От Pout Ответить на сообщение
К self Ответить по почте
Дата 20.03.2003 09:30:54 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

молекулярные механизмы вовлеченности


self сообщил в новостях следующее:89863@kmf...
> ...психологии как социальной, так и индивидуальной
>
> константин пишет в сообщении:89846@kmf...
>
> > Главный квестион : и что со всем этим делать.
> > Т.е. Сегодня нужно играть больше или меньше и во что?
>
> понять роль игры в жизни. Она очень важна.
> вся жисть - действительно игра, ведь человек - социальное животное,
> поведение которого обусловлено культурой.
> нельзя противопоставлять "игра - серьёзность". С этих позиций не
понять
> важного элемента социопсихологии - игры.
> виртуальность ведь тоже игра. Ведь урбанизация привнесла значительный
> игровой элемент в жизнь. А социальные условия в СССР позволяли во
многом
> смотреть на жизнь как на игру и многие просто играли в "жизнь" - не
> замёрзнешь, с голоду не помрёшь, без крыши над головой не останешься.

Тут конечно много всяких гитик. Всякие психологические теории
(ролевых)игр стали одно время очень популярны. Ролевая теория -"весь
мир театр, а люди в нем -актеры". Каждый человек играет по жизни
социальные роли - мужа.отца,работника и пр. и т.д. В 60е пошла мода на
такие штуки. "Люди и роли". Первым отметился главный тогда западник в
психологии И.Кон, с него у нас и пошло.
Сейчас самый известный такого рода у нас Н.Козлов, популярная
практическая психология . А это в свою очередь часто опирается на
Э.Берна "Игры,которые играют люди" и другие его работы. Там концепция
набора типовых жизненных сценариев,называемых вроде"Красная шапочка".
Таких сценариев не так уж много.

Николай Козлов. Как относиться к себе и людям, или Практическая
психология на каждый день (цитата)
http://www.lib.ru/PSIHO/KOZLOW_N/prakticheskaya_psihologia.txt
Автором теории сценариев и прекрасной книги "Люди, которые играют в
игры" является американский психолог Э.Берн.

Что формирует тот или иной сценарий?
Сценарий неудачника закладывается сценами "Ну что он вертится",
"Вечно ему мало", "Посмотрите, как он бледен", "Ребенок нуждается в
клизме", "Ты простудишься", "Не ори", "Я от тебя уйду", "Ты плохой"
и пр. Соответственно, в сказках из всех персонажей личностно
близкой ему оказывается не любимая никем Лягушка или любые
энергичные Злодеи (а то, что они плохо кончают, для него вполне
понятно и приемлемо).
А как вам понравится мальчик, любимой сказкой которого в детстве
был "Стойкий оловянный солдатик"? Он ходил только с прямой спиной и
всегда лез в любой конфликт, кончая его так же, как и оловянный
солдатик в последней схватке с огнем...

Сценарий Удачника закладывался в детстве сценами "Иди,
поиграем",
"Колыбельная", "Ми-и-лый", "Разве он не прелесть", "Хороший мальчик",
"Я в
тебя верю", "Ты сильный и добрый", "Ты сможешь". В сказках он -- Принц

----------

Но речь шла изначала несколько о другом, о "молекулярном" механизме,
который универсален и в "полевой"концепции обеспечивает динамику. Бурдье
использует несколько терминов для описания этого механизма, и самый
первый - illusio (однако же иногда и "инвестиция", "ставка", интерес,
даже"либидо" -во мн.ч.). Надо было пояснить, что термин происходит от
корневого слова "игра" и первый его смысл -во-влеченность, в-игранность.
Молекулярные вещи тоньше. Потом будут "траектории" ,"стратегии" ,
нешуточные схватки(борьба и насилие), но это потом

Второе что надо было оттенить - неверность , когда
касается"молекулярных механизмов", тотального противопоставления полной
статики-традиции полной динамике-агону. Вот такие упрощения не нужны -
"В центре нашей, построенной на агонических началах культуры - спор,
поединок, единоборство. В основе архаической культуры - ритуал, цель
которого - спастись от хаоса, смирить случай, в конечном счете -
избавиться от будущего. Традиционная культура ходит по кругу, как
стрелки по циферблату."(поп-кульутрель Генис пишет, новый американец)

Так как понятие во-влеченности одно из самых тонких(и самых"вложенных"
внутрь концепции),его сходу растолоквать сложно,оно вводится после"поля"
и вместе со "стратегиями". Но пришлось с самого начала оговорить эту
тонкость.

---------
(корявый перевод, первая попытка растолковать этот бурдьизм.
Популярная шпаргалка с упрощенным пересказом с одного сайта)
(цитата)
...социальные агенты собираются сохранять или изменять структуру поля,
но наиважнейшее, думаю, то, что мы находим тут - что является двигателем
действия (или бездеятельности) . Это - illusio, как он это говорит: "
illusio, факт быть взятым в игру, взятым как игра, верить что игра стоит
свеч, или, чтобы говорить вещи просто, что ее стоит играть ". Дальше,
он дает пример концепции illusio, который показывает нам, что она была
двигателем действия: " когда вы читаете, в Святом Симоне, то, что имело
отношение к ссоре из-за шапок (кто должен приветствовать первым?) если
вы не родились в этом (обществе) Двора, если у Вас нет вида "человека
Двора", если у Вас нет в голове структур, которые присутствуют также в
игре, эта ссора Вам кажется мелочной, смешной ".

--------