От Мигель Ответить на сообщение
К Скептик Ответить по почте
Дата 17.12.2007 17:56:52 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Оставим индийские проблемы индийцам

Что касается биографии Ганди, то статья исходит из молчаливого предположения, что он каким был в молодости, таким и остался. Если же допустить правоту Л.Н.Толстого, что "люди, как реки", то складывается вполне правдоподобная картина развития личности, прошедшей этапы ошибок и заблуждений. Ну, что с того, что в молодости был сибаритом? - тем ценнее его прозрение, вполне в духе самого Будды.

Во-вторых, статья исходит из тех представлений о герое и его необходимых качествах, которое навязано нам в рамках нашей культуры, в Азии и Европе оно другое. Насколько я помню, когда талибы брали северный Афганистан, какой-то генерал-соратник Дустума поступил "честно" и "благородно" по тамошним меркам: деньги от талибов за предательство Дустума взял, а северный Афганистан попытался не передать талибам, а заграбастать себе. В чужих культурах многие выходки, которые нам кажутся немыслимыми, вообще не повод для беспокойства.

В-третьих, наши представления о героях не соответствуют действительности и получены путём ретуширования и лакировки биографий. Те же, кто соответствуют представлениям о святости, не пробиваются дальше академиков; во власти им не быть. Поэтому из несоответствия некоторых фактов образу бескомпромиссного рыцаря без страха и упрёка ещё не следует, что это марионетка. Так, компромиссы с врагами часто свидетельствуют о большей глубине понимания и умении взвешивать различные варианты, чем бескомпромиссная борьба. Взять хотя бы договор о ненападении с нацистской Германией. Особенно это касается всякого рода оппозиционной деятельности. Никакими людоедами англичане в своих колониях не были; бороться с ними, как белорусские партизаны с немецкими захватчиками, не было никаких оснований.

Поэтому надо осторожнее относиться к фактам и не строить из них таких далеко идущих выводов, которые следовали бы из представлений о героях, навеянных агитацией. Ну, а если о чужом народе речь, то тем более надо быть осторожнее. Случилось мне как-то столкнуться с писаниной одного музыкального критика в далёкой стране, который всякий раз, когда надо было рассказать о каком-то произведении Шостаковича, черпал все идеи из произведений Баллока и Радзинского о Сталине. Я бы не советовал становиться его симметричным отражением. Я ещё понимаю, можно критиковать глупости Ганди, допущенные по незнанию, но делать выводы о его двойной игре, действительной работе на на врагов - это слишком. Если кому это и выяснить, то индийским историкам.