От Ким
К All
Дата 22.10.2003 00:32:17
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Культура;

Обращение к коммунистам

ОБРАЩЕНИЕ К КОММУНИСТАМ

Уважаемые товарищи!

Двенадцать лет прошла я с вами плечо в плечо с красным знаменем Христа Спасителя, с ним стояла на вахте у музея и Мавзолея Владимира Ильича Ленина.
Красное знамя Христа освящало ваш крестный путь в сентябре-октябре 1993-го, развевалось на баррикадах у стадиона "Красная Пресня". Мы вместе стояли насмерть 13 дней и выходили вечером 4 Октября из горящего Дома Советов. При этом мне
приходилось выслушивать вашу атеистическую пропаганду и выносить нападки некоторых из вас за то, что учение коммунизма для меня начинается не с Маркса, а с Христа; кто-то недавно назвал меня даже "пособником классового врага". На подобные слова стараюсь реагировать спокойно, ибо знаю проблемы христианства и
марксизма-ленинизма. Знаю, что мне приходится претерпевать за всех и за все: за самого Господа Бога с Его скрытой премудростью и тайной беззакония, за ложь
лжеапостолов и заблуждения церквей, за догматизм богословов, ошибки Гегеля,
противоречия марксизма-ленинизма, за невежество, догматизм и верхоглядство самих
нападающих. Но я верю, что мы также вместе с вами успешно разрешим все проблемы
и стремительно пойдем вперед, к победе коммунизма. Сейчас же пришла пора обсудить наболевшие вопросы.

Часто мне приходится слышать не только от молодых, но и от старых коммунистов: уйдите с хоругвью, мы атеисты.

Все это очень показательно, и говорит о том, что большинство коммунистов не знают домарксистской истории коммунистического движения. Они не знают, что идейный источник научного коммунизма, т. н. утопический социализм берет свое
начало от первой христианской коммуны, что Энгельс называл первых христиан социалистами и революционной партией переворота. Он писал, что социализм прежде существовал и даже достиг своего господства в лице христианства, но потом
христианство подверглось перерождению. Энгельс также указывал на связь, идущую
через все средневековье, между первоначальным христианством, массовыми религиозными движениями народной Реформации и рабочим коммунистическим
движением, уже с красным знаменем в руках. Он говорил, что пролетарские требования равенства вытекают из христианских требований равенства. Добавлю:
более того, сам марксистский "Союз коммунистов" образовался в Германии из
христианского "Союза справедливых", идеологом которого был проповедник
раннехристианского коммунизма В. Вейтлинг, организатор и агитатор рабочих.

Ленин также отмечал, что первоначальный социализм был утопическим социализмом,
что классовая борьба вначале велась под знаком религии.

Но обо всем этом, судя по всему, не говорят на партийных семинарах. Христианские
истоки марксизма-ленинизма по-прежнему замалчиваются, иначе коммунисты не чурались бы знамени Христа.

О причинах умолчания догадаться нетрудно. Ведь всем известна формула Маркса: религия есть опиум народов. Повторенная Лениным, эта краткая формула
запоминается легче всего и представляется большинству коммунистов абсолютной
истиной. Но всякий, кто исследует учение марксизма-ленинизма о религии, не может
не заметить, что оно диалектично, противоречиво, а противоречия есть залог и
условие развития всякого живого учения. Так, Маркс и Энгельс, называя христианство "сущностью религии", "религией как таковой", определив его бога как
"еврейского, исключительно национального бога Яхве", отвергли это христианство
как "специфическую религию капитала", "религию частной собственности". Но при
этом они признавали правоту первоначального христианства и революционного течения христианского коммунизма. В эпоху Реформации в Европе прокатилась волна массовых народных выступлений с требованиями возврата к первоначальному христианству. Энгельс называл Крестьянскую войну в Германии под руководством богослова Т. Мюнцера с требованиями установления Царства Божьего на земле "самой величественной революционной попыткой немецкого народа", самого Мюнцера - "пророком революции", а его программу - "гениальным предвосхищением условий
освобождения едва начавших тогда развиваться: пролетарских элементов".

Но при всем этом Маркс, Энгельс и их последователи, говоря, что христианство и социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты,утверждали, что христиане хотят осуществить его не на земле, а в мире потустороннем после смерти, на небе.

В этих словах надо основательно разобраться, ибо здесь и скрывается корень всех
противоречий и бед. Здесь основоположники марксизма смешали воедино правду
первоначального христианства и ложь позднейшего христианства. Ведь первая христианская коммуна, которая явилась образцом Царства Божьего, была основана Апостолами в Иерусалиме, реально существовала на земле, а не в потустороннем мире. Но беда в том, что уже в 3-м веке появилось лжеучение церкви,
утверждающее, что справедливое общество, без богатых и бедных, на земле создать невозможно. Его надо искать не на земле, а дожидаться за гробом в терпении и смирении, а все царившие в то время эксплуататорские порядки установлены Богом и должны оставаться неизменными, ветхий Моисеев закон дан на вечные времена и т.д.

Это лжехристианство и стало господствующим в мире. И именно к нему надо относить
слова Маркса и Энгельса: "Социальные принципы христианства переносят на небо:
компенсацию за все испытанные мерзости, оправдывая тем самым дальнейшее существование этих мерзостей на земле". Именно ко лжехристианству надо относить
известные слова Маркса: "Религия есть опиум народов. Упразднение религии как
иллюзорного счастья народа есть требование его настоящего счастья". Именно это
господствующее лжехристианство критиковали большевики во главе с Лениным: "Религия есть один из видов духовного гнета: Религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду: Современный сознательный
рабочий: предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе лучшую жизнь здесь, на земле. Современный пролетариат становится на сторону
социализма, который: освобождает рабочего от веры в загробную жизнь тем, что
сплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь: Единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле гораздо важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе".

Живое учение Евангелия о возрастании, или эволюции ветхого человека в нового,
совершенного человека церковные лжеучителя очень скоро превратили в учение
противодействия эволюции, парализующее стремление к преобразованию мира. Их
лжеучение так и называется: догматическое богословие. Но что иное, как не эволюцию, означают слова Евангелия: отложите прежний образ жизни ветхого человека, обновитесь духом ума вашего и возрастайте в нового человека, мужа
совершенного, в полную меру возраста Христова. И если приложить диалектический
метод к учению Евангелия, то оно перестанет казаться сплошной догмой из противоречий, а будет учением постепенного совершенствования, или эволюции человечества, где каждой ступени соответствуют свои заповеди. В Евангелии есть
заповеди ветхим людям, стоящим на низших ступенях эволюции духа и только начинающим свое восхождение. Есть заповеди, данные на переходный период от
ветхого мира к новому. И есть заповеди новому человеку, или, говоря словами Энгельса, пролетарская мораль будущего. Но догматическое богословие не знает диалектики, а великий диалектик и, кстати, разочаровавшийся богослов Гегель не разложил эти заповеди по полочкам.

Эволюция христианства отмечается уже в работах Маркса-Энгельса. Так, здесь говорится о различии морали христианства рабовладельческого общества,
христианства средневеково-монашеского, прагматического христианства буржуазного
общества, христианства утопического коммунизма и воинствующего революционного
христианства Апокалипсиса. А Ленин и большевики признавали, что, вопреки первоначальной марксистской концепции христианства как исключительно
реакционного, существуют и прогрессивные формы религии. Призывая бороться с реакционными формами религии, т. е. такими, которые препятствуют дальнейшей
эволюции, совершенствованию общественных отношений, служат эксплуататорским классам и закрепляют старые, отживающие порядки, Ленин с сочувствием относился к сектантам, проповедующим Царство Божие на земле, рай на земле, или
замаскированный социализм, по определению одного из представителей Синода.
Постановление ЦК РКП(б) от 9 августа 1921 г. предписывало быть особенно внимательными "по отношению к тем религиозным группам и сектам, которые являются прогрессивными и несут в себе зачатки коммунистического взгляда".

Евангельское учение совершенствования человечества от ветхого мира к Миру Новому
было воспринято коммунистами от теоретиков т. н. утопического коммунизма, но уже под видом атеизма. Его продолжением и развитием является учение
марксизма-ленинизма о строительстве нового мира - Царства Божьего на земле, о
воспитании, формировании нового, совершенного человека. Сейчас христиане уже
соглашаются с этим, видят в Моральном кодексе строителя коммунизма те же евангельские заповеди, однако говорят: коммунисты строили Царство Божие на земле без Бога. Но надо напомнить, что, во-первых, марксистское определение гласит:
бог монотеистической религии - это "еврейский, исключительно национальный бог Яхве", а этого бога Христос в Евангелии называет диаволом. Во-вторых, в мире царит тайна беззакония, истинный Христос и истинный Бог-Отец, пребывающий втайне, еще не воцарились в мире, по Откровению (Отк. 11:15). Новое имя Бога-Отца христианам еще неизвестно. Человечество ждет великое потрясение, как
сказано в Откровении. Но не очевидно ли уже сейчас, что Бог истинный пребывает с коммунистами, а Яхве - с церковью?

Недавно меня упрекнули, что за 12 лет мне не удалось никого из верующих привести к коммунистам. Но готовы ли вы принять их, если большинство по-прежнему твердит: религия есть опиум народов? Православные верующие сейчас тянутся к коммунистам.
Но они стоят среди вас, слушают и отходят в сторону. Коммунистам надо прежде
самим основательно разобраться в вопросах христианства и противоречиях марксизма-ленинизма. Правда, это несколько труднее, нежели призывать к оружию.
Но пора понять, что нам заповедано сражаться Мечом духовным, что в нынешней
ситуации призывы браться за оружие бесплодны, они лишь умножают число политзаключенных из молодежи, одержимой идеей Революции. Народ же пассивен в
массе своей и безмолвствует. Его можно понять. Он обманут в своих ожиданиях и устал. 70 лет коммунисты учили его трудиться самоотверженно, не щадя себя, ради светлого будущего. Народ поверил им, героически трудился, совершая чудеса. И
вдруг коммунисты объявили перестройку. Пришли новые учителя, в большинстве своем
выходцы из коммунистов. Они заявили, что 70 лет жизни народа и его упорного
труда на общее благо были сплошной ошибкой, что советские вожди - это злодеи и
преступники перед Богом и человечеством, а народ, поверивший им, совершил тяжкий
грех. Тринадцать лет новые учителя и православное духовенство внушают народу,
что он должен каяться, что цели коммунизма ложны. Тринадцать лет перед его взором мелькает пестрый калейдоскоп шумных вождей и идей. Одни зовут бороться за веру, царя и Отечество. Другие под разговоры о демократических свободах обобрали народ до нитки, присвоили результаты его труда, расхитили общее достояние.
Третьи призывают сражаться за чистоту русской крови против инородцев, обещают навести новый русский порядок. Четвертые обещают дать такую свободу, что не будет никакого порядка. И так далее. Все наперебой зовут за собой, уверяя: наше дело правое. Все заявляют себя правоверными и православными: коммунисты,
националисты, монархисты, богодержавцы, Путин и Лужков, Новодворская и Жириновский, Немцов и Хакамада, весь Союз правых сил и так далее. Народ,
поначалу внимавший новым вождям, теперь устало замыкает слух, потеряв надежду дождаться спасителя, и думает о собственном выживании. Он отворачивается ото всех, и правильно делает. Вы там наверху разберитесь прежде между собой, кто из вас прав, у кого дело правое, и не втягивайте народ в междоусобицу.

В нынешней ситуации, когда цели коммунизма оболганы, нам нужно доказать, что правда коммунизма - это Высшая Правда, это Правда Божия. Нужно победить ложь Мечом духовным, рассказать, каким чудесным будет этот божественный Новый Мир и светоносный Новый Человек - Богочеловек, новая сияющая Раса людей, рассказать,
какими фантастическими способностями она будет обладать, какие неслыханные
возможности откроются перед ней. Нужно распахнуть дверь в этот божественный Новый Мир. И тогда наш народ-мечтатель вновь обретет крылья и пойдет с нами, и тогда коммунизм победит.

О проблемах христианства и марксизма-ленинизма, о Новом Мире и Новом Человеке читайте на сайте
http://hrist-commun.narod.ru

Бусел Анна Ивановна, "Христиане за Коммунизм".

От alex~1
К Ким (22.10.2003 00:32:17)
Дата 22.10.2003 16:09:25

Re: Обращение к...

Уважаемая Ким!

Боюсь, искренние стремления идеалистов (не в философском смысле), подобных Вам, создать синтез коммунистической идеологии и христианства (более того, православия), обречены на неудачу.

Во-первых, Вас не поддержат настоящие православные. Любая религиозная система догматична и нетерпима к любому отклонению от канона. Религия не сводится к нравственным ценностям (доброта, любовь, ...). Христианин не тот, кто любит ближнего своего (не забывайте, что есть еще и "дальние"). Это свойственно не только христианинам или тем же коммунистам. Христианин - это тот, кто боится своего Бога и не ставит под сомнение догмы христианства. Например, православный, насколько я знаю, не имеет права ставить под сомнения решения Вселенских Соборов. В общем, христианин не может не признавать абсолюты - например, Добро и Зло.

Коммунизм как идеология построен на совершенно иных принципах. Расхождение коммунизма с христианством носят антагонистический характер. Христианство требует веры в Бога и боязни Бога, так как человек слаб и порочен. Коммунизм основан на вере в человека, его ум и нравственность, потому что Бога нет и больше надеяться не на что. С точки зрения христианство, это прямая ересь и сильнейшая уступка Диаволу. Не вижу, как можно примирить эти две полярные позиции.

Безусловно, нравственные нормы, единственным носителем которых долгое время была религия, оказали сильнейшее влияние на идею коммунизма. Коммунизм во многом пересекается с христианством, но расхождений гораздо больше, чем сходства. Коммунисты и христиане могут быть союзниками, но этот союз временный.

С уважением,
Александр

От Pout
К Ким (22.10.2003 00:32:17)
Дата 22.10.2003 12:19:52

Re: Обращение к...

Хороший затравочный текст.
Чего ж ваши верующие на Ленине остановились-то. Грамши развил и
ленинскую концепцию гегемонии, и подход философии практики к
практчиески-действенному мировоззрению, к которому он относил законную
предшественницу -в его случае - народный католицизм. Философия практики
должна стать обновленным житейским смыслом, стать ядром нового ПДМ,
вымещая старую. Не насилием , а гегемонией.

В условиях русской экстримы 20 века борьба на одном поле за ПДМ
обернулась борьбой на поражение. Двум пернатым в руской берлоге не
ужиться. Тем не менее, в Красной вере отцов, которой стояла страна -
сыграла роль "ересь народного православия" . Мавзолей видали?

Ким сообщил в новостях
следующее:102798@kmf...

> Постановление ЦК РКП(б) от 9 августа 1921 г. предписывало быть
особенно внимательными "по отношению к тем религиозным группам и сектам,
которые являются прогрессивными и несут в себе зачатки коммунистического
взгляда".
>

это постановление с подачи Бонча - осколок очень интересной
истории,имеющей прямое отношение к топику. В.Бонч-Бруевич был у Ленина
главным по сектанству.

Понятно, что в советские времена роль второго Бонч Бруевича
замалчивалась полностью, так как это противоречило официальной доктрине
о роли масс, и тп.

Я про "второго Бонча"(брата ВББ) в первый раз прочитал с любопытством
то,что написАли люди в сети. Самое забавное, что утверждение о его
большой роли равно относится и в "первому" Бонч-Бруевичу, и это имеет
самое прямое касательство к поднятой по ходу дела теме - религиозности
в период Соввласти. В мистику и совпадения я не верю, тем не менее, тут
какая-то заковыка.
Есть капитальное исследование А.Эткинда "Хлыст. Секты,литература и
революция". М.НЛО .1998,690стр. Воспроизведу кое что оттуда (книги нет в
сети, есть рецензия на нее в ЭксЛибрис НГ, называется"Новая концепция
русской революции"). Там, в книге, страниц сорок,завершающих книгу и
подводящих итог ее теме -рассказ о Владимире Бонч-Бруевиче, его
долголетних отношениях с Владимиром Ульяновым и их обоих - к религии,
особенно русскому сектанству, старому и новому. По словам ВББ,
сектанство и старообрядчество насчитывало до 35 миллионов, "не менее
трети населения"России. ВББ- личный друг и многолетний ближайший
сотрудник Ленина, но эта сторона его кипучей деятельности (по
сушеству -как профессионала -основная до революции) не освещалась или
подавалсь туманно при Советах. Уже в начале века, согласно воспоминаниям
ВББ, "Ленин интересовался возможностями повторения в России религиозного
восстания...типа анабаптистской революции Мюнстера"(времен крестьянской
войны в Германии).("Хлыст",стр.653). Бонч увлеченно разрабатывал тему,
общался с сектантами, написал спецальные многотомные (восемь
томов)исследования по теме сектанства в России(1911). "Преклоение ВББ
перед сектанством не имеет предела". "Наблюдение за сектантскими
общинами давало модель для теории государства...будущее России было
связано с коммунистическими настроениями религиозных сект"(с.648-9).
Общность имущества и полное отсутствие собственности,общий быт,
"практически действенная вера" и связанная с неюистовая общинная работа
очень привлекали идеологов комунистического общежития Ленина и Бонча -
но они были в меньшинстве.

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ ОН -УПРАВДЕЛАМИ СОВНАРКОМА. "Ежедневно решая гос.дела в
непосредственной близости к Ленину,сектовед-революционер продолжал
реализовывать свою старую программу". Удалили ВББ их управделами в
1920"благодаря нввероятной и подлой интриге", как писал сам ВББ, которую
против него провели анти-религиозники Троцкий, Крестинский, Каменев .
ВББ якобы случайно обнаружил при обыске в Госбанке золото,припрятанное
Крестинским. Троцкий же обвинил ВББ в "полухлыстовской перспективе на
события"(стр.668). Однако полностью лишить вляяния на Ленина его не
удалось,он бывал у него и неоднократно имел возможность"проводить
линию". В сентябре 1921 у Ленина состоялось специальное совещание по
теме, которое проводил Бонч.

"Враги сектантской утопии" все же в конечном счете одержали верх уже
после смерти Ильича и его "замечательная мысль осталась
неосуществленной"(стр.668). За одним исключением - а именно совхозом
"Лесные поляны",тем самым. который расположен рядом с Горками и идею
которого,по словам Бонча, подал сам Ленин. На базе конфискованных
подмосковных имений был создан мощный совхоз, куда перешли работать и
жить и знакомые ВББ по его жизни вожди сектантов ( в т.ч. секта"Начало
века") и их паства. Кстати, Бонч хорошо знавал крупные фигуры из кругов
сектантов,например. "принимал у себя Распутина" (рассказ о Григории
Распутине и его месте в истории также есть в книге Эткинда). С 1921г
совхоз "Лесные поляны" снабжал Москву молочными продуктами и стал
"образцовымс". На базе этого удавшегося образца Бонч "продавил" в 1922
опубликованное массовым тиражом"Воззвание" к сектам и сектантам. Но,
Ленин умер...
У женевских экмигрантов в 1910х годах,пишет Эткинд,был в ходу
термин"бончить" -это означало "строить грандиозгные планы"(стр.672)



> О проблемах христианства и марксизма-ленинизма, о Новом Мире и Новом
Человеке читайте на сайте
>
http://hrist-commun.narod.ru
>
> Бусел Анна Ивановна, "Христиане за Коммунизм".



От Pout
К Pout (22.10.2003 12:19:52)
Дата 23.10.2003 23:07:21

Русская традиционная вера

в развитие темы постингов

Чтение Грамши
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/102919.htm

Иван и его вера
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/19/19008.htm

От фольклора - к бедной религии. Казус Мавзолея
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/16/16546.htm
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/17/17755.htm

1)вера и ПДМ
2)типы вер
3) религозная русская вера
4)русское бытие и верования
5)русский православный габитус
6)солидный господь- для солидных господ


1) Я предпочитаю слово вера, понятое широко - как практически
действенное мировоззрение(ПДМ) . У индивидуя вырабатывается вначале
как
вера в свою группу - слепая. Потом растет, упорядочивается,
становится осознанной. Синтез накладываемых обществом и
вырабатываемых
человеком наложений.
Действую так и не могу иначе - вот и все, если у
человека развитое мировоззрение
.
По Грамши, "мотором" является практически-действенное мировоззрение(в
просторечии - вера). НЕ обязательно религиозная , вот в чем еще дело.
Первая вера - исторически - в свою социальную группу, в МЫ - и потом
так.далее. Это см. Грамши. Ср. Поршнев. В первых главках и фрагментах
("Несколько замечаний к теме","Что такое человек") из"Тюремных
тетрадей"это расписано ясно и коротко - что такое "сенсо коммуне"и"буоно
сенсо"(обыденное сознание-житейский смысл и здравый смысл),
"философия"(каждый человек - философ, в примитивном смысле, но -именно
философ), "идеология". И наконец, деятель (на жаргоне Грамши
часто -"политик"), для чего нужен "мотор".

Уже на этом этапе употребление слов (особенно "политика", "идеология".но
также "философия") чуть иное, чем привычное(добавляются проблемы с
переводом некторых терминов на русский - он разный . Более всего заметно
на житейском смысле. Практический смысл!он же сметка- может так).
Религия как вера и религия как церковь(институт) вещи разные. Это
касается и соотношения РПЦ и русского православия.

2. Религия(вера) в моем понимании ,по Грамши - это практически
действенное
мировоззрение. При таком широком понимании
охватывается и разница между нею и тем, что называется
массовыми идеологиями.

Придерживаюсь такого различения .Ментальные феномены можно
рассматривать как индивидуальные и надиндивидуальные.Психика,
психические феномены (в том числе переживания) - индивидуальны.
Веры, которые можно по другому назвать мировоззрениями - проявляясь
через индивидуальное, являются "всеобщими" ментальными
образованиями. Человек не просто существо, обладающее психикой. Он
не живет без (широко понятого)мировоззрения. Составляющего
базисную
сетку (не систему) картины мира и ориентации в ней. Мировоззрения не
обязательно
религиозного. Еще раз, _генетически_ первый вид такого, условно говоря,
царя в
голове - слепая вера в МЫ, в свою социальную группу.

К примеру,смотрим подход французской школы историков "Анналы",
которая называется историей ментальностей. Там проводится
(по-настоящему, исторически и конкретно)
исследование ментальностей (все привыкли к затрепанному термину
менталитет -
оно слишком общО). Так вот, среди прочего там есть и религиозная
_ментальность_.
Это не "умственная"и "идейная" , а если так можно выразиться,
пограничная (переходная) категория между просто психическим и идейным.
Феномены вроде быстро охватывающих массы "психических эпидемий",
религиозных поветрий - один из любимых предметов исследований "истории
ментальностей".
Есть экстремальные варианты, сближающие религиозные поветрия с чисто
психическими. И все же психические феономены, заболевания (была такая
мода - невроз и тп, - в одной сфере, религиозные поветрия - уже в
другой, всеобщей. Невроз, шизофрения - психика. Религиозное
поветрие, даже примитивное - вера. Религиозные феномены абсолютно не
индивидуальны, они "мировоззренческие", относятся к практически
действенному мировоззрению масс.
Очень часто слепой может быть и религиозная вера. Развитое же
мировоззрение - повторюсь-. по Грамши - выработано, в том числе
критично -а не безотчетно - и интериоризировано личностью. Личность
и развитое (выработанное) мировоззрение - две стороны одного
единства.

В этом смысле я не разделяю этого отношения к
атеизму, который фетишизируется и демонизируется многими " истинно
верущими", превращая его во вселенскую гадость. Позиция "все
объясняет и во всем виноват атеизм"ничем методически не отличается
от любой зеркальной позиции - там только другой "демон"предполагается .
В том числе -бог, религия,или там В.Ленин. Его тоже рьяные адепты
иссиня-белой веры именуют антихристом.
В первом случае красной нитью проходит утверждение что причина
всех бед
России - насильственное насаждение атеистической идеологии.
Утверждение такого же рода - на роль такого же универасльного зла
предлагается социализм, "то есть" стадный коллективизм. Или "тупое
византийское православие"(Училка). И т.п. И тому, и другому
приписываются черты универсально негативного Агента (я в этом и
только в этом смысле употребил слово"демонизация"), необходимого и
достаточного. Я так не считаю - что есть такой универсально
негативный фактор. Какой бы то ни было. Дело не в том,
как он называется, а в том, что универсального агента, фактора зла
нет.
Есть в такой лихой демонизации соблазн, дело не в названии демона,
бывают и другие варианты. Вот Климов (просто он тут под рукой
оказался) выдвигает еще один, свой фактор - Дегенерацию. Принцип тот же.

И до революции твердили о порче нравов, о том что народ-де забыл
истинную веру и беды его в этом. Кажется, любое лихолетье - что
ордынское иго, что смутное время, что крестьянские бунты, что
упадок верховной власти, ну и само собой революции - старались
вывести из
"отступления от истинного православия". По отношению к народу, к
крестьянам
это неверно, дело не в этом. Беды носят земную,социальную природу,
а мировоззренческие кризисы сопровождают неустройство и
расстройство общественной жизни, и прежде всего - гнет и бедность.
Сейчас это особенно ясно видно.


3.Веры религиозного типа - это то, что всерьез и долго было (и
может быть)всеобщим мировоззрением. Но роль доктринального
православного христианства в совокупной народной вере не абсолютна.
Даже не ведуща. Вера русских крестьян была строга,
полна и регулятивна. Но место священников официальной иерархии и
церковной доктрины в крестьяской вере было тсказать ситуативно. От
священников ждали выполнение обрядов и ритуалов, проходящих по их
(не всеохватному)ведомству. Несмотря на борьбу государсвенной
русской православной церкви за полноту и непререкаемость своей
власти в умах и чаяниях, крестьяне-христиане на треть оставались
раскольниками, еще на треть - сектантами и непойми еще кем. В
повседневной жизни бОльшую часть верований и обрядов составлял
сложный " микс" язычества-магии, народного адаптированного
христианства и православия официально-доктринального.Народное
русское православие в средневековой традиционной Росии отчасти
сливалось, отчасти противостояло официальной православной религии
как вере и как институту.
То же замечание применимо и к соборности, общинности быта
крестьян.
Православная община и поземельная крестьянская община , вера в царя
и вера в бога шли рука об руку.


4. Условия жизни, быт, бытие (страда- страдать) русских крестьян
предполагали и определенный "тип ментальности". Примеры "воспарения от
условий великорусского быта" в ментальную сферу - очень подробно
расписаны во второй части "Пахаря" Милова. Экстремальные условия
выживания, требующие мобилизованности -одно из таких неизбывавных
качеств. "Природу нельзя отменить"(с)Милов. Еще пример. У русских
крестьян, судя по описанию их быта, сумеречное, пограничное состояние
духа могло быть достаточно обычным и привычным. Люди
жили-бытовали так ( напр.в топящейся избе) , что им часто
"виделось", или еще иначе -"мнилось","млело" то, что по нашим
теперешним "просвещенным" представлениям порой является
психической дисфункцией.
отклонением, если угодно - типа болезненности.. Возможно,
особенности психики, предрасположенной к "религиозным переживаниям"
- это гораздо более распространенные (тогда) типические вещи.
( из постинга "Иван и его вера")

"Мы плохо представляем, чего боялись наши прадеды, во что верили,
какие нравственные нормы не могли преступить, кем ощущали себя на
Земле...крестьянское понимание существа окружающего мира, важных
событий и последствий включала много здравого смысла, практического
опыта, накоплненного в общении с природой, в труде замледельца с
его круговоротом годовых забот, неизменным возращением всего на
круги своя, очень своеобразное и своекорыстное (NB- СП) толкование
религиозных элементов.

События, времена, природные явления -= все было крепко-накрепко
связано, взаимозависимо. Равновесие мира было ощутимым м зримым. Но
осознать эту связь событий-времен не стремились, наоборот, часто
это осуждалось...Вера в Бога была ядром мировоззренческой структуры
личности, крестьянской этики и эстетики. Веру и церковь с ее
служителями различали. Во многих дальних деревнях священники
являлись только по большим праздникам с какой-то конкретной целью -
отвести засуху, освятить дом. Такой "прикладной"характер молений
вполне устраивал крестьян." (В.Бердинских "Крестьянская цивилизация")


5. Традиционную народную русскую веру я
считаю тем исконным мировоззрением, которое свойственно народу
традиционной России. Мужики, основные носители этой веры, вполне
различали и поведенчески "размечали" "церковь как институцию"и веру
в Бога. К книжному православию, да и к тем мужикам кто знал писание,
относились функционально. К дюже начитанным грамотеям - иронически. К
праведным делами своими - как подобает("по делам их узнаете их".
Философия народной практики 10-20 веков).
Попов использовали по назначению - молебен отслужить, службу,
чтоб было все по правилам. Писание и даже основные догматы знали
предельно плохо, нормы и ритуалы народного православия к церковной и
книжной доктрине-догматике отношение имело слабое. Христос,
Богородица, Иоанн Златоуст, Никола, святые народные, которые
получили отражение в преданиях, особенно - духовных стихах,
скажем в сборнике дух.стихов- "Голубиной книге" - это не
персонажи писаного евреям и эллинами священного писания, а
фольклорные персонажи. Русские святые, русские реалии, в ауре
традиционных верований (неточно называть их языческими -это народное
праволавие,именно оно).. И страна , в которой происходили (и происходят
каждый год )действа крещения и преображения ,по которой ходят Исус и
Богродица - - это Святая Русь, а не Палестина

А та догматика, что на Законе Божьем преподают,
закон божий - это нечто другое. Это может для нежных отроков важно, пока
им можно вдолбить. Крестьянам православие не вдалбливали.Оно
прописывалось в их мыслящем теле - природой,бытием,обычаями, человек от
зачатия до смерти был вплетен в паутину и сеть этих токов (см у
Л.Толстого). Русский православный габитус.

Насчет "микса". Синкретическое единство - вот что имеется в виду
в отношении "двух вер". Бесшовное соседство противоречивых
сущностей, какое может быть на определенной стадии
мировоззрения. Берем зрелое,функционирующее, цельное мировоззрение, в
своем соку. Соблюдаю все ритуалы,как положено. Верю в истинного
православного Бога или там Троицу (простите грешного,вроде и так и так),
но как-то странно.
В церкви делаю все чин по чину, посты соблюдаю, а на кладбище в
родительскую субботу птичкам хлеб покрошу, ибо! птички -души
умерших. "И закусочка на бугорке". Поведение мое
ритуально"христианское", но в
_чистых_ местах - в храме, у икон, на том же погосте, а в нечистых(в
кабаке, блядне, бане) _принято_вести себя свойственно этому месту.
Заболела, несчастье какое,муж бьет, хочу присушить дролю - в бане
_нужно_ прочесть заговор местной колдуньи бабы Дарьи (или от мамки
перенятый, что чаще!) -"встану не помолясь, пойду не
перекрестясь...наведи порчу на супостатку-соперницу, остуди злую силу
постылого мужа"и т.п. Не родится хлеб,грядет голод- голые бабы гуртом
опахивают плугом село. А то и попа миром катают по земле(было и такое).
И таких ситуаций -вплоть до начала 20 века, а кое-где и позже-
подавляющее большинство. Это не пережитки- остатки или суеверия в смысле
неполномасштабной веры, а это она и есть, дополненная до цельной Вера.
До ПДМ. Что тут "христианского" - нету ничего.

Двоеверием(описав семиотику подробно) это назвали Ю.Лотман и
Б.Успенский. Поведение человека ситуативно (нормативы - отражают _эту_
двойственность) и состоит из сочетаний "чистой"и"нечистой"деятельности,
которые отделяют ясные "ключи"- в церкви пристало молиться, в бане
колдовать етс. Можно посмотреть у Эткинда (еврей опять прости
Господи..) - "Хлыст. Секты, литература и революция". Это научная
монография по теме народной
русской веры. И еще об ней же - очень хорошо автор поработал над
своей коллекцией - А.Синявский-Терц (!!!...изыди иудей)
"Иван-дурак.Очерки русской народной веры".


6. Сейчас положение с верой и церковью у русских куда более
тоскливое. Мы живем в модернизированном индустриальном обществе.
Возродились и распространились как чума такие вот мохнорылые магические
верования типа заговров и гаданий, которые заполняют зияющие бреши в
картине мира и регуляции поведения современного обычного человека.
Образовался новый микс, уже не цельная синкретика, в котором роль
доктринального православия - чисто идеологическая. РПЦ как
институт с монпольной претензией на единственно верную веру
стремится в этих новых условиях стать главным
государственным
идеологическим ведомством.

Слоган:
ХРИСТОС СПАСИТЕЛЬ
СОЛИДНЫЙ ГОСПОДЬ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД

Вариант:

ГОСПОДЬ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД

Бросив ручку, Татарский поднял заплаканные глаза в потолок:
- Господи, Тебе нравится? - тихо спросил он."

(Пелевин."Поколение П")

Я знавал такого о.Александра Борисова, приход у него нынче где-то в
центре Москвы, а сам он, извините -
экуменист чистой воды. Бойкий и с хорошим языком проповедник.
Общественный деятель, из первого разряда либеральной
демократичсекой тусовки, подписыал недавно колеективки монарху...
тьфу, гаранту в стиле"не допусти нашествия коммуняк и разгони их
как в 1993".

Ну это ладно. А вот по богословской части о.Александр получил
сокрушительную отповедь от того самого А.Гуревича (опять - евгея
и
срендевекового религиоведа). Арон Яковлевич как котенка шугал этого
бойкого "отца" насчет самИх теологических основ спасения души. Что ж
ты, говорит, священник, потакаешь дешевым современным модернистским
упованиям.
Страх Божий тебе неведом и запределен, ни гроша веры, какой была у
темного срендевекового прихожанина, у тебя нет. Поп Федор ты
собачий, а не душевед. Ничего не нашлось ответить экуменисту.
О.Александр только утирался .

А может, и правда дело в лжи и лицемерии , и противостояние идет не
по оси атеист-православный, как и не по оси развращенная
столица-богоспасаемое от мерзости интеллихента захолустье. Совестливых
везде мало, что среди священнослужителей, что среди посещающих ритуалы с
мощами, что среди прочих людей. Играет множество новообращенных
горожан- прихожан в веру, с пользой (чаще всего ради душевного
комфорта) для себя. Это оседлали ан масс лукавые о.А.Борисовы
Под определенным воздействием (СМИ скажем, плюс наличие/создание
преференций государством ) рудиментарное , атавистическое может быть
активизировано и даже считаться нормой, быть выведенным на и.о.
господствующей нормативной религии.
Это полный ход в даун, а не в 21 век.


Остаюсь при своем убеждении - и прихожане и люди секулярные вполне
могут быть (если сильно захотят и постараются :-) достойными
совестливыми людьми без всяких несвойственных им упований что на
трансцедентальное высшее начало(это когда "Отче наш на небеси..." и
свечку перед аналоем ), что на кудесную верховную Силу (это - когда
"Встану не помолясь пойду не перекрестясь" - у блядню чи на биржу).
Такой упованец и пост-протестантам джедаям в киношке доступен.


=====





От А.Б.
К Ким (22.10.2003 00:32:17)
Дата 22.10.2003 08:48:16

Re: Да, уж.... намешали кашу... (-)


От Пасечник
К А.Б. (22.10.2003 08:48:16)
Дата 22.10.2003 10:19:58

Весьма показательно...

...демонстрирует деградацию коммунистической идеологии. Не знают куда метнутся, начиная с того же самого Зюганова.
А ведь одним из основных преимуществ ком.идеологии и была именно ее целостность.

Все фигня, кроме пчел.

От А.Б.
К Пасечник (22.10.2003 10:19:58)
Дата 22.10.2003 20:41:25

Re: Весьма огорчительно....

Состояние "неофитов" - готовых сперва делать, а потом - думать. Откуда такая привычка пошла??...

Еще огорчительнее - состояние "адептов" - принявших обдуманное решение и... пошедшпх "в раскол" или того хуже...

Злое время, злое, нашими совместными, общечеловеческими усилиями...

От Дмитрий Кропотов
К Пасечник (22.10.2003 10:19:58)
Дата 22.10.2003 11:33:10

А целостность никуда и не делась

Привет!
>...демонстрирует деградацию коммунистической идеологии. Не знают куда метнутся, начиная с того же самого Зюганова.
>А ведь одним из основных преимуществ ком.идеологии и была именно ее целостность.

Философия марксизма и научного коммунизма - диалектический материализм - резко враждебна любой и всяческой религии, поэтому попытки скрещивания обречены на провал.

>Все фигня, кроме пчел.
Пчелы, в общем, тоже фигня
Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru

От Пасечник
К Дмитрий Кропотов (22.10.2003 11:33:10)
Дата 23.10.2003 12:44:03

Я о другой целостности

>Философия марксизма и научного коммунизма - диалектический материализм - резко враждебна любой и всяческой религии, поэтому попытки скрещивания обречены на провал.

С этим все в порядке.

Я о целостности той идеологии, которая в головах сегодняшних адептов коммунистического вероисповедания.

>>Все фигня, кроме пчел.
>Пчелы, в общем, тоже фигня
>Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru
Все фигня, кроме пчел.

От А.Б.
К Дмитрий Кропотов (22.10.2003 11:33:10)
Дата 22.10.2003 20:42:06

Re: А олигархи - в КПРФ - нормально вписались? Целостно? (-)


От BLS
К А.Б. (22.10.2003 20:42:06)
Дата 22.10.2003 21:35:00

Что там олигархи.

Зюганов вон самого Бога в КПРФ включил.

Инетресно, сам собираетcя партбилет вручать, или препоручит кому :)

От А.Б.
К BLS (22.10.2003 21:35:00)
Дата 23.10.2003 09:36:29

Re: Ну, он еще молодой... Зюганов-то.

Кандидатуры есть в КПРФ, которые раньше него пред Богом предстанут...

Правда... человек предполагает, а Бог - располагает. Так что - посмотрим как выйдет. :))

ПыСы Правда - до поры - нам тоже не откроется предмет беседы. Помершие - неразговорчивы, почему-то. :)