От Pout Ответить на сообщение
К Pout Ответить по почте
Дата 20.03.2003 20:52:32 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Дискурс праксиса-2. Вовлеченность, поле игры, стратегия,"чувство игры".

>
> Так как понятие во-влеченности одно из самых тонких(и самых"вложенных"
> внутрь концепции),его сходу растолоквать сложно,оно вводится
после"поля"
> и вместе со "стратегиями". Но пришлось с самого начала оговорить эту
> тонкость.
>
> ---------
Дискурс праксиса-2

Игра, в-игранность, чувство игры,стратегия


Существуют отличные тексты "устного"типа ,но есть проблемы с точным (не
дословным)переводом их. Так, например, слово "игра" по французски очень
многосмысленно. Кстати, в русском языке появляются новые смыслы и
сочетания с этим словом,которые отсутстовали раньше. Есть и специфически
"французские"и "русские" игры, и "русские игры" в "своеобразном смысле ,
признанном "во франциях" -"русская рулетка". Но это ладно. Важны
оттенки, которые могут исказить смысл. Например, производное от
основного корня jeu(игра) -enjeux -ставка, в не цель. Не цель!
Неожиданно непросто переводятся даже узловые концепты, по-крупному.
Книга-манифест Бурдье озаглавлена "Практический смысл"(Le Sens
Pratique). Однако переводчики говорят, что с равным основанием это можно
было перевести"Практическое чувство". Дело нешуточное. Такая же история
была с такими же концептами Грамши - buono senso. Его так же переводили
на русский по-разному. Ниже употребляется другое узловое
выражение -"Чувство игры"(будет еще"чувство своего места" и "чувство
чужого места").

Там то же - sens de jeu - но уже другой перевод, "чувство", а не
"смысл".
Так что нужны для русской версии точные слова, свои. Предлагается
подобрать точные русские слова, не "практический смысл", а _сметка_.

Насчет в-игранности в поле- первый проясняющий комплект текстов.


Из Лексикона Бурдье. Одна из трех статей к термину illusio

Выделены в тексте ++----++ строки вошедшие в статью о термине (файл
лексикона)
Работа "Некоторые свойства полей" есть в зипе в Копилке целиком.

==============
..
--Синхронически поля выступают как структурированные пространства
позиций (или точек), свойства которых определяются их расположением в
этих пространствах и которые можно анализировать независимо от
характеристик тех, кто их занимает (и кто отчасти определяется этими
позициями). Для них характерны некоторые общие правила: несмотря на все
свои различия, поле политики, поле философии или религии, имеют
инвариантные законы функционирования. Это указывает на то, что создание
некой общей теории уже не является чем-то безрассудным, и что отныне мы
можем использовать то, что мы узнаем о функционировании каждого
отдельного поля, для исследования и интерпретации других полей

--Всякий раз, когда мы исследуем новое поле, будь то поле филологии ХIХ
века, современной моды или средневековой религии, мы открываем
специфические особенности, свойственные каждому отдельному полю, и
одновременно накапливаем знания об универсальных механизмах полей,
которые специфицируются в зависимости от вторичных переменных признаков.
Например, переменные, наблюдаемые в разных государствах, функционируют
таким образом, что такие универсальные механизмы, как борьба между
доминирующими и претендентами на их места, принимает различные формы. Но
нам также известно, что в любом поле мы обнаружим борьбу, для которой
каждый раз необходимо понять ее специфические формы

--Любое поле - будь то научное или какое-нибудь другое - определяется,
помимо всего прочего, через определение ставок [игры] и специфических
интересов, несводимых к ставкам и интересам, свойственным другим полям
(невозможно заставить философа участвовать в гонке со ставками
географии), и воспринимаемых только теми, кто самой судьбой был
предназначен для вхождения в это поле. Каждая категория интереса
предполагает безразличие в отношении других интересов и других
инвестиций, обреченных таким образом на то, чтобы восприниматься как
абсурдные и безумные или как возвышенные и незантересованные.

++Чтобы такое поле функционировало, необходимо наличие ставок и
индивидов, готовых играть в эту игру, а также обладающих габитусом,
содержащим в себе знание и признание имманентных правил игры, ставок и
т. п.++

Габитус филолога есть вместе с тем некое <ремесло>, набор техник и
ориентиров, совокупность <верований> (например, привычка придавать
заметкам такое же значение как и текстам). Это еще и свойства, связанные
с историей дисциплины (национальной и мировой), с ее позицией
(промежуточной) в иерархии дисциплин. Данные свойства одновременно
являются и условием функционирования поля и продуктом его
функционирования, однако не полностью: поле может довольствоваться
одобрением и освящением определенного типа габитуса, более или менее
полно сформированного помимо него.

Структура поля есть состояние соотношения сил между агентами или
институтами, вовлеченными в борьбу, или, если хотите, распределение
специфического капитала, который, являясь результатом предшествующей
борьбы, направляет последующие стратегии. Эта структура, лежащая в
основании стратегий, направленных на ее трансформацию, сама постоянно
вовлечена в игру. Основной ставкой борьбы, местом которой является поле,
выступает монополия на легитимное насилие (специфическую власть),
которая является отличительным свойством рассматриваемого поля. То есть,
в конечном счете, основной ставкой борьбы служит сохранение или
разрушение структуры распределения специфического капитала. (Говорить о
специфическом капитале - значит утверждать, что капитал имеет ценность,
лишь находясь в отношении с некоторым полем, а, следовательно, в
пределах этого поля, и что лишь при определенных условиях он обратим в
другой тип капитала. Достаточно, к примеру, вспомнить о неудаче Кардена,
который захотел перенести в область высокой культуры капитал,
накопленный в области высокой моды: последний из критиков искусства счел
своим долгом утвердить свое структурное превосходство как члена
некоторого структурно более легитимного поля, утверждая, что все что
делал Карден в отношении легитимного искусства было отвратительным,
навязывая таким образом его капиталу заведомо максимально низкий
обменный курс.)

Те, кто в определенной системе соотношения сил монополизируют (более или
менее полно) специфический капитал, основу власти или специфического
авторитета, свойственного полю, склонны к стратегиям сохранения -
стратегиям, которые в полях производства культурных благ стремятся к
защите ортодоксии, - в то время как держатели, наделенные меньшим
капиталом (часто являющиеся новичками, и как следствие, в большинстве
своем самые молодые) склонны к стратегиям разрушения, т. е стратегиям
ереси. Эта ересь, гетеродоксия, понимаемая как критический разрыв с
доксой, часто связанный с кризисом, выводит доминирующих из состояния
молчания и вынуждает их выступать в защиту ортодоксии, мышления здравого
[pensеe droite] и с права [de droite], для восстановления молчаливого
согласия с доксой.

Другое, уже менее заметное свойство поля. Все индивиды, вовлеченные в
поле, объединены некоторым общим набором фундаментальных интересов, а
именно тех, что связаны с существованием самого поля. Отсюда следует
объективное соучастие, подразумеваемое в любом противостоянии.

++Часто забывают, что борьба предполагает определенное согласие между
антагонистами по поводу того, что заслуживает борьбы и что оказывается
вытесненным в сферу <само собой разумеющегося> и оставленным в состоянии
доксы. Иными словами, речь идет о всем том, что конституирует
собственно поле, игру, ставки, всевозможные допущения, которые принимают
неявно, даже не зная о них, уже в силу самого факта включения в игру и
участия в ней. ++


Те, кто вовлечен в борьбу, способствуют ее воспроизводству, содействуя
более или менее полно в зависимости от поля, производству веры в
ценность ее ставок. Новички должны оплатить свое право входа, состоящее
в признании ценности игры (в ходе отбора и кооптации всегда большое
внимание уделяется знакам приверженности игре и инвестициям в нее) и в
практическом знании принципов ее функционирования.

Они обречены на разрушающие стратегии, которые, тем не менее, ввиду
угрозы исключения, остаются в пределах определенных границ.

++В действительности частичные революции, местом которых постоянно
является поле, не ставят под вопрос сами основы игры, ее фундаментальную
аксиоматику, основу предельных верований, на которых зиждется вся игра.
Напротив, в полях культурного производства , в поле религии, литературы,
искусства критическое ниспровержение оправдывает себя через обращение к
истокам, к началу, к разуму, к сути игры, выступая против банализации и
искажений, объектом которых оказывается эта игра.++

(Один из факторов, предохраняющих различные игры от тотальных
революционных потрясений, способных разрушить не только доминирующих и
их власть, но и саму игру - это, как раз, необходимость инвестиций -
времени, сил и т. п., - что само по себе предполагает вхождение в игру и
что, как испытания ритуалов инициации, способствует тому, чтобы сделать
немыслимым на практике полное и окончательное разрушение игры. Именно
таким образом оказались спасены целые культурные области - в присутствии
филологов невозможно не упомянуть филологию - благодаря цене, которую
предполагает накопление знаний, необходимых даже для разрушить их
формы.)

Через практическое знание принципов игры, которое негласно требуется от
новичков, в каждом акте игры присутствует вся ее история и все ее
прошлое. И не случайно одним из наиболее верных признаков
конституирования поля, помимо присутствия в произведении следов
объективной связи с другими произведениями, прошлыми или настоящими,
является возникновение корпуса консерваторов жизней (биографов) и
произведений (филологов, историков искусства и литературы). Они начинают
архивировать эскизы, наброски, рукописи, <исправлять> (право на
<исправление> есть легитимное насилие со стороны филолога) и
расшифровывать их - те, кто связан с консервацией всего, что
производится в поле, и кто заинтересован в том, чтобы сохранять и быть
сохраненным самим. Другим показателем функционирования отдельного
пространства в качестве поля являются присутствие следов истории поля в
самом произведении (и даже в жизни производителя).

Еще раз подчеркну тот факт, что принципом философских стратегий
(литературных и др.) является не циничный расчет, не сознательный поиск
максимизации специфической прибыли, но бессознательное отношение между
габитусом и полем. Стратегии, о которых я говорю, являются действиями,
объективно ориентированными на некоторые цели, которые могут и не
выступать как субъективно осознанные. В этом смысле теория габитуса
направлена на создание условий возможности науки о практиках,
отказавшейся от альтернативы финализма и механицизма. (Термин <интерес>,
который я употреблял несколько раз, также представляется весьма опасным,
поскольку ассоциируется с утилитаризмом, этой нулевой степенью
социологии. Иными словами, социология не может обойтись без аксиомы
интереса, понятого как специфические инвестиции в ставки, который
выступает одновременно и условием и результатом принадлежности полю.)
Габитус - система диспозиций, приобретаемых в процессе имплицитного или
эксплицитного обучения, которая функционирует как система производящих
схем - есть генератор стратегий, которые могут объективно
соответствовать объективным интересам их авторов, при этом не являясь
специально для этого предназначенными. Необходимо провести полный
процесс перевоспитания, чтобы избежать альтернативы между наивным
финализмом (который мог бы, например, написать, что <революция>,
приводящая Аполлинера к смелым нововведениям в стихотворении
<Понедельник улица Кристин> и другим поэтическим ready made, была
вызвана желанием встать во главе движения, намеченного Сандраром,
футуристами или Делоне), так и объяснениями механистического типа
(которые рассматривали бы эту трансформацию как обычный и
непосредственный результат социальных детерминаций). Поскольку
достаточно лишь позволить своему габитусу подчиняться имманентной
необходимости поля и удовлетворять вписанным в него [поле] требованиям
(что в любом поля составляет определение совершенства), агенты абсолютно
не осознают, что подчиняются каким-то обязательствам и еще менее того,
что они стремятся максимизации прибыли (специфической). Таким образом
они получают дополнительную выгоду воспринимать себя и быть
воспринимаемыми как совершенно незаинтересованные

Пьер Бурдье
Некоторые свойства полей
Сообщение сделано в Высшей Нормальной школе в ноябре 1976, по инициативе
группы филологов и историков литературы.
Перевод выполнен по Bourdieu Pierre, Quelques propriйtйs des champs //
Questions de sociologie. Paris: Editions de Minuit, 1984. P.113-120).


===========

" Некоторые свойства полей "

< Pour qu'un champ marche, il faut qu'il y ait des enjeux et des gens
prets a jouer le jeu, dotes de l'habitus impliquant la connaissance et
la reconnaissance des lois immanentes du jeu, des enjeux, etc.

On oublie que la lutte presuppose un accord entre les antagonistes sur
ce qui merite qu'on lutte et qui est refoule dans le cela va de soi,
laisse a l'etat de doxa, c'est-a-dire tout ce qui fait le champ
lui-meme, le jeu, les enjeux, tous les presupposes qu'on accepte
tacitement, sans meme le savoir, par le fait de jouer, d'entrer dans le
jeu.

Et de fait, les revolutions partielles dont les champs sont continument
le lieu ne mettent pas en question les fondements memes du jeu, son
axiomatique fondamentale, le socle de croyances ultimes sur lesquelles
repose tout le jeu. Au contraire, elles contribuent a rendre impensable
pratiquement la destruction pure et simple du jeu. >


(Expose < Quelques proprietes des champs >


==========


======

СТРАТЕГИЯ
(одна из статей Лексикона. Выделен текст статьи ++---++)

-+++ Понятие стратегии - это инструмент разрыва с объективистской точкой
зрения и с действием без агента, которое предполагает структурализм
(прибегая, например у к понятию бессознательного). Но можно отказываться
видеть в стратегии продукт бессознательной программы> не делая из нее
продукт сознательного и рационального расчета. Она есть продукт
практического чувства, как чувства игры, особой социальной игры,
исторически определенной, которая усваивается с детства через участие в
социальной деятельности, а именно, в детских играх, как в случае
Кабилии, а также в других странах. Хороший игрок делает в каждый момент
то, что нужно, что спрашивается и требуется игрой (некоторым образом
игра формирует человека). Это предполагает постоянное изобретание,
необходимое, чтобы адаптироваться к бесконечно разнообразным ситуациям,
никогда не бывающим совершенно идентичными. Это не обеспечивает
механическое подчинение эксплицитному, кодифицированному правилу (когда
таковое существует). +++Я описал, например, стратегию двойной игры,
заключающейся в том, чтобы подчиняться правилам, встать под защиту
права, но действовать в соответствии со своими интересами, делая вид,
что полностью подчиняешься правилу.

Чувство игры не безошибочно; оно неравномерно распределено как в
обществе, так и в команде. Иногда его недостает, особенно в трагических
ситуациях, когда призывают мудрых, каковые в Кабилии, например, часто
являются еще и поэтами и умеют завоевать свободу, применяя официальное
правило, позволяющее сохранить главное из того, что правило
предусматривало гарантировать. Но такая свобода изобретения,
импровизации, которая позволяет породить бесконечность действий, ставших
возможными благодаря игре (как в шахматах), имеет те же ограничения, что
и игра. Стратегии, адаптированные к тому, чтобы играть в кабильскую
(пред)брачную игру, которая не приводит к тому, что вовлекается проблема
наследования земли и угроза ее разделения (по причине ее неделимости при
равном распределении между agnats), не подошли бы для беарнской
(пред)брачной игры, когда нужно прежде всего сохранить дом или землю.

Очевидно, что невозможно поставить проблему в терминах спонтанности и
принуждения, свободы и необходимости, индивида и общества. Габитус, как
чувство игры, есть инкорпорированная социальная игра, ставшая натурой.
Нет ничего более свободного и, одновременно, более вынужденного, чем
действие хорошего игрока. Он совершенно естественным образом находится в
том месте, куда упадет мяч, как если бы мяч им управлял, но посредством
этого он управляет мячом. Габитус, в качестве социального, вписанного в
тело, в биологического индивида, позволяет производить бесконечность
актов игры, которые вписаны в игру как возможность и объективная
необходимость. Принуждения и требования игры, хотя они и не заключены в
коде правил, навязываются тем (и только тем), кто, в силу имеющегося у
них чувства игры, т. е. имманентного игре чувства необходимости,
подготовлен к их восприятию и выполнению. Это легко переносится на
ситуацию брака. Как я это показал в случае Беарна и Кабилии,
матримониальные стратегии являются продуктом не подчинения правилу, а
чувства игры, приводящему к <выбору> лучшей возможной партии. При этом
исходят из игры, которой, располагают, т. е. из козырей и плохих карт
(дочери, в частности), искусства играть, на которое способны, а также
эксплицитного правила игры - например, запретов или предпочтений в сфере
родства или законов наследования - определяющих ценность карт (мальчики
и девочки, старшие и младшие). А закономерности, которые можно здесь
наблюдать благодаря статистике, являются агрегированным продуктом
индивидуальных действий, ориентированных при помощи тех же самых
объективных принуждений (необходимость, вписанная в структуру игры или
частично объективированная в правилах) или инкорпорированных принуждений
(чувство игры неравномерно распределено, но оно имеется в высшей степени
повсюду, во всех группах).

- Но кто же устанавливает правила игры, о которых Вы говорите, и
отличаются ли они от правил функционирования обществ, изложение которых
у этнологов очень точно подводит к разработке моделей? Что разделяет
правила игры и правила родства?

- Образ игры, несомненно, наименее плох для изображения социальных
предметов. Однако он несет опасность. В самом деле, говорить об игре
значит наводить на мысль, что в ее начале стоит изобретатель игры,
номотет, который установил правила, учредил социальный контракт. Еще
хуже наводить на мысль, что существуют правила игры, так сказать
эксплицитные нормы, чаще всего писаные и т. п., тогда как в реальности
это гораздо сложнее. Можно говорить об игре, чтобы сказать: совокупность
людей участвует в регулируемой правилами действительности деятельности,
которая, не будучи обязательно продуктом подчинения правилам,
подчиняется /определенным закономерностям. Игра есть место имманентной
необходимости, которая является в то же время имманентной логикой.
Нельзя делать что бы то ни было безнаказанно. А чувство игры,
участвующее в той необходимости и в этой логике, есть форма знания этой
необходимости и этой логики. Тот, кто хочет выиграть в этой игре,
получить ставки, поймать мяч и т.п., например, сделать хорошую партию и
приобрести связанные с этим выгоды, должен иметь чувство игры, т. е.
чувство необходимости и логики игры.


Пьер Бурдье

От правила к стратегиям
(Бурдье П. Начала. Choses dites: Пер. с фр. /Pierre Bourdieu. Choses
dites. Paris, Minuit, 1987. Перевод Шматко Н. А./ - M.: Socio-Logos,
1994. - С. 11-57.)

==========
Лексикон


ЧУВСТВО ИГРЫ

" Искусство предвосхищать будущее игры, которое записано в траектории
настоящего состояния игры. "

(практические Основания, 1994 , стр. 45)


" Одно из преимуществ игроков с "чувством игры" связано с тем, что они
могут осуществлять "циническую"(экономию), так как в этом - смысл игры
; так хороший игрок тенниса при приеме мяча распологается видимым
образом не там, где ему скорей всего добраться до мяча; он размещается
_"не так как выгодно"_ для приема, и тем самым "притягивает" мяч туда
, куда его собираются направить. "

(практические Основания, 1994 , стр. 154 .)

см также: стратегия.


=======

http://www.homme-moderne.org/societe/socio/bourdieu/lexique/i/illusio.ht
ml

Лексикон Статья

ILLUSIO


< L'illusio comme adhesion immediate a la necessite d'un champ a
d'autant moins de chances d'apparaitre a la conscience qu'elle est mise
en quelque sorte a l'abri de la discussion : au titre de croyance
fondamentale dans la valeur des enjeux de la discussion et dans les
presupposes inscrits dans le fait meme de discuter, elle est la
condition indiscutee de la discussion...
L'illusio n'est pas de l'ordre des principes explicites, des theses que
l'on pose et que l'on defend, mais de l'action, de la routine, des
choses que l'on fait, et que l'on fait parce qu'elles se font et que
l'on a toujours fait ainsi. Tous ceux qui sont engages dans le champ,
tenants de l'orthodoxie ou de l'heterodoxie, ont en commun l'adhesion
tacite a la meme doxa qui rend possible leur concurrence et lui assigne
sa limite : elle interdit de fait la mise en question des principes de
la croyance, qui menacerait l'existence meme du champ. Aux questions sur
les raisons de l'appartenance, de l'engagement visceral dans le jeu, les
participants n'ont rien a repondre en definitive, et les principes qui
peuvent etre invoques en pareil cas ne sont que des rationalisations
post festum destinees a justifier, pour soi-meme autant que pour les
autres, un investissement injustifiable. >



(Meditations pascaliennes, Seuil, 1997, pp.122-123)

++++
< Pour qu'un champ marche, il faut qu'il y ait des enjeux et des gens
prets a jouer le jeu, dotes de l'habitus impliquant la connaissance et
la reconnaissance des lois immanentes du jeu, des enjeux, etc.
On oublie que la lutte presuppose un accord entre les antagonistes sur
ce qui merite qu'on lutte et qui est refoule dans le cela va de soi,
laisse a l'etat de doxa, c'est-a-dire tout ce qui fait le champ
lui-meme, le jeu, les enjeux, tous les presupposes qu'on accepte
tacitement, sans meme le savoir, par le fait de jouer, d'entrer dans le
jeu.
Et de fait, les revolutions partielles dont les champs sont continument
le lieu ne mettent pas en question les fondements memes du jeu, son
axiomatique fondamentale, le socle de croyances ultimes sur lesquelles
repose tout le jeu. Au contraire, elles contribuent a rendre impensable
pratiquement la destruction pure et simple du jeu. >
++++

(Expose < Quelques proprietes des champs > fait a l'Ecole normale
superieure en novembre 1976 a l'intention d'un groupe de philologues et
d'historiens de la litterature, in Questions de sociologie, Minuit,
1984, pp.114-116)


< L'espace des possibles caracteristique de chaque champ, religieux,
politique ou scientifique, etc., fonctionne, en vertu du principe de
division (nomos) specifique qui le caracterise, comme un ensemble
structure de licitations et de sollicitations, et aussi d'interdits
[...]. Et l'on pourrait montrer de la meme facon comment le desir se
specifie et se sublime, en chacun des univers proposes a son expression,
pour revetir des formes socialement approuvees et reconnues, celles de
la libido dominandi ici ou celles de la libido sciendi sciendi
ailleurs. >



(La misere du monde, Seuil, 1993, pp.1101-1102)

Voir : Nomos; Illusio (libido; investissement)

ILLUSIO
(libido, investissement)

< Libido serait aussi tout a fait pertinent pour dire ce que j'ai appele
illusio, ou investissement. [...] Une de taches de la sociologie est de
determiner comment le monde sociale constitue la libido biologique,
pulsion indifferenciee, en libido sociale, specifique. Il y a en effet
autant d'especes de libido qu'il y a de champs : le travail de
socialisation de la libido etant precisement ce qui transforme les
pulsions en interets specifiques, interets socialement constitues qui
n'existent qu'en relation avec un espace social au sein duquel certains
choses sont importantes et d'autres indifferentes, et pour des agents
socialises, constitues de maniere a faire des differences correspondant
a des differences objectives dans cet espace. >


(Raisons pratiques, Seuil, 1994, p.153)
enjeux -ставка, в не цель
========