Да, сохраняют люди.
И пример России показывает, что нравственная традиция Святой Руси в качестве существенно определяющей моральный климат, дожила по меньшей мере до победы в Велкой Отечественной войне.
Но институты могут подавлять саморегулирование в обществе. Способствовать возвышению того, что было бы загнано в подполье.
Изменения, постигшие Русь в последней трети 17 века и в наследовавшие петровские времена, вытащили наверх всю мразь: казнокрадов-воевод, охамевшего чиновника(этот период характеризуется созданием максимального числа чиновных учреждений - приказов(числом более 60), пьянства и блуда(петровским солдатам в качестве довольствия положено было в день приблизительно 1.5 литра 19-градусной водки).
И обновленная абсолютистская государственность, не принимаемая народом, использовала в качестве опоры для собственного существования - всю мразь, которую удалось наскрести. А институт церкви - обеспечил идеологическую подпорку. Обрядовые изменения в церкви - ликвидировали святость и незыблемость традиции. По сути обеспечили легитимность нарушения любой традиции, сделав правильным и законным самые явные проявления неуважения к традиции: наложение креста не двумя перстами, а тремя, хождение вокруг церкви не в одном направлении(связанным с соответствующей историко-религиозной логикой Писания), а в прямо противоположном. И т.д.
Ровно так же, как демократические идеологи и СМИ рубежа 80-90-х, обгадив предыдущую советскую действительность, сделали допустимым все. И торговлю орденами, и насмешки над бравшими Берлин, и выбрасывание из окон станков и научного оборудования - чтобы освободить место для сдачи помещений под офисы. И проституцию, и рэкет, и т.д.
И за период безраздельного хозяйничанья психологии и образа жизни мрази, - традиция частично умирает. Люди, не имеющие возможности восстать против такого оборота дел, сначала идут на компромисс ради выживания своих детей. А потом этот компромисс становится сутью морали: каждый за себя и за собственное здоровье!
То, что мы сейчас еще способны квалифицировать такое поведение как безнравственное, означает, что мы еще в своей душе сохранили нравственную традицию. Между прочим, привитую нам ВСЕМ в обругиваемую Вами коммунистическую эпоху.
Но каждый из нас в одиночку слаб. У нас элементарно нет организованности и согласия. Нет влияния на сколько-нибудь значительные группы людей. Более того, мы сами вынуждены бороться с беспорядком. учиненным в наших мозгах, разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. В отличие от нас РПЦ имеет и Писание, и нравственные заветы, и серьезную всероссийского масштаба организацию, и сильное влияние пусть на сравнительно небольшую часть(5%) народа, и какое-то влияние на очень большую часть народа, надевшего крестики, собирающегося на праздничные богослужения и крестящего детей в церквях.
И этот институт со своей якобы высоконравтсвенной позиции ничего не делает в идеологическом плане против тенденции к разрушению прежней нравственности. Более того, силами своего аппарата(священников) демонстрирует погоню за деньгами, терпимость к преступникам, терпимость к лжи, разврату, пьянству, наркомании и т.д.
Вот я и утверждаю: современная РПЦ - одно из вреднейших и опаснейших антинародных учреждений, существующих в России.
Воистину, в результате идеологической борьбы ее должна смести и сменить новая вера. Агрессивная к безнравственности, агрессивно атакующая охамевшее богатство, чиновную подлость, ложь, наступающий индивидуализм. И пусть она это делает именем Христа. Почему и нет?
Но РПЦ должна быть стерта с лица земли. Как предавшая свой народ.