Автору было бы желательно ознакомиться с данными статьями, так как они написаны антропологом, т.е они достоверны, в его статье есть несколько утверждений, которые противоречат фактам. Русская община имеет несколько особенностей, которых нет у общин всех других народов, за исключением армянского. И именно особенность русской общины фактичиески исключена автором из рассмотрения, когда он свел общину к трудовой или экономической, т.е к той форме, которая в России не имела широкого распространения.. Более того, автору было бы небезинтерсно ознакомитьса с изложеным в последней приведенной мной выше статье, что причиной гибели русской общины стало именно исключение из её реальной жизни религиозного компонента и сведение её именно к практической общине. А теперь я позволю себе и интерпретацию фактов - по сути исключение религии и стало разборкой русского народа, приведшее к революции.
Т.е весь изложенный в статье тезис сам по себе интересен и может быть правдив, но имеет отношение к какой угодно стране, но только не к России.
Теперь к ошибочным тезисам.
Община в России не есть способ выживания перед лицом природных трудностей. Это становится очивидно из сравнения с финским опытом, изложенным в первой статье. В Финляндии, живущей в схожих с Россией климатических условиях не было ни какой коллективной деятельности по освоению и использованию природы. Финны делали всё строго индивидуально.
Общину или её отсустствие нельзя объяснить природой или социальными условиями, ведь окончательное становление тех же финов на протяжении более чем двух веков происходило именно в России. Это со всей очевидностью этническая черта.
Потому широкое распространение общины, с интегрированной в неё церковью, в России можно интерпретировать только одним способом - это способ этногенеза русских. Это наложение двух факторов, их синтез - практической общины, о которой говорил автор в своей статье, и монастыря, который являясь традиционной для христианства формой религиозной общины.
Становление этой формы неплохо описано в Русской доктрине, в её исторической части.
Более подробно о том, почему община это форма этногенеза :
"Пассионарный взрыв и "человек нового типа" или этногенез советского народа" - http://vizantarm.am/page.php?15#1.4