|
От
|
Pout
|
|
К
|
константин
|
|
Дата
|
18.03.2003 20:02:54
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
что сказал Huyzinga?
Не знаю, "кто". Знаю, ЧТО он сказал. То же, что и римский (и не только)
плебс вопил.
Хлеба - и - зрелищ! Вай?
константин сообщил в новостях следующее:89736@kmf...
> Хейзиг,а это кто такой?
> Тут один эстет-турист уже притаскивал какго-то Хейзинга с "Осенью
Средневековья" на пару с Ортега-и-Гассетом. Ему было сурово указано
(мной). Что ошибка вышла?
>
Забирай свово Ортегу вместе с Гассетом, потому что это аристократские
эстеты и ненародолюбцы. Хейзинга же хоть и эстет, но оданко ж сугубый
народолюб и антифашист, за что посажен был гитлеровцами в концлагерь и
там замучен
> И второе. К чему все эти рассуждения про игру? Т.е. конечно тем кто
малых детей воспитывает наверное интересно, но как это все на взрослых
выходит не понял.
>
>
Потому что есть такие два корреспондирующих афоризма из кладезя
народной мудрости (Хейзинга просто прпофессор и поэтому пишет несколько
длинней и подробней то же самое)
" у вербюда два горба потому что жизнь борьба"
" что наша жизнь - игра"
Х-зинга рассматривает весь насквозь "процесс" sub specie ludi. "С точки
зрения игры-состязания-борьбы", как внутреннего движителя
с ходу глянь, главки у Х-зинги как называются
-Игра и правосудие(сиречь суд -состязание сторон,борьба но и игра)
-Игра и ратное дело (сиречь приуготовление к войне, да и сама война,плюс
там дуэли и т.п.. Надо это все еще русским народным атериалом
ракрасить - суд у нас был поединок, сдубинами в т.ч., по-русску)
-Игра и мудрствование (Софисты, которых тут тоже склоняли, мерзавцев,
врагов таких)
добавить из более актуального
Игра и спорт( у Х-зинги оч. хорошо но мало. Что есть Олимпиады и пр., о
которых мы тут лаялись - борьба или игра. Вспомни, какие споры кипели
вокург тезиса "спорт есть субститут, сиречь эквивалент, войны")
======
...игровые состязания и поединки. Над всей этой, столь важной в
греческой жизни, областью господствует слово агон (агон). Область его
действия вроде бы включает в себя существенную долю понятия игры.
Значение "несерьезного", "игрового", как правило, не получает
отчетливого выражения. На основании этого, а также из-за чрезвычайно
важного места, которое агон занимал в эллинской культуре и в
повседневной жизни каждого эллина, Болкестейн упрекнул меня в том, что я
в своем докладе О границах игры и серьезности в культуре неправомерно
включил в понятие игры греческие состязания, от больших, укорененных в
культе, до самых малозаметных3. Говоря об Олимпийских "играх", замечает
Болкестейн,... перечислив многообразные формы агонистики, явственно
показывающие, как жажда соперничества наполняла всю жизнь греков,
заключает: "С игрой все это не имеет ничего общего, разве только
решиться утверждать, что вся жизнь греков была игрою!"
В определенном смысле именно таков замысел всей этой книги.
..
Игровой элемент в жизни Рима наиболее явственно раскрывается в
пресловутом Panem et circenses! -- Хлеба и зрелищ! -- как выражении
того, что народ требовал от государства. Наше ухо склонно слышать в этих
словах не более чем, скажем, требование безработных о выдаче им пособиий
и билетов в кино -- пропитания и развлечений для народа. Но эти слова
значили нечто большее. Римское общество не могло жить без игр. Они были
для него такой же основой существования, как и хлеб
представление о состязании, вызове, опасности и т. д. подводит нас
вплотную к понятию игры. Игра и опасность, переменчивый шанс,
рискованное предприятие -- все это вплотную примыкает друг к другу.
Можно бы склониться к выводу, что слово plegen со всеми своими
производными, относящимися как к игре, так и к долгу и пр., принадлежит
к сфере, где делают ставки в игре.
Все это вновь возвращает нас к соответствию игры -- и состязания,
единоборства вообще. Во всех германских языках, да и не только в них,
словом, обозначающим игру, постоянно называют также серьезную битву с
оружием в руках.
....нам следует переместиться в сферу примитивного мышления, где
серьезная битва с оружием в руках -- так же как состязание, или агон,
которое может простираться от самых пустячных забав до кровавых и
смертельных боев, -- вместе с собственно игрою объединяются в
изначальном представлении о том, как, подчиняясь правилам, обоюдно
попытать удачи. При таком взгляде в использовании слова игра
применительно к битве едва ли была заложена сознательная метафора.
Игра -- это битва, битва -- это игра.
=============