Появление книг подобного рода — вполне знаменательно. Долгие неформальные дискуссии в российском обществе относительно целого круга идейных, исторических и культурных проблем, выйдя за привычные стены интеллигентских кухонь в виртуальное пространство Интернета, сохранили неизбывный привкус "старого" диссидентства, но обрели совершенно иное качество — вполне верифицируемого массива "альтернативной" информации, эффективно противостоящего "телепромывке мозгов" среднестатистического обывателя.
Возврат этого массива обратно в "галактику Гуттенберга" — задача хоть и не простая, но вполне осуществимая. По крайней мере, на наших глазах возникает новая "интернет"-технология книжного производства — по следам производства газетно-журнального и следом за ним.
"Меня поначалу задели некоторые рассуждения на интернет-форуме С.Г.Кара-Мурзы. Особенно меня заинтересовала тема гонений на генетиков... Я нашел все материалы по так называемым репрессиям физиологов, химиков, статистиков, психологов... Каждый эпизод тянул за собой следующий. По мере своего продвижения от одного эпизода к другому, я ознакомился со всеми доступными через интернет материалами, посвященными роли Сталина в так называемых репрессиях, "Голодоморе", гонениях на генетику... Систематизация полученного материала и стала основой данной книги... Я часто шел путем компиляций,.. в книге нет первичного научного материала... Поскольку я здесь активно использую текст, написанный рукою других авторов, с небольшими моими модификациями, то это не позволяет мне ставить кавычки. Поэтому я не оформляю измененные чужие тексты как цитаты, а даю ссылку, что цитирую по такому-то автору", — объясняет свой "творческий метод" Сигизмунд (или Александр, как почему-то указано в аннотации? — Г.С.) Миронин.
Исследователям поздней античности, наверное, хорошо знаком этот "постмодернистский" феномен авторства-компиляторства (пожалуй, самый яркий из дошедших до нас представителей его — Диоген Лаэртский). Только тогда основой данного феномена были рукописные библиотеки с горами пергаментов и папирусов, а ныне, через две тысячи лет — столь же тектонические структуры интернет-сайтов и блогов. Конечно, жаль, что всё это пространство насквозь сканируется западными спецслужбами (что уже позволило охарактеризовать "Живой Журнал" как сообщество добровольных осведомителей ЦРУ), но всё-таки "тихие американцы" — отдельно, а информация — отдельно.
Нельзя сказать, чтобы достижения Сигизмунда Миронина на избранном им пути поражали воображение ("Я не историк", — скромно признается он). Но чтение "Сталинского порядка" — занятие, способное не без пользы и приятности отнять у вас несколько часов жизни.
"Голодомор", "репрессии" 1937-38 гг., "геноцид" переселенных народов, "ленинградское дело", "дело ЕАК" и "дело врачей-вредителей", сталинские "разгромы" генетики, "паранойя" Сталина и т.д., — практически все устойчивые мифологемы относительно "отца народов" (за исключением военного периода 1940-1945 гг.) стали предметом авторского (в указанном выше понимании авторства-компиляторства) рассмотрения. Иногда — весьма доказательного и даже остроумного.
"Авторы закона о реабилитации, признавая в принципе право государства на самозащиту, отказывают в этом персонально СССР. То есть считают, что с "тоталитарным режимом" надо было бороться всеми доступными способами, в том числе и нарушая его законы. Такая точка зрения тоже имеет право на существование. Например, в советское время революционеры, осужденные царизмом, считались героями. Однако большевики даже в мыслях не держали, что декабристов или, скажем, народовольцев следует "реабилитировать" — потому что не признавали самодержавие легитимной властью.
Ведь что такое реабилитация с юридической точки зрения? Согласно статье 5-й действующего УПК РФ, это "порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещение причиненного ему вреда".
А кто может подвергнуть гражданина уголовному преследованию? Только законная власть. А если данная власть в принципе не признается законной? Тогда и о "реабилитации" не может идти речи. Например, не подлежат реабилитации те, кто был казнен дудаевскими боевиками по приговорам так называемых "шариатских судов", или немецкими оккупационными властями во время Великой Отечественной войны — вне зависимости от того, совершили они что-нибудь или нет против "независимой Ичкерии" или "нового порядка". Потому что ни за чеченскими бандитами, ни за немецкими оккупантами права судить и выносить приговоры мы не признаем.
Итак, господа, хотите считать Советскую власть "преступной" — считайте, славьте сколько угодно своих "героев", боровшихся с "тоталитаризмом", только не называйте их при этом "невинными жертвами" и не требуйте для них "реабилитации". А то сядете в лужу. Как это произошло недавно с группой граждан, попытавшихся добиться реабилитации адмирала Колчака. В результате получилось, что тем самым они признали законное право Иркутского ревкома судить "верховного правителя России". Думается, покойный вряд ли одобрил бы такую инициативу".
Интересные пролегомены к нынешнему юридически межеумочному положению огромного числа бывших членов "преступной" КПСС в частности и нынешней Российской Федерации как правопреемницы СССР, не правда ли?