане РФ. Выдворены за пределы РФ 4344 иностранных гражданина и лица без гражданства и 611 человек выдворены под конвоем, по решению суда. За это время зарегистрировано 5251 преступление, совершенное нежителями Москвы. Это составляет 38,9% от общего количества преступлений. Чаще других совершали преступления граждане Узбекистана, Украины, Таджикистана и Молдавии.

Что нужно сделать, чтобы миграционные процессы повернули в цивилизованное русло?

Отари Аршба:

- Для начала - реализовать идею создания российской международной биржи труда, которая могла бы на начальном этапе провести хотя бы аудит нужных профессий. Нельзя сейчас требовать от нас немедленного решения всех проблем. Само то, что мы сегодня собрались и обозначаем эту тему, говорит о том, что этот вопрос наболел. Но давайте мы все-таки признаем, что страна на марше и мы что-то пытаемся сделать. Наше единодушие в том, что мы осознаем эту проблему и пытаемся ее решить.