>Академик А.Г. Аганбегян накануне реформы создал ложный образ народного хозяйства в важном аспекте. Он утверждал, будто в сельском хозяйстве СССР имеется невероятный избыток тракторов, что реальная потребность в них в 2-3 раза меньше наличного количества. Этот «абсурд плановой экономики» он красочно расписал в книге «Экономическая перестройка: революция на марше», которая в 1989 г. была переведена на европейские языки: «Необходимы ли эти трактора? Эти трактора не нужны сельскому хозяйству, и если бы их покупали за свои деньги и рационально использовали, хватило бы в два или три раза меньше машин» [215].
Вот,сам же С. Кара-Мурза пишет:
"В годы реформы парк тракторов в селькохозяйственных организациях неуклонно сокращался, и к 2012 г. уменьшился почти в 5 раз — с 1366 тыс. до 276 тыс. шт. (это даже меньше, чем было в РСФСР в предвоенное время)".
И при этом, уровень с.-х. производства в РФ сравним с позднесоветским или превышает его.
Так Аганбегян ещё мягко сказал, получается. СССР мог обходиться в 5 раз меньшим количеством тракторов.
(И этому есть объяснения - нерациональное и расточительное использование техники колхозами, неудовлетворительное сервисное обслуживание, низкое качество производства тракторов...)
Ещё из С. Кара-Мурзы по этой же проблеме:
"В сравнимых, хотя и более благоприятных почвенно-климатических условиях Западной Европы нормальной в 1990 г. считалась такая нагрузка пашни на трактор: в Великобритании и Франции — 13 га, в Германии — 8 га, в Италии — 6 га (в РСФСР — 95 га)."
Разве? Откуда же эти условия сравнимы? Особенно про Италию порадовало.
Там ведётся интенсивное хозяйство на малых площадях, в Италии вообще возделываются такие культуры как виноград и оливки.
В России обрабатываются большие массивы земли, хозяйство в основном зерновое.
Конечно это разные типы хозяйств, которые будут требовать разных тракторов - и по количеству, и по типам, и по мощности.
То хозяйство, которое велось в СССР очевидно требовало меньшего количества тракторов при условии их более рационального использования и качественного технического обслуживания. Что, по сути, и доказано практикой.