|
От
|
miron
|
|
К
|
miron
|
|
Дата
|
19.08.2003 18:33:22
|
|
Рубрики
|
Прочее; Идеология;
|
|
Эксплуатация 2
Есть ли переприсоение продукта труда?
Пока человек использует для выработки энергии, нужной для совершения работы во время труда, свю энергомашину, возможна эксплуатация человека чеовеком. В смысле присвоения несвоего. Пока нет ограничений в питании. Если я сам нашел пщу или поймал дичь и если кто-то у меня забрал результат моего труда, то он меня грабит (эксплуатирует). Между тем, ри ограничении ресурсов (при перенаселении) в деловступают отношения собственности. Например, вождь захватил в свое личное пользование водуи дает ее за обработку своей земли беднякам. Является ли это эксплуатацией? В буквальном значении нет. Все же делатся на основе добровольного соглашения. Но нюанс втом, что бедные соглашаются признать вождя собственником только на основании силы принужднияЮ потому что в стране нет свободной земли с водой, на которую они могли бы уйти и не платить за воду вождю. М не можем также принять определение, что эксплуатаци - это принуждение к труду. Принуждение к труду существовало и в годы советской власти. Боле того, любое общество принуждает человека к труду. Оно не может его кормить просто так. Если же он живет отдеьно от общества, то его принуждает к труду голод. Умнжение усилий человека за счет внедрения новых энергомашин и новых источников энергии ведет кнеравенству и источником неравенства является разное отношение к собственности, главным образом на землю (даее неравенство как бы отрывается от земли), на технолоию и на капитал. Пока нет неравенства в собственности - нет эксплуатации. Неравенство возникат из-за неравенстве во владении землей (включающей приоритетеное право на использование энергоресурсов) и онополии на технологию. В современных условиях, эксплуаация - это перераспределение права на использование земельной ренты в пользу Золотого Миллиард. Вопрос может быть поставлен и иначе. Если все является производным энергоресурсов (другие ресурсы такж важны как часть технологии) и технологии, то не встает опрос эксплуатации, а встает вопрос о неравномерном (несправедливом) перераспределении ренты насобственность.
В случае первобытной общины на неограниченном ресурсном пространстве человек достигаетуровня производительности труда, которая позволяет ему дл удовлетворения физиолого-культурного минимума работать только два-три часа. Остальное время он роводит в кругу семьи, наслаждаясь природой. Он царь природы. Что же заставляет работать человека боьше, чем ему нужно? Есть теория о бигменах (больших людях) которые и вывели первобытный строй из вечного застоя. Если человека заставляют работать при тако ситуации и труд не принадлежит ему, то это эксплуатация, так как используется та же самая человечская машина. Им затрачивается энергия съедобных вешеств. Ихон добывает сам. Поэтому результат, продукт труда принадлежит ему самому. Если ресурсное пространсво чье-то, то тут возникают сложности в определении эксплуатации. Но вот в систему включаются доашние животные. Приручение домашних животных, накопление техологии вырашивания растений, привело к тому, что роль человечекой энергомашины в производстве матеральных благ стала минимальной. Первую скрипку стали играть отношения собственности и прежде всго собственности на землю и на технологию. Из-за постоянной брьбы наций за территорию возникает проблема защиты земельного ресурса. Накопление технологии вело к ому, что этот ресурс использовался все лучше и лучше. Эксплуатация снижается при развитии тхнологии, так как начинается умножение сил работника путем испльзования новых энергоисточников и привлекаемых энергомашин. Домашний скот, водяные и ветряные мельниы. Уровень благосостояния растет. Продолжительность жизни также постоянно возрастает. Спад же связаны либо с архаизацией, либо с деградацией культуры, лио с эпидедмиями, либо с неурожаем. Затем была изобретена бронза. После изобретения бронзы начинает раси благосостояние. В ряду Египет, Греция, Рим - накопление благосостояния хорошо прослежиается. Идет накопление технологии, которая позволяет более эффекивно использовать либо традиционную мускульную энергию человека (лопата против палки) или домашнее живоное (хомут для лошади против простой петли, которая не давала лошади дышать при больши тягловых усилиях, подковы против голых копыт лошади). Время для роизводства необходимого продукта одним человеком уменьшается. Он начинает целенаправленно использовать ехнологию для удовлетворения своих потребностей. Человек начинает потреблять больше,чем он мог бы сам произвести в первобытном состоянии до начала ширкого использования привлекаемых энергомашин. Пока ресурсы неограничены - проблемы нет. Но вот возникает редел ресурса. Опять возникает проблема собственности. Эксплуатация в чистом виде оявляется и скорее всего заканчивается в рабовладельческом обществе Поскольку раб принадлежал хозяину, то весь рост производительности за вычетом расходов на содержание и поупку раба шли хозяину, то это и был прибавочный продукт труда в чистом виде. Прирабовладельчестве принцип эксплуатации - использование человеческой нергомашины для получения прибавочного продукта - проявляется наиболее полно. Однако не всегда и не везде. сли например, в наиболее жестоких рабовладельческих обшествах количество продута труда, идушего на поддержание жизни было равно или даже меньше минмального базового продукта труда (затем раб выбрасывался), то уже в Америке рабы жили в достаточно приличныхжилишах, имели приличную одежду и обувь, достаточно хорошо питались (см. Хижну дяди Тома"). Была ли эксплуатация рабов в Америке? С трочки зрения нергетической - нет, ведь негры-рабы в Америке жили лучше, чем в Африке. Об этом говорит жизнеописание их сущствования в книге "Хижина дяди Тома". Они принуждались к труду, они не полчали прибавочного продукта. Но часть добавочного продукта они имели. Ше директивный товарообмен их рабочей силы на хлеб, жилише, одежду. Они сами бы не смогли без американской техноогии обеспечить себе такие условия жизни, оставшись в Африке в то время,даже если бы работали по 12 часов в день. Перед ними стоял выбор: снова дти в первобытное состояние с нравами убийства лишних детей и стариков и слабых, но без перенапряжения в труде ли же оставаться в рабстве. Поэтому в Америке была интенсификация труд рабов, а не эксплуатация.
По критерию энергопродукции, особенно в соврменных условиях эксплуатации не сушествует (если не считать рабов в некоторых республиках России). Другими словаи, никакой эксплуатации (в смысле грабежа или мошенничества) при каптализме нет. Прибавочный продукт есть результат использования более удобны видов энергии (через посредство технологии). Энергоресурсы наемному работнику не принадлежат. Поэтому грабежа не - есть несправедливое перераспределение прибавочного продукта (соданного на основе энергоресурсов), а следовательно, земельной и интеллектуаьной ренты, но об этом позже. Накопление богатства (или, если хотите, капитала) не связано с эксплуатацией (то ест отнятия чужой собственности) человека человеком, а связано с исользованием знаний и ресурсов и добровольного (сделаем оговорку, при капиталзме наёмный работник зачастую силой отлучается от использования прежних ресурсов, т.е. вынужден идти к капиталисту е вполне добровольно) человеческого труда в увеличении мощност работника. Другими словами, источником богатства (или накопления капитала) яляется владение знаниями и ресурсами. Суть современной системы может быть выражена следуюшей моделью. Работник исползует сырье и энергоресурс, принадлежашие предпринимателю, и нергомашину, также принадлежашую предпринимателю, и извлекает из нее энергию, асть которой переводится в полезную энергию продукта труда. Та часть энергии, которая переходит в продукт труда путемизвлечения ее из энергоносителей через человеческую энергоашину минимальна по сравнению с той долей, которую дает использование энергоресрсов. Естественно, что часть полученного продукта труда работник должен отдать за обучение людям, которые вкладывали него знания. То есть, часть продукта труда переносится а учителей. Основную же часть полезной энергии, запасаемой в продуктах труда, сотавляет энергия, извлеченная с помощью привлекаемых энергомашин: естественных (домашние животные, микробы, растения) ии искусственных (собственно машины). Все эти компонент, все эти средства производства кому-то принадлежат. Энергоресурс тоже не бесплатн, а, главное, кому то принадлежит. Поэтому говорить, что весь продукт труда принадлежит работнику, который его произвел неправомерно. На самом деле, работнику как биоробот принадлежит меньшая часть продукта труда. Термин биоробот как нельзя лучше подходт для описания работы сборшика на конвейере. Более того его работа вообше может быть заменена роботами. При всем сборочно производстве теоретически может остаться один стоож. Так неужели же он наиболее эксплуатируемая (по Марксу) часть трудяшихся?
Продкт труда включает три части: необходимый продукт - минимальная доля, обеспечиваюшая воспроизводство рабочей силы (без излиеств при воспроизводстве), добавочный продукт, кторый уже распределен, и прибавочный продукт, возникаюший вдобавок к первым двум вслдствие экономии ресурсов или рабочей силы, а также издержки производства. Если современного человека поместить в естественн-природные условия, то он конечно выживет, вопос, какого уровня жизни он достигнет (даже если изолировать группу людей, включаюшуювсех специалистов). Конечно, уровень будет гораздо более низким. Следовательно современная ноосфера является триединой систеой, включаюшей человека (работника), энергетческие и другие ресурсы (сырьё), накопленный капитал и технологию (знания, опыт). Во вемя трагических экспериментов в Ереване (Армения) и во Владивостоке, когда там длительное время не было электричества и отоплния, оказалось, что человек вооруженный знниями и имеюшей под руками всю технологию, но без источников энергии - ничто. Уровень жзни человека быстро скатывается на уровень средневековья. Нельзя забывать, что холодильник доступен только тогда, когда есть эектричество. Если отнять у человека истоники энергии, особенно электрической, то возникают эпидемии, жизнь становится ужасной. В время жизни без электричества резко увеличилась завшивленность, из за постоянного пребывания в постели старики стали умирать о пневмонии. Чудовищные эксперименты пооставлению современного человека без энергии (Ереван, Владивосток...) показывают, что по эффективности труда и качеству жизни такой человек немедленно скатывается в прошлый век. Триединая суть политэкономии современноо сверхтехнологического обшества закючается в том, что труд человека, знания о том, как использовать ресурсы (главным образом нергоресурсы) и сами эти ресурсы не могут быть отделены друг от друга. Только человек, наделенный знаниями и технологией, сырьем энергоресурсами, повышает свою моность в производстве продукта труда. Человек явлается главным, но недостаточным элементом эой триединости. Если убрать знания и источники энергии, то человек мгновенно теряет свою мошность, способность создавать избыток подукта труда. Если мы уберем оди из элементов этого треугольника: человека, технолохию или ресурсы, то каждый элемент превраается в ничто. Блестящей иллюстрацией этого положения может служить роман Марка Твена "Янки при дворе короля Артура". Советское госдарство также было не эксплуаттором, а интенсификатором. Политбюро КПСС играло роль бигмена. Следовательно, эксплуатация в иде использования человеческой энергомашины для получения прибавочного продукта труда - сушествовала достаточно ограниченное время ито не везде. Эксплуатация (вэнергетическом смысле) исчезла начиная с феодализма.
Мы надеемся, что наш анализ позволяет аключить, что эксплуатации за счёт переприсвоения прибавочной стоимости, созданной рабочими, нет. Капиталист не является человеком, врующим у кого то прибавочнй продукт. Он является человеком, присваивающим прибавочную продукт, а точнее ренту на собственость - в силу того места, которое он занимает в системе общественных отношений. С тем же успехом можете назвать похитителем продукта туда пенсионера, инвалида военнослужащего и школьника - все они потребляют продукты труда, к созданию которых не имеют отошения. То есть живут за счет изъятого у кого-то добавочного продукта. Мы отвергли марксовскую теорию эксплуатации через присвоение приавочной "стоимости", н это не значит, что нынешнее положение мы считаем справедливым, что мы одобряем нынешнее устройсто, когда олигарх черпает свои сверхдоходы за счёт грабежа общенародной нефти, даже и не эксплуатируя чужой труд. То есть, несправедливаякапитализма существут, но она состоит не в присвоении прибавочной стоимости, якобы созданной рабочими, а в присвоении енты за счёт монопольного доступа к источнику рентного дохода - будь это скважина, доставшееся в наследство предприятие или место столонаальника, которому а каждую сделку по 2% отваливай. Но чтобы всрыть причины паразитизма на одном полюсе и бедности на ругом, нужно развить дополнительную теорию, что мы и стараемся сделать. Значит, вопрос борьбы с "эксплуатацией" - это не столько вопрос боьбы с "частной сбственностью на средства производства", сколько вопрос борьбы с частным присвоением ренты на собственость. Есть ли эксплуатация (грабеж) рабочей силы в современных условиях? Мы отвечаем, что нет. Может быть и была в стародавние времена, ноне сейчас. Хоя она может быть там, где людей держат в положении рабов.