Привет
>>ОБЩИНА И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО.
>>О неуместности морализаторского подхода
>
>>1. Морализаторский подход к общине и гражданскому обществу
>> Часто социалистам или сторонникам общинных форм экономики, к которым принадлежит и автор этих строк , приходится слышать со стороны либералов, то есть сторонников экономики буржуазной, частнособственнической, обвинения в непростительной наивности. Либералы говорят, что мы, дескать, не замечаем того простого факта, что людям по природе их свойственно стремиться к своей собственной выгоде, так что строй либерализма и капитализма, где отношения между людьми строятся на базе рационального договора и взаимной выгоды, в этом плане естественен, поскольку позволяет преследовать свою выгоду открыто, не противореча ни закону, ни общественному мнению. Общинный же уклад хозяйствования – начиная с родовой и крестьянской общины и кончая советским жизнеустройством, перенесшим общинную модель жизни в города, и «сетями «экономики дара», внерыночного обмена и взаимопомощи, существующими и на современном Западе якобы патологичен, так как основан на взаимовыручке и поддержке друг друга и, значит, заставляет людей сдерживать свой естественный эгоизм ради блага ближних. Более того, эти либералы указывают на то, что в реальной общине бывает полным-полно конфликтов вследствие реально существующего эгоизма ее членов, и, например, русские крестьяне-общинники, которых так идеализировали славянофилы и революционные народники XIX века, если судить по произведениям тех писателей, которые изнутри были знакомы с крестьянским бытом (Энгельгард и др.) были далеко не альтруистами, и при удобном случае выгоду свою не упускали.
>
>Не так. Мы, либералы подчеркиваем, что все "общины", нам известные (первобытные и папуасы побоку), поддерживаются с помощью принуждения, насилия. А свобода (хуже того, МОЯ свобода) -- первичная, самостоятельная ценность. Можно еще поехидничать над тем, что добровольная община НИ РАЗУ не была успешно реализована, хотя попытки были в разные времена. Уточняющее исключение -- классические тоталитарные секты.
>А коли так -- по барабану эти вкусности с толоками и дарообменами.
Не очень понятен такой вопрос: ведь абсолютной свободы не бывает, вы и не в общине ограничены законом и много чем еще.