>>Потому что формат задаваемой работами СГКМ рациональности неразрывно связан с нравственными ценностями и направлен, явно или неявно, на защиту нравственных ценностей от внешних угроз. Это, имхо, "родовой признак" примордиального взгляда на мир.
>И что тут "примордиального"? Группы людей объединены ценностями. Этим группам угрожают внешние угрозы, в том числе другие группы, со своими ценностями. Это объективный факт, независящий от примордиализма/конструктивизма.
Применительно к нашему случаю, факт оценки угроз может быть очень субъективен. Мне, например, думается, что деление на большинство и меньшинство является таким же условным делением, как и деление на классы. Да, эти деления есть. Но в парадигме, а не в реале. В реале есть инертное большинство, загнанное перестройкой во "внутренние катакомбы", и есть активное меньшинство, которое смогло или не залезть в эти "катакомбы", или из них выбраться самостоятельно. Это меньшинство кризисную часть своего "духовного мира" так или иначе переместило во "внутренние катакомбы" или "захоронило". "Большинство" не смогло или не захотело "расщеплять" свой "духовный мир" и поместило все сознание во "внутренние катакомбы". Вот это и есть, имхо, тот неявный признак, который разделяет "большинство" и "меньшинство". Апатия одних и активность и, пожалуй, экспансия других - это второстепенный признак. Говорить, что этим двум группам присущи только антагонистические отношения, значит до сих пор видеть мир с позиций Маркса.
Вот, кстати, Вы - яркий представитель активного меньшинства. Не я, не какие-то либо внешние обстоятельства - например, рассовые, религиозные, социальные, кастовые ограничения, - Вас поместили в эту группу. В современном мире человек решает сам, куда ему "поместить себя". Вы решили, что сможете принести больший результат, находясь там, где немного больше ресурсов, в том числе и для Вас, нежели там, где "ловить нечего". Вы самостоятельно реализовали свое решение, и теперь Вы - представитель "меньшинства". "Меньшевик", так сказать.
Одно это обстоятельство еще не является для меня свидетельством того, что лично Вы являетесь врагом большинству. Большинство апатично и до сих пор выбор свой о необходимости ведения гражданской войны с меньшинством еще не сделало, хотя факт экспансии меньшинства признало. Мне думается, что это очень ценный общественный ресурс, который должен быть правильно оценен. По моим наблюдениям, "большинство" до сих пор не против того, чтобы побыть "меньшинством". Это и обуславливает терпимость экспансии. Перестройка свершилась на этом эффекте. Так что можно говорить, что большинство заплатило за возможность "хотеть для себя побыть меньшинством".
Поэтому нужно придумать, как предложить людям, каким образом они смогут ощутить себя "меньшинством", оставаясь при этом "большинством", и мне думается, что люди начнут выбираться из "внутренних катакомб". Для этой цели нужно выделять общие или похожие структуры мировоззренческих матриц и "успокаивать" протвостояние групп. Имхо, Новый советский проект СГКМ как раз и был направлен на решение этой задачи.
Можно сказать и так: в современных условиях тот, кто нагнетает враждебность и нетерпимость меньшинства и большинства, действует во вред большинству.
>> Так или иначе, посредством примордиального метода идет апелляция к представлениям о Добре и Зле. СГКМ особенно ярко это делает на литературном поприще, обосновывая рациональность нравственных устоев.
>Как раз наоборот. В данном случае речь идет о физической возможности. Не о том нравится нам или не нравится если шкуры провинциалов пустят на абажуры и дамские сумочки, а смогут ли при этом москвичи обеспечить себе западный уровень жизни на исторически значимый срок. СГ никогда не обосновывает рациональность нравственных устоев. Он отвергает иррациональные обвинения этих устоев в "неэффективности".
"Вид с боку".
>А если начальник отделения и военком нацарапают статью что большинство совсем не плохое, а экономисты ВШЭ его намеренно "опускают" потому что хотят айфон и Канары - это будет "примордиализм"? Подозреваю что вы просто еще не освоились с терминологией.
Да, Вашу терминологию я принять не могу. Она ведет к конфронтации групп.