>Церковь имеет не моральное, а традиционное право учить детей.
>В государстве на русской земле. По праву отеческой земли.
_________________________________
Именно, что традиционного права она не имеет.
Если кто и имеет, то, по крайней мере, не официальная РПЦ, а разгромленная(кстати, с применением против староверческих деревень и общин авиации и артиллерии в 1930-х), но пытающаяся восставать из пепла старая церковь.
Прошу извинить за многословный исторический экскурс.
В 17 и даже в 18 веках в России было довольно широкое народное образование - в школах при монастырях. Поскольку в монастырских владениях состояло около 1/3(или даже чуть больше) податных крестьянских дворов, то это образование охватывало существенную часть населения. Результат этой системы образования мы используем по сей день.
Исследователи отмечают, что нравственные нормы, которые в других странах замыкались в среде монахов, в России оказались распространены на все крестьянское население. В частности, это относится к неприятию блуда и проституции, обмана, жизни ради богатства, дармоедства, грязных способов зарабатывания себе на жизнь, внешней роскоши, неумеренной гордыни, пьянства и т.д. К соблюдению нравственной чистоты не только в показном(перед людьми) варианте, но прежде всего для себя - быть чистым перед Богом.
Важнейшей вехой истории церкви и монастырей стал раскол. Основным событием раскола были не никоновские правки книг(первая половина 1650-х), но решения Московского Вселенского собора православной церкви 1666-67 г.(который староверы называют Разбойным собором). На никоновскую правку обычаев и ритуалов - народной реакции не было. "Медный бунт" 1662 г. не имел намека на религиозную составляющую. А вот по результатам решений Разбойного собора началась война. Фактически собор позволил царю узурпировать власть, сделать ее не зависящей от решений церкви и Земских соборов.
РПЦ в обновленном виде перестала быть институтом, контролировавшим царскую власть, становилась подчиненным царской власти и бюрократической иерархии институтом. Отметим, что незадолго до этого в удаленных сибирских землях, где чиновная иерархия занималась казнокрадством, обворовыванием местного населения, как аборигенного, так и русского, правила "шемякин суд", - на этих территориях учинялся церковный контроль над наместнической властью, и светский наместнический и воеводский суд заменялся судом церковным, - иначе взрыва было не избежать.
Решения Разбойного собора не были приняты. Прежде всего авторитетнейшей Соловецкой обителью. И с 1668 года началась 8-летняя осада Соловецкого монастыря. С того же 1668 г. началась война под руководством С.Разина. Интересный факт, который, как мне кажется, тоже связан с результатами 1666-67. В 1667 московский царь отказался от претензий на правобережную Украину и отдавал ее полякам. В 1668 году украинские казаки в результате пишут послания жителям слобоских земель, чтобы они поддержали Разина в его борьбе против московского царя. Населением эта война воспринималась как религиозная(встречи Разина иконами, колокольным звоном), но только не религиозная война тех, кто крестится двоеперстием против тех, кто крестится троеперстием, а как война ПРАВЕДНОЙ церкви против неправедного царя и стоящей при нем неправедной церковной власти. В войне на стороне Разина участвовало как белое(попы), так и черное(монахи) духовенство, независимо от ново- или старообрядчества.
Суть претензий к царю расшифровывает главное требование староверческого московского стрелецкого восстания 1682 года: венчание царя на царство - по старым книгам. А старые книги, похоже, гласили: царь должен быть выборным. И избирает его Собор всей земли Русской. Обратим внимание: выбирали Годунова, выбирали Шуйского, выбирали или признавали Лжедмитриев, выбирали Михаила Романова, выборам Алексея Михайловича, по-видимому, посвящен Собор 1649 года(известный по ссылкам на него), документы которого напрочь исчезли.
Так вот, восстание Разина было разгромлено, остатки бойцов Разина еще некоторое время участвовали в обороне Соловецкого монастыря. Но и с Соловками было покончено. Помимо Соловецкого, под ударом оказались еще многие монастыри, которые военной силой были введены в подчинение обновленной РПЦ во главе с патриархом, ставшим как бы должностным лицом при узурпировавшем власть царе. Но поскольку экономическая сила монастырей была огромной, был нанесен удар и по монастырской экономике. Началась государственная секуляризация собственности монастырей. Которая продолжалась без малого столетие. При Петре в 1701-05 годах в казну была отобрана вся монастырская собственность, которой, впрочем, государство распорядиться толком не могло, собственность вернули в управление монастырям, с тем, чтобы все доходы с нее шли, тем не менее, в казну. Удар, нанесенный по монастырям в конце 17 века, подорвал и систему образования. Страна погрузилась в недопустимую неграмотность. И, помимо возвращения под управление собственности, указ Петра от 1716 года предписывает монастырям учить детей в монастырских школах. Но уже при Анне Иоановне было запрещено пострижение в монахи всех лиц, кроме вдов и отслуживших солдат(стариков и инвалидов). Монастыри впали в безграмотность и стали физически вымирать из-за отсутсвия пополнения.
РПЦ в своей "белой"(поповской) составляющей - образованием народа не занимались вообще.
А закрытие и вымирание монастырей привело в 18 веке к массовому рождению раскольных скитов и общин. С екатерининской окончательной секуляризации монастырской собственности в 1764 г. и с перевода монахов на государственное содержание, монастыри, став по сути бюджетными государственными учреждениями, подчиненными РПЦ и Синоду, окончательно потеряли возможность активного участия в народном образовании и воздействии на духовную и экономическую жизнь России
С тех пор, со времен Анны Иоанновны, церковь имела отношение к народному образованию только в своей преследуемой , противостоящей РПЦ и царской администрации форме, - в староверии. С середины 18 века Россия разделилась в смысле образования на две части. По-западному образованное дворянство и мещанство плюс стремительно расширяющееся, благодаря развитию духовных семинарий, белое духовенство - с одной стороны. И тайно или явно придерживающийся староверия и участвующий в жизни ПОГОЛОВНО ГРАМОТНЫХ старовеческих общин народ -другой стороны.
Проваливающее экономическое управление деревней военно-феодальное сословие, превратившее, в том числе с помощью попов РПЦ, крепостное крестьянство в рабов. И староверчество, по сути дела создавшее в 19 веке российскую промышленность: ВСЮ уральскую металлургию, горное дело, золотодобычу, рыбную промышленность, развитый речной флот, производство ситца и создание для его обеспечения в Средней Азии мощного хлопкового хозяйства(Морозов)...
Крепостное крестьянство православных приходов под духовным управлением попов РПЦ - обрекалось на поголовную безграмотность, достигшую к 1917 году 75% населения России.
Наоборот, самоорганизовавшееся старообрядчество, в 19 веке делало все возможное и невозможное для развития образования. Помогало развитию университетов(крупные вложения в Московский университет), создавало школы для детей работников при управляемых староверами заводах и фабриках, финансировало развитие культуры(театры, в частности, МХАТ, художников-передвижников, заказывало картины и создавало коллекции, в частности - Третьяковскую галерею и т.д.).
РПЦ не имело к развитию образованности русского народа и к взлету русской культуры в 19 веке - НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ.
Более того, политика РПЦ по отношению к "инородцам" отталкивала людей от русской веры. Правительству России в середине 19 века приходилось принимать особые решения по скандальному факту перехода в мусульманство в ответ на "идеологическую работу" РПЦ в кратчайшее время 40 тысяч татар, исповедовавших христианство с незапамятных времен - со времен Казанского ханства.
Таким образом, РПЦ, как институт, подчинившийся узурпированной самодержавной власти, сложивший с себя обязанность просвещения и самодеятельного духовного контроля над российским обществом, - является никчемным, рудиментным образованием, призванным скорее обуздать, поставить под контроль власть предержащих любое проявление развития духовной народной инициативы, - и похоронить его. Т.е. православие в его инстуциализированной при РПЦ форме - самый что ни есть натуральный опиум для народа.
И современная РПЦ успешно исполняет эту роль опиума для народа в руках властей.
Ученые теологи РПЦ подводят теоретическую базу под имущественное раслоение русского народа: если Господь кому-то дал собственность, то он(Господь) понимал, что именно этот человек наилучшим образом ею распорядится.(это из статьи православной конференции).
Как Вы думаете, если РПЦ внедрится в школьное образование, чему она будет учить, исходя из ее сегодняшних тенденций к теологическому оправданию приватизации, обогащения элиты? Из нулевой реакции на вопиющие события типа "ярмарки миллионеров", нулевой реакции на показную роскошь элиты, на безнравственность, проповедуемую ТВ....?